Новости и аналитика Новости ОП РФ выступила против отсрочки внесения платы за негативное воздействие свалок на окружающую среду

ОП РФ выступила против отсрочки внесения платы за негативное воздействие свалок на окружающую среду

ОП РФ выступила против отсрочки внесения платы за негативное воздействие свалок на окружающую среду
studiovin / Shutterstock.com

Минприроды России разработало законопроект1, предполагающий поэтапное внесение указанных платежей. Если документ будет одобрен, по итогам отчетного периода за 2016 год взносы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) можно будет внести в равных долях в три этапа – не позднее 1 марта 2018 года, 1 сентября 2018 года и 1 марта 2019 года соответственно. Помимо этого законопроект предлагает освободить операторов по обращению с ТКО от квартальных авансовых платежей до 1 января 2019 года.

Мнения специалистов экспертно-аналитического центра при ОП РФ по поводу предлагаемых изменений разделились. Одни из них отметили, что введение траншевой схемы внесения платы за 2016 год позволит исключить возможность банкротства операторов. Тогда как другие уверены в том, что отсрочка такую возможность не исключает – более того, предлагаемое регулирование не снимает риск недопоступлений средств в бюджет. Об этом заявила вчера в ходе состоявшегося в ОП РФ "нулевого чтения" данного законопроекта председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева. "Никто не контролирует, дошли ли эти деньги до бюджета, в то время как мы не получаем огромные платежи", – подчеркнула она.

По данным Росстата, размер платы за размещение отходов производства и потребления первого и пятого классов опасности в 2016 году составил 8,4 млрд руб. При этом согласно результатам анализа, проведенного экспертами ОП РФ, плата за размещение только ТКО и только четвертого класса должна была составить не менее 21,8 млрд руб. "Официальные данные Росстата существенно занижают возможный доход бюджета за плату, которая должна была поступить исходя из фактических объемов образования и размещения отходов", – заявила Дударева.

Какая ответственность предусмотрена за то, что жильцы частного домовладения сливают канализационные отходы в овраг, расположенный рядом с их земельным участком, и куда их соседи могут в связи с этим обратиться? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

С учетом этого предложение об отсрочке платежа эксперт назвала сырым – пока, по ее мнению, нет оснований для этого.

Не согласились общественники и с инициативой2 Роспотребнадзора, согласно которой может быть усилена административная ответственность за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно пояснительной записке целью данного законопроекта является предотвращение заболеваний, связанных с потреблением питьевой воды ненадлежащего качества, возникших в том числе в результате невыполнения обязательных мероприятий по защите водоисточников от загрязнения, а также неудовлетворительного технического состояния объектов централизованных систем водоснабжения.

В этих целях документ предусматривает дифференцированную ответственность для нарушителей в зависимости от того или иного пояса. Так, использование второго и (или) третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, может повлечь административный штраф на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб., на юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

А использование с нарушением первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – административный штраф на граждан в размере от 20 до 50 тыс. руб., на должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб., на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.

Напомним, что сейчас такой дифференциации нет, а размер штрафов существенно ниже – за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением установленных ограничений предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 10 тыс. до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ).

Давая оценку данному законопроекту, Альбина Дударева отметила, что в пояснительной записке к нему приведена лишь общая констатация нарушений санитарного законодательства, при этом из представленных данных сложно усмотреть тенденцию роста таких нарушений и, следовательно, дать оценку эффективности действующего законодательства.

Помимо этого она обратила внимание на то, что действующие санитарные правила и нормы в части охраны источников водоснабжения утверждены в 2002 году (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02"). Однако срок действия таких санитарных правил с момента принятия должен составлять не более 10 лет с возможностью его продления не более чем на пять лет (п. 10 постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании").

А это значит, что действующие в настоящий момент нормы и правила устарели – они не приведены в соответствие с действующим законодательством и не учитывают все особенности осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности, проектирования и строительства. С учетом этого предлагаемое кратное увеличение размера административных штрафов, подчеркнула Альбина Дударева, может создать риск значительного увеличения финансовой нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, притом поставленная авторами инициативы цель снижения количества административных правонарушений так и не будет достигнута.

Все указанные замечания будут представлены разработчикам в целях дальнейшей доработки законопроектов. 

Документы по теме:

Читайте также:

 ______________________________

1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/02-17/00062592). 

2 С текстом законопроекта "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/05-17/00066248).