Федеральная трудовая инспекция может получить право обращаться в суд с требованием о защите прав работников
С таким предложением выступил депутат Госдумы Сергей Иванов. Законопроектом предлагается предоставить право государственным трудовым инспекторам труда предъявлять иски и заявления в суд, в том числе о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Они смогут воспользоваться указанным полномочием при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.
Также согласно законопроекту1 Роструд будет наделен полномочием обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в том числе в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы работника в суде. С этой целью планируется дополнить новыми абзацами ст. 356-357 Трудового кодекса.
В пояснительной записке к документу отмечается, что органы государственной власти наделены правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, но только в случаях, предусмотренных законом (ст. 46 Гражданского процессуального кодекса). Речь идет в частности о праве обращения ФПА России с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества (п. 2 ст. 35 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").
В то же время ТК РФ не предусматривает возможности обращения в суд трудовой инспекции в защиту интересов работников.
Самостоятельное обращение работника в суд с иском о взыскании зарплаты представляется автору инициативы затруднительным в силу того, что работнику не так просто истребовать необходимые документы у работодателя. Речь идет в том числе о расчете зарплаты, ведомости начисления, копии приказа о приеме на работу. Кроме того, работник вынужден нести дополнительные финансовые затраты по оформлению документов и оплате юридических услуг, в то время как он ограничен в денежных средствах из-за невыплаты зарплаты.
В результате за восстановлением своих нарушенных прав чаще всего работники обращаются не в суд, а в трудовую инспекцию и прокуратуру. Однако указанные органы лишь вправе привлечь виновных работодателей к административной ответственности и не располагают иными средствами стимулирования выплаты зарплаты работнику (ч. 1 ст. 5.27 КоАП) В то же время при вынесении судебного решения о взыскании денежных средств в пользу работника, судебные приставы в отношении должника-работодателя могут применить принудительные меры для исполнения судебного акта, в том числе ограничить его выезд из страны (п. 6 ч. 10 ст. 34.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Напомним, что за невыплату или задержку выплаты заработной платы в отношении должностного лица может быть вынесено предупреждение или назначен штраф на сумму до 20 тыс. руб., штраф до 5 тыс. руб. может быть назначен в отношении ИП, и до 50 тыс. руб. для юрлиц (ч. 6 ст. 5.27 КоАП).
А за невыплату зарплаты из корыстной или иной личной заинтересованности в отшении работодателя предусматривается уже уголовная ответственность. В частности, за частичную невыплату зарплаты свыше трех месяцев (более половины полагающейся работнику суммы) установлена максимальная санкция виде лишения свободы на срок до года, а за полную невыплату зарплаты свыше двух месяцев – в виде лишения свободы на срок до трех лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок (ч. 1-2 ст. 145.1 Уголовного кодекса).