Новости и аналитика Новости Заключение госзаказчиком предварительного договора может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства

Заключение госзаказчиком предварительного договора может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства

 Заключение госзаказчиком предварительного договора может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства
PORTRAIT IMAGES ASIA BY NONWARIT / Shutterstock.com

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант". Эксперты пояснили, что заключение предварительного договора влечет обязанность сторон заключить в будущем основной договор на определенных условиях. Следовательно, заказчик, заключивший предварительный договор, принимает на себя обязательство заключить основной договор с уже определенным заранее конкретным лицом и не использует предусмотренные законодательством конкурентные процедуры при проведении госзаукпок (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Таким образом, заключение заказчиком предварительного договора может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства и это может повлечь за собой наказание, в том числе за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий и координацию экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП) (решение УФАС по Ульяновской области от 14 октября 2016 г. № 13493/04-2016).

Специалисты также обращают внимание, что результатом исполнения обязательств, предусмотренных предварительным договором, является не приобретение товара (работы, услуги), а заключение основного договора (ст. 429 Гражданского кодекса). А следовательно, заключение предварительного договора не свидетельствует о начале осуществления закупки, что находит подтверждение и в судебной практике (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2016 г. № 11АП-15016/16).


На какие товары и продукты иностранного происхождения сегодня распространяются ограничения по госзакупкам? Узнайте из материала "Запреты и ограничения допуска к закупкам по Закону № 44-ФЗ отдельных иностранных товаров, работ, услуг" в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Также эксперты отмечают, что в связи с заключением предварительного договора у заказчика не возникает безусловного обязательства заключить с контрагентом основной договор на условиях, предусмотренных предварительным. Это применимо к случаям, когда для осуществления закупки необходимо проведение конкурентных процедур. Ведь контракт по результатам проведения таких процедур заключается с победителем, а не с лицом, с которым ранее был заключен предварительный договор. В случаях же, когда закупка может быть осуществлена у единственного контрагента, основной договор принципиально может быть заключен с контрагентом по предварительному договору без нарушения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Но и в этом случае закупка должна быть предусмотрена планом и планом-графиком закупок.

Документы по теме:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Читайте также: