Данные для исчисления земельного налога при их отсутствии в ЕГРН должны запрашиваться в муниципалитетах
Минфин России разъяснил, что исчисление земельного налога в отношении земельных участков, сведения о которых не содержатся в ЕГРН, осуществляется налоговыми органами на основании сведений органов местного самоуправления (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 августа 2017 г. № 03-05-06-02/55958).
Напомним, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физлицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Налогового кодекса).
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физлицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 16 ст. 396 НК РФ).
При этом органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и госрегистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В то же время следует иметь в виду, что в случае отсутствия в ЕГРН и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физлицами или юрлицами до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон № 122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов, изданных органами госвласти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
Соответственно, органы местного самоуправления обязаны были ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ, в случае, если указанные сведения ранее в налоговые органы не представлялись (п. 9.2 ст. 85 НК РФ).
Узнать, взимается ли земельный налог с арендаторов земельного участка, можно в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Финансисты также отметили, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 НК РФ).
В частности, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством (п. 1 ст. 138 НК РФ).