Минэкономразвития России не поддержало предложение сделать все удостоверяющие центры государственными
С инициативой о централизации и переводе в разряд государственной услуги процедуры выдачи ключей усиленной электронной подписи выступила в средине марта Минкомсвязь России. Для этого предлагалось внести соответствующие поправки в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – закон об электронной подписи) и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, в случае принятия законопроекта частные компании могут утратить право выдавать квалифицированные электронные подписи через два года после даты официального опубликования закона.
Между тем Минэкономразвития России не согласилось1 с этими предложениями. Среди основных рисков в связи с указанной инициативой называются:
- налоговые потери при ликвидации рынка услуг по выдаче электронных подписей вместе с утратой созданной инфраструктуры, закрытием удостоверяющих центров (УЦ) и увольнением их квалифицированных сотрудников;
- существенное удорожание услуги по выдаче электронной подписи – на 40%, до 2,4 тыс. руб., против нынешних 1,5 тыс. руб.
- отсутствие оценки разработчиком возможных расходов участников рынка в связи с закрытием действующих УЦ и т. д.
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись поможет "Электронный экспресс" в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ
Оставьте заявкуТакже в документе подчеркивается, что предложенные меры усиления контроля будут препятствовать распространению современных технологий электронного документооборота. И это не отвечает целям информатизации экономики, приведет к усложнению порядка взаимодействия хозяйствующих субъектов и государства. При этом высказывается опасение, что передача нотариусам несвойственной для них функции распространения сертификатов электронной подписи может негативно сказаться на качестве их работы.
При этом министерство предложило свои пути решения имеющихся проблем в этой сфере. Среди них:
- увеличение стоимости чистых активов УЦ и развитие их сети;
- повышение квалификации сотрудников центров;
- внедрение финансового обеспечения деятельности УЦ;
- создание СРО УЦ и т. д.
Отметим, что в случае выдачи отрицательного заключения об оценке регулирующего воздействия на проект нормативного акта его разработчик вправе либо доработать документ и повторно направить его для получения заключения, либо он урегулирует возникшие разногласия (абз. 15 п. 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, п. 42.1, п. 46 Правил проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов).
В настоящий момент изготовление и выдача электронных подписей осуществляется удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязью России. При этом министерство является головным удостоверяющим центром (подп. 1-2 п. 2 ст. 8 закона об электронной подписи).