Новости и аналитика Новости Эксперты считают, что лицензирование заказных пассажирских перевозок вряд ли повлияет на их безопасность

Эксперты считают, что лицензирование заказных пассажирских перевозок вряд ли повлияет на их безопасность

Эксперты считают, что лицензирование заказных пассажирских перевозок вряд ли повлияет на их безопасность
CBCK / Shutterstock.com

Согласно действующему законодательству деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по заказу, например в рамках оказания туристских и экскурсионных услуг, не подлежит лицензированию, достаточно уведомить Ространснадзор о начале ее осуществления (п. 6 ч. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Для осуществления же регулярных пассажирских перевозок лицензия необходима (п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Кроме того, для регулирования отношений в сфере организации регулярных перевозок принят специальный закон – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.

Статистика показывает, что большая часть ДТП с участием автобусов происходит при осуществлении именно заказных рейсов, сообщил генеральный директор федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" Алексей Двойных в ходе состоявшегося вчера круглого стола, посвященного вопросу обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Что неудивительно, ведь около 75% рынка межрегиональных пассажирских перевозок, по данным Общественной палаты РФ, приходится на "разовых" перевозчиков. Кроме того, далеко не все перевозчики работают легально, уплачивая налоги и поддерживая автобусы в надлежащем состоянии. "К сожалению, в отношении частных перевозчиков возникают вопросы о состоянии автобусов, их обслуживании, проведении техосмотра", – отметила глава Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей  Елена Сутормина.

В связи с этим Минтранс России предлагает установить обязательное лицензирование деятельности юрлиц и ИП по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом (основные направления совершенствования правового регулирования отрасли в текущем году указаны в Протоколе заседания Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Минтрансе России от 17 марта 2017 г. № 24). Это не первое подобное предложение, возможность введения лицензий для перевозчиков по заказу обсуждается уже несколько лет.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязательств по перевозке пассажиров, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Экспертное сообщество в целом поддерживает данную инициативу, поскольку введение лицензии для всех пассажирских перевозок поможет, во-первых, вывести из тени нелегальных перевозчиков, а во-вторых, унифицирует подход к надзору за соблюдением перевозчиками условий безопасности перевозок. На самом деле механизм организации перевозок по заказу и регулярных перевозок практически не отличается, все перевозчики, работающие легально, обязаны обеспечивать проведение техосмотров ТС, медосмотров водителей, создавать условия для соблюдения ими режима труда и отдыха, вести учет путевой документации, выполнять обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев ТС (ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Проблемы возникают при осуществлении надзора за соблюдением этих требований, поскольку четко не определено, какие нормы КоАП РФ к ним применяются, отметил член Общественного совета при Минтрансе России, член правления "Московского транспортного союза" Сергей Храпач. По его мнению, введение лицензирования заказных перевозок гарантирует более ясный и для перевозчиков, и для инспекторов Ространснадзора подход к проведению проверок.

Также лицензирование поможет определить объем автопарка и оценить состояние используемых для перевозок людей транспортных средств, добавил в свою очередь Алексей Двойных.

При этом лицензионные требования должны учитывать специфику субъектов РФ, считает председатель межрегиональной общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков. Он напомнил о существовании маршрутов большой протяженности даже в пределах одного региона. Чтобы не превышать предельно допустимое количество часов в пути, водителям приходится ночевать в пункте назначения и возвращаться в пункт отправления на следующий день. В связи с этим не всегда возможно проведение предрейсового медицинского осмотра, поскольку в некоторых населенных пунктах нет ни больниц, ни фельдшерско-акушерских пунктов. Закрытие же данных маршрутов в связи с несоблюдением лицензионных требований недопустимо, поскольку нередко других видов транспортного сообщения между соответствующими населенными пунктами нет, подчеркнул эксперт.

Однако на безопасность пассажирских перевозок лицензирование вряд ли повлияет, полагают эксперты. Основной причиной ДТП с участием автобусов по-прежнему остается человеческий фактор: нехватка опыта у водителей, нарушение ими режима труда и отдыха. "Перевозчики экономят на транспортной безопасности: на хороших медиках, на техническом обслуживании (обслуживают автобусы не в сертифицированных центрах, а в нелегальных гаражах), увеличивают интенсивность рабочего времени водителя, – отметил Сергей Храпач. – Обеспечить же сплошной контроль за соблюдением режима труда и отдыха невозможно, так как в среднем на субъект РФ приходится не более 20-30 транспортных инспекторов, которые занимаются не только контролем за автобусными перевозками, но и весовым контролем, и др.". Поэтому необходимо принять меры по стимулированию перевозчиков к формированию надлежащего кадрового состава и проведению внутреннего контроля за перевозками, в том числе с помощью тахографов, считает эксперт. 

Также стоит подумать об обеспечении доступности сведений об аварийности перевозчиков и каждого водителя. Создание такого единого общедоступного ресурса позволит заранее оценить риски заказа перевозки у конкретного перевозчика, полагает Кирилл Янков.

Сами перевозчики считают введение лицензирование заказных перевозок излишним, поскольку уже установленные требования позволяют привлекать их к ответственности по слишком широкому перечню оснований. Например, при перевозке детей – за отсутствие у водителя порядка посадки в автобус, решения о сопровождении транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции, в случае передачи водителю списка детей позднее чем за два дня до поездки. 

Принятие же решения о лицензировании не только заказных перевозок, но и перевозок для собственных нужд, например сотрудников компании от метро до офиса, детей школьными автобусами и т. п., и вовсе приведет к невозможности их осуществления, поскольку подразумевает введение должностей специалистов по транспортной безопасности, техническому состоянию ТС, медработников, отмечают представители отрасли. 

Тем не менее самым большим поводом для беспокойства перевозчиков и представителей туристской отрасли на данный момент остается нерешенность вопроса об отмене запрета на использование для перевозок детей автобусов, "возраст" которых составляет более 10 лет. Несмотря на то что и Минтранс России, и Минкультуры России выступили за отмену соответствующей нормы – п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, соответствующее решение Правительства РФ пока не принято, а значит с 1 июля текущего года она вступит в силу. Применение указанного нормативного положения, по мнению экспертов, поставит под угрозу летнюю оздоровительную кампанию, так как 70% автобусного парка составляют транспортные средства старше 10 лет, а используются автобусы для доставки в детские лагеря примерно 90% детей.

Документы по теме:

Читайте также: