Распределять дела между судьями предлагается при помощи компьютерной программы
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ) разработал предложения о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия1.
В частности, предлагается в системе судов общей юрисдикции организовать отдельные суды апелляционной и кассационной инстанций, действующие в судебных округах, в которых уже функционируют аналогичные инстанции арбитражных судов. Аналогичный законопроект был одобрен ранее Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, указывается на необходимость приведения процедуры назначения судей в соответствие с конституционным статусом судебной власти и принципом независимости судей. Для этого предлагается исключить влияние органов исполнительной власти на итоговые рекомендации Комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.
Также СПЧ предлагает дать право самим кандидатам на должности федеральных судей знакомиться с материалами проверки по ним на всех этапах рассмотрения кандидатур. И установить единый федеральный стандарт формирования и деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена. При этом предполагается исключить полномочия председателей судов в процедурах отбора кандидатов на должности судей. Документом планируется сделать решения об отклонении кандидатуры мотивированными и доступными для обжалования кандидатом в судебном порядке.
Помимо этого предполагается ввести принцип выборности председателей судов, которые избирались бы из числа судьей или наделять их полномочиями на сравнительно непродолжительный срок с обязательной ротацией. А в регламентах судов общей юрисдикции СПЧ считает целесообразным закрепить процедуру распределения дел между судьями на основе компьютерных программ, обеспечивающих случайную выборку, тем самым гарантировав конституционное требование законного и беспристрастного суда для каждого дела и исключив возможность коррупционных действий. Для этого потребуется внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс.
Указывается на необходимость введения аудиопротоколирования судебных заседаний с незамедлительным вручением копий аудиопротокола сторонам процесса. Отмечается, что данная мера ускорит судебное разбирательство и будет действенной гарантией эффективного общественного контроля над деятельностью судов.
В целях обеспечения эффективного судебного контроля за расследованием, обеспечивающего защиту от произвольного уголовного преследования, по мнению правозащитников, необходимо ввести запрет последующего рассмотрения дела тем же судьей, который в ходе расследования разрешает вопросы об избрании меры пресечения и иных мерах уголовно-процессуального принуждения, о производстве следственных действий, а также рассматривает жалобы на действия органов расследования в порядке ст. 125 УПК РФ.
А чтобы освободить суды от излишних функций и повысить роль субъектов общественного контроля в сфере защиты прав человека и гражданина предлагается исключить из ведения судов решение вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных к лишению свободы. Решение подобных вопросов представляется целесообразным передать в совместное ведение общественных наблюдательных комиссий, уполномоченных по правам человека в субъектах федерации и администрации учреждений уголовно-исполнительной системы.