Новости и аналитика Новости ТПП РФ представила стандарт качества деятельности для платежных посредников

ТПП РФ представила стандарт качества деятельности для платежных посредников

ТПП РФ представила стандарт качества деятельности для платежных посредников
Africa Studio / Shutterstock.com

В условиях стремительного развития технологий оплаты работ и услуг через платежных посредников эксперты озаботились вопросом правового регулирования данной сферы. Речь идет, в частности, о таких посредниках, как агрегаторы платежных услуг, обеспечивающие взаимодействие между потребителями и теми, кто оказывает услуги. Кроме того, к посредникам относят платежных агентов (в том числе банковских) и краудфандинговые платформы, на которых осуществляется добровольный сбор средств для реализации различных проектов.

По мнению представителей ТПП РФ, в сфере деятельности таких посредников можно выделить значительный пласт проблем. В их числе – непрозрачность работы, в том числе для конечных потребителей, высокие риски для тех же потребителей в случае банкротства посредника, а также вероятность вовлечения в сомнительные и мошеннические операции, которая, как правило, появляется там, где нет ясного правового регулирования. Проще говоря, денежные средства могут не дойти до получателя, а из-за чего и на какой стадии платежной операции это произошло – узнать невозможно или непросто.

Чем является большинство пластиковых карт: идентификаторами или кошельками? Ответ – в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Однако в ходе прошедшего вчера заседания Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям специалисты указали на необходимость соблюсти разумный баланс. С одной стороны, как отметил председатель подкомитета по платежным системам и информационной безопасности Роман Прохоров, нужно защитить интересы участников рынка, ведь так или иначе все они сталкиваются с необходимостью производить расчеты. Но с другой стороны, председатель Комитета Владимир Гамза указал, что чрезмерные запреты в данном случае недопустимы, ведь это ударит по бизнесу. Разумным компромиссом представители ТПП РФ посчитали введение саморегулирования, а значит, стандартизации деятельности платежных посредников. Наряду с этим планируется вести мониторинг рисков, связанных с деятельностью платежных посредников.

Стандарт качества деятельности платежных посредников уже разработан, по словам Романа Прохорова, в настоящее время его обсуждают с регуляторами. Но когда он будет принят – пока неизвестно. Предполагается, что после оценки соответствия платежных посредников стандарту качества, им будут выдавать "Знак качества платежного посредника".

Оценивать планируется целый ряд аспектов, и в их числе – используемые технологии расчетов. Согласно описанию стандарта, текст которого имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, платежный посредник должен использовать одну из трех систем расчетов:

  • номинальный счет, если денежные средства принимаются в пользу платежного агрегатора;
  • только через кредитную организацию, деньги не должны попадать на баланс платежного агрегатора, если он выполняет функции информационно-технологического взаимодействия;
  • специальный счет, если платежный агрегатор является платежным агентом или банковским платежным агентом.

Также, согласно стандарту, платежный посредник должен утвердить комплекс методик для контроля за деятельностью своих контрагентов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, посредник будет обязан разработать и применять на практике методики контроля целого ряда рисков: кредитного, операционного и правового, а также риска потери деловой репутации и ликвидности.

Учитываться будет и состояние информационной безопасности, и наличие механизмов обеспечения непрерывности деятельности (например, эффективные планы действий в чрезвычайных ситуациях). В содержание стандарта предположительно войдут также стандарты работы с обращениями клиентов, кодекс деловой этики и соблюдение требований к руководителям и учредителям (в частности, квалификационные требования и отсутствие судимости). На оценку могут повлиять и другие аспекты, в частности, регулярное прохождение аудита и наличие собственных средств в размере порядка 17 млн руб.

Что интересно, данный подход к регулированию деятельности платежных посредников в целом поддержали представители и главного банка страны, и госоргана. Так, советник Департамента национальной платежной системы Банка России Михаил Мызников отметил, что мягкий вариант регулирования вполне применим на рынке платежных посредников. А начальник Юридического управления Росфинмониторинга Герман Негляд добавил к этому, что внедрение стандартов – в интересах рынка, поскольку конкурировать с недобросовестными его участниками невозможно.

Документы по теме:

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

Читайте также: