Общественники: для профилактики ДТП нужно усилить ответственность не только водителей, но и пешеходов
15 июня текущего года Госдума в первом чтении приняла законопроект, которым предлагается скорректировать ответственность водителей за непредоставление преимущества в движении пешеходам. Если документ и в дальнейшем одобрят в текущей редакции, то для водителей появится верхний предел штрафа – 2,5 тыс. руб. Сегодня же размер штрафа за данное правонарушение фиксированный, он составляет 1,5 тыс. руб. (ст. 12.18 КоАП РФ). Главная особенность законопроекта и одновременно основная претензия экспертов к нему – не определено, в зависимости от каких обстоятельств будет устанавливаться тот или иной размер штрафа.
Большинство участников общественной экспертизы указанного документа, которая прошла вчера в ОП РФ, считают, что ужесточить ответственность для водителей по ст. 12.18 КоАП РФ действительно необходимо, но не так, как предлагается в законопроекте. В частности, заместитель руководителя, статс-секретарь Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Андрей Корнеев указал, что вилки штрафов сегодня в принципе встречаются редко. В данном случае, по его мнению, должностным лицам будет сложно определить, в каких случаях нужно назначить меньший, а в каких – больший штраф. Эксперт пояснил, что административное расследование по подобным делам, как правило, не проводится, а протокол составляется на месте. Следовательно, установить и учесть все обстоятельства в таких условиях трудно. Поэтому представитель Департамента предложил просто повысить штраф по ст. 12.18 КоАП РФ до 2,5 тыс. руб.
Другой предлагаемый экспертами вариант – оставить вилку штрафов, но четко определить, в каких случаях назначается штраф в том или ином размере. Например, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов считает необходимым установить дифференциацию штрафов в зависимости от того, впервые водитель совершил правонарушение (2 тыс. руб.) либо неоднократно пренебрегал положениями ПДД (2,5 тыс. руб.). К слову, по оценке представителя Госавтоинспекции Андрея Кузнецова, дифференциация, напротив, не охватит все возможные варианты нарушений, а вилка от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. как раз позволит инспектору учесть все необходимые обстоятельства.
В рамках ужесточения ответственности автовладельцев общественники также считают необходимым дополнить ст. 12.18 КоАП РФ частью 2, в которой будет отдельно предусмотрена ответственность за непропуск пешехода в ситуации, когда другие водители остановились перед пешеходным переходом (п. 14.2 ПДД). Общественники считают, что за такое деяние должен быть установлен штраф в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. Данное предложение содержится в проекте заключения по результатам общественной экспертизы (имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). В нем же поясняется, что общественная опасность данного деяния высока, так как пешеход, которого уже пропустила одна машина, убежден в своей безопасности и не задумывается о приближении транспорта в соседней полосе. Также он может быть лишен возможности оценить дорожную ситуацию из-за того, что другой автомобиль перекрывает ему обзор.
Но в то же время мнения экспертов сходятся в том, что только лишь ужесточение ответственности для водителей не позволит снизить число ДТП. Общественники указывают, что статистические данные о количестве возбужденных административных дел за непредоставление пешеходам преимущества указывают на отсутствие причинно-следственной связи между повышением размера штрафа и количеством аварий.
Кроме того, эксперты видят риски в подобном шаге законодателя. Так, они не исключают, что увеличение санкций только для водителей приведет к злоупотреблениям со стороны сотрудников ДПС. Кроме того, общественники опасаются, что ужесточением ответственности автовладельцев воспользуются недобросовестные пешеходы. Речь идет о тех, которые имитируют наезд транспортного средства на нерегулируемом пешеходном переходе, повлекший якобы причинение вреда их здоровью. Водители, чтобы избежать ответственности по закону, уплачивают таким лицам денежную компенсацию. Подобные случаи фиксируются и сегодня, но увеличение санкций для водителей, предположительно, приведет к резкому росту подобных мошеннических действий.
Но и добросовестные пешеходы могут быть виноваты в ДТП – те, которые забывают о своих обязанностях. Напомним, пешеходам перед началом движения по нерегулируемому переходу нужно убедиться в его безопасности. Также они не должны создавать помех для движения транспорта (п. 4.5 ПДД). В то же время, по словам юриста Экспертно-аналитического центра ОП РФ Светланы Казакиной, сегодня судебная практика такова, что вина пешехода учитывается только в случаях, когда он переходит дорогу в неположенном месте. В иных ситуациях, например, когда он не убедился в безопасности перехода и тем не менее вышел на него, вопрос о вине пешехода не ставится.
Общественники также привели статистические данные, в соответствии с которыми смерть в ДТП происходит чаще по вине пешеходов, чем водителей. Так, в 2015 году по вине автовладельцев погибло 2835 пешеходов, а по вине самих пешеходов смертность составила 4805, за 2016 год те же показатели составили 2393 и 3942 человек соответственно.
Эксперты пришли к выводу, что ответственность за безопасность дорожного движения должна быть обоюдной и в равной степени относиться ко всем участникам движения. В связи с этим общественники считают необходимым обязать сотрудников ДПС оценивать вину пешеходов и принимать решение о наказании для всех участников движения. Наряду с этим они предлагают увеличить размер штрафов для пешеходов за нарушение ПДД по ст. 12.29 и 12.30 КоАП РФ, правда, не уточняют, на сколько именно.