Таможенные органы и представители бизнеса: сближение через новое законодательство
С 1 января 2018 года начнет действовать Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На это, в частности, указывали эксперты совета Евразийской экономической комиссии еще в апреле текущего года. А сегодня, 26 октября, в Госдуме был принят закон1 о ратификации данного кодекса.
Новый международный документ предполагает, что в отношениях государства в лице таможенных органов и бизнеса произойдут значительные изменения – на это неоднократно обращали внимание эксперты в ходе панельной дискуссии "Новеллы таможенного законодательства", которая состоялась вчера. Как подчеркнул заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Никита Золкин, еще в процессе написания проекта кодекса российская сторона придерживалась той позиции, что необходимо не закреплять административные и фискальные функции таможенных органов, а улучшать таможенное администрирование и сокращать сроки проведения таможенных операций. Он отметил, что в таком подходе заложено стремление к балансу между бизнесом и государством. С такой позицией согласна и руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина. Она высказала мнение, что миссия таможни – это обслуживание торговых отношений, а не взимание пошлин.
В то же время, как ожидают эксперты, переход к новым правилам не станет неожиданным для бизнеса и госорганов. Как рассказала начальник отдела Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Марина Искоскова, страны, принявшие кодекс, стремились синхронизировать свои внутригосударственные процедуры, чтобы плавно прийти к заранее обозначенной дате вступления документа в силу. В связи с этим, по ее мнению, ни бизнес, ни государственные органы не испытают потрясений из-за изменений правил таможенного регулирования.
К изменениям, призванным сбалансировать взаимодействие бизнеса и государства, можно отнести введение категорирования участников внешнеэкономической деятельности. Это означает, что на добросовестных, законопослушных плательщиков таможенных пошлин распространятся определенные упрощения, в частности, снижение таможенного контроля или беспрепятственный выпуск товаров. Однако надеяться на полное освобождение от таможенных процедур смысла нет. "Неприкасаемого бизнеса быть априори не может", – указала заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева, добавив, что безнаказанность и расслабление негативно сказывается на участниках торговли. Конкретные критерии отнесения к добросовестным участникам рынка, как ожидают эксперты, будут заложены в национальном законодательстве – на уровне приказа Минфина России.
А ключевой новеллой вполне может считаться введение приоритета электронного декларирования. Нововведение своевременно – по словам Татьяны Голендеевой, сегодня подать декларацию на бумажном носителе проблематично, особенно во внештатной ситуации. Но в то же время переход на новый порядок, по ее словам, означает, что таможенным органам предстоит сложный процесс осмысления изменений и внедрения технологических средств. Представитель ФТС России указала, что с 1 января 2018 года все технологические процессы в полном объеме запустить не удастся, однако выразила уверенность, что к концу первого полугодия проблемы будут преодолены.
В то же время, несмотря на планируемые новеллы, ряд экспертов считает, что таких изменений недостаточно. Галина Баландина указала, что введение электронных систем происходит слишком медленно и охватывает лишь сферу декларирования, а не, к примеру, транзит и пункты пропуска через границу. Ее позицию поддержал заместитель руководителя рабочей группы по совершенствованию таможенного администрирования АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" Юрий Ковалев. Он заявил, что в сфере декларирования электронные сервисы уже сегодня реализованы на 90%, но в других направлениях ситуация прямо противоположная – 90% сервисов не введено.
По данным Юрия Ковалева, электронными сервисами не охвачены следующие таможенные операции:
• возврат и зачет таможенных платежей;
• подтверждение факта вывоза товара;
• обжалование действий таможенных органов;
• ознакомление с результатами экспертиз;
• подача заявления на открытие и продление таможенных процедур (в частности, временный ввоз и уничтожение);
• подача лицензий, списание квот;
• предоставление отчетности;
• восстановление преференций;
• таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов;
• оформление поручений на погрузку в портах и ряд других.
Эксперт заключил, что необходимо адаптировать нормативно-правовую базу для исключения случаев, когда используются бумажные документы, а также внедрить электронные сервисы, полностью исключающие личное общение декларанта с должностными лицами таможенных органов.
Если к пожеланиям экспертов и бизнеса прислушаются, есть вероятность, что инициативы найдут отражение в новом кодексе. Дело в том, что он, как пояснила Татьяна Голендеева, несмотря на принцип стабильности законодательства, допускает внесение в него изменений. Она предположила, что кодекс станет "живым" документом, который не будет отставать от тех процессов, которые происходят в обществе и экономике. Как дополнила Марина Искоскова, урегулировать те или иные отношения впоследствии можно будет при помощи значительного количества отсылочных норм, которые уже заложены в кодексе.
К слову, определенные положения нового кодекса должны повлиять на развитие внешнеэкономических отношений в целом. Они касаются, в частности, статуса уполномоченных экономических операторов – Искоскова рассказала, что в соответствии с новым кодексом по общему правилу этот статус, присвоенный конкретному юрлицу, будет признаваться на всей территории союза. Сегодня он действует лишь на территории страны, в реестр которой включен оператор (ст. 85 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Кроме того, как отметила эксперт, особенности неполного, периодического или некомплектного декларирования станут более понятны для стран ЕАЭС. Также в новом кодексе заложена возможность создавать магазины беспошлинной торговли (duty free), которые смогут продавать товары лицам, въезжающим на территорию стран союза. Сегодня же таможенная процедура беспошлинной торговли доступна лишь лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза (ст. 302 Таможенного кодекса Таможенного союза).