Новости и аналитика Новости Эксперты: необходимо ввести ответственность агрегаторов и операторов службы заказа такси за передачу заявок нелегальным перевозчикам

Эксперты: необходимо ввести ответственность агрегаторов и операторов службы заказа такси за передачу заявок нелегальным перевозчикам

Эксперты: необходимо ввести ответственность агрегаторов и операторов службы заказа такси за передачу заявок нелегальным перевозчикам
Tom Wang / Shutterstock.com

Услуги легкового такси в России пользуются все большим спросом у населения. Такси становится доступным и востребованным видом перевозок, способным обеспечить высокий уровень мобильности граждан. Например, только в Москве этим видом транспорта ежедневно пользуются более 400 тыс. граждан. Вместе с тем по информации ГУОБДД МВД России за семь месяцев текущего года в только столице зарегистрировано 269 ДТП, произошедших по вине водителей легковых такси.

"Такая статистика заставляет нас всех и на законодательном уровне, и на практике эту услугу совершенствовать, обеспечивая пассажирам не только скорость передвижения и оптимизацию времени поездки, но высокий уровень безопасности и комфортности. Минтрансом России ведется активная работа, направленная на формирование понятной и прозрачной законодательной базы для такси", – рассказал заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул на состоявшемся на прошлой неделе V Международном Евразийском форуме "ТАКСИ", организованном АНО "МЕФТ".

Николай Асаул, заместитель Министра транспорта РФ
Николай Асаул, заместитель Министра транспорта РФ / Пресс-служба АНО "МЕФТ"

В частности, он рассказал об участии министерства в работе над законопроектом1 о деятельности по перевозке пассажиров легковым такси, который внесен в Госдуму депутатами и уже принят в первом чтении. Поправки, которые предложил внести Минтранс России, предусматривают введение ответственности агрегаторов и операторов службы заказа такси (первые передают заказы через Интернет, а вторые – с помощью звонков по телефону) за передачу заявок нелегальным перевозчикам, чего сейчас законодательством не предусмотрено. Такая инициатива обусловлена тем, что несмотря на ежегодный рост количества выданных разрешений на право заниматься перевозкой пассажиров и багажа, сотрудниками правоохранительных органов фиксируется увеличение случаев перевозки пассажиров без разрешения.

Как отметил заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно транспортной инфраструктуры г. Москвы Дмитрий Пронин, только в Москве с начала года выдано более 80 тыс. разрешений на право заниматься этой деятельностью (в 2016 году – более 74 тыс.). Однако согласно материалам МВД России за январь-июль 2017 года в России зарегистрированы более 1 тыс. нелегальных перевозок пассажиров без разрешения (в 2016 году – 2,4 тыс.). "Больше всего нелегальных перевозчиков зафиксировано в Москве, Чеченской Республике, Республике Дагестан, Краснодарском крае и Московской области", – добавил начальник отделения организации контроля за перевозками пассажиров и грузов отдела технического надзора ГУОБДД МВД России Роман Самсонов.

Напомним, что с 1 января 2012 года для водителей, которые перевозят людей легковыми такси появилась обязанность получить специальное разрешение на право осуществлять эту деятельность (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 69-ФЗ). А перевозка пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере до 2,5 тыс. руб., на юридических лиц – до 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях).

При этом, как рассказала главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения доходов физических лиц Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве Ольга Кондратьева, основная доля (94,6%) налогоплательщиков-таксистов, зарегистрированных в качестве предпринимателей, декларирует доход в размере около 10 млн руб. в год. То есть, можно предполагать, что водители, осуществляющие перевозку без необходимого разрешения, имея аналогичный доход, предпочитают заплатить штраф, нежели узаконить свою деятельность. Таким образом, следует сделать вывод, что финансовая ответственность нелегального бизнеса мала по сравнению с получаемой выгодой. В связи с этим упомянутым законопроектом предлагается также увеличить размер санкций за осуществление перевозки пассажиров без разрешения вплоть до лишения права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

Помимо этого, эксперты предложили при совершенствовании законодательной базы учесть необходимость правового регулирования страхования пассажиров легкового такси. Несмотря на рост количества ДТП с участием такси, порядок возмещения вреда, причиненного пассажиру, до сих пор не предусмотрен специальными нормами.

Обязан ли таксист выдавать пассажиру квитанцию или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси? Узнайте в материале "Такси" в "Домашней правовой энциклопедии". Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Существующий закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (далее – закон об ОСГОП) за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта не применяется к перевозкам легковыми такси (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее – Закон № 64-ФЗ). В связи с этим потерпевшему возмещается причиненный вред по общему правилу в рамках страховых выплат, предусмотренных ОСАГО (ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон № 40-ФЗ).

Однако, как отметила Светлана Гусар, вице-президент Национального союза страховщиков ответственности, разница суммы страховой выплаты по ОСАГО от выплат при страховании перевозчика в рамках ОСГОП составляет приблизительно 4 раза. Так, страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред жизни или здоровью, составляет 500 тыс. руб. (подп. "а" ст. 7 Закона № 40-ФЗ). Между тем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 67-ФЗ страховая сумма ОСГОП по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего составляет не менее чем 2 млн руб. на одного пассажира.

"Мне как пассажиру непонятно, почему при проезде на автобусе за 35 руб., а на такси – минимум за 99 руб., я, садясь на легковое такси, не имею тех же гарантий, которые предусмотрены для пассажиров городского транспорта", – возмутилась эксперт. В связи с этим она предложила отраслевым органам власти обратиться в Госдуму с инициативой о внесении изменений в действующее законодательство, предусмотрев применение Закона № 67-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в том числе и в отношении водителей такси и их пассажиров.

Документы по теме:

Читайте также:

______________________________

1 С текстом законопроекта № 472515-6 "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можете ознакомиться на официальном сайте Госдумы.