В Трудовом кодексе планируется закрепить порядок самоконтроля работодателей
Не исключено, что в будущем работодатели смогут избежать надзорных мероприятий в сфере труда, проводя процедуру самоконтроля. Предполагается, что они будут заполнять проверочные листы, размещенные на портале онлайнинспекция.рф и указывать, соблюдены ими обязательные требования или нет. Такие листы необходимо будет направлять в Роструд, и при условии отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний инспекторы не будут проводить надзорные мероприятия в течение пяти лет. Причем по истечении данного срока работодатель сможет снова пройти такую процедуру, и в случае отсутствия нарушений проверка в отношении него также проводиться не будет. Как именно будет проверяться достоверность направленных работодателем сведений, пока не уточняется. Планируется, что процедура самоконтроля работодателей будет прописана в Трудовом кодексе. О данной инициативе рассказал начальник управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов в ходе конференции "Актуальные вопросы трудового права-2017", организованной ИД "Коммерсантъ".
В то же время напомним, что госорганы вправе проводить внеплановые проверки по различным основаниям, например, в случае обращения работника организации (подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). Логично предположить, что введение процедуры самоконтроля работодателей не повлияет на проведение таких проверок.
Отметим, что уже сегодня на портале онлайнинспекция.рф есть возможность самоконтроля для работодателей – на нем размещены проверочные листы по различным тематикам (онлайнинспекция.рф/inspector/prechecks?category_id=popular). Однако пока по итогам такой проверки можно лишь получить заключение интерактивного сервиса и попытаться самостоятельно устранить нарушения.
Представитель Роструда также поделился мнением, что в контексте внедрения риск-ориентированного подхода речь идет не столько о снижении административной нагрузки на бизнес, сколько об оптимизации этой нагрузки – ее распределяют между бизнесом и государством.
Он привел три гипотетических варианта такого распределения:
- жесткий и всеобъемлющий надзор за всеми работодателями без каких-либо исключений;
- полное саморегулирование как наиболее либеральный вариант, когда надзорные органы выполняют скорее консультирующую функцию;
- надзор, в ходе которого властные органы выполняют функцию внешнего наблюдателя, который может вмешаться только в случае необходимости, в то время как в основном работодатели занимаются саморегулированием, но по правилам, изначально заданным государством.
Егор Иванов сообщил, что Роструд считает наиболее оптимальным третий вариант, в том числе основываясь на опыте международного сотрудничества. Инициатива о процедуре самоконтроля как раз является одним из проявлений такого подхода.
Как предотвратить неправомерные действия инспектирующих органов? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право".
Оставить заявкуОтойти от жесткого регулирования планируется и в сфере охраны труда. Директор департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж сопоставил текущую ситуацию и планируемые изменения. "Сегодня мы либо реагируем на различные печальные происшествия в виде несчастных случаев либо профессиональных заболеваний, либо жалоб работников на те или иные условия труда. Вот этот акцент нужно менять и как один из основных принципов обеспечения жизни и здоровья работников на производстве ввести принцип профилактики, принцип предупреждения", – поделился эксперт. Предполагается, что общие нормы, закрепляющие такие принципы, будут введены в ТК РФ, а уже в подзаконных актах определят, как выявлять опасности, предупреждать их и как оценивать риски. Эксперт подчеркнул, что нормы в подзаконных актах будут носить рекомендательный характер.
По словам специалистов, жесткое регулирование было характерно для советского периода, когда применялась единая система планирования и одинаковое оборудование. "Сейчас ситуация совершенно другая и мы не видим целесообразности и необходимости создавать дополнительную нагрузку на бизнес, поэтому нормы и вводим", – указал представитель Минтруда России. Устаревшими он назвал и нормы, в соответствии с которым женщинам категорически запрещается осуществлять отдельные виды работ. "Подход такой лобовой – нельзя и все – он тоже, наверное, уже несколько устарел. В каком возрасте нельзя, в каких условиях нельзя, в каких факторах нельзя и так далее – на эти вопросы надо отвечать", – заявил эксперт, добавив, что данная проблема требует деликатного решения в условиях кризиса трудовых ресурсов.
Реформа контрольно-надзорной деятельности также предполагает устранение ситуаций, когда разные ведомства обладают сходными функциями, в связи с чем проверки по сути дублируются. Валерий Корж сообщил, что в Правительство РФ планируется внести законопроект, в соответствии с которым Роспотребнадзор должен будет согласовывать с Минтрудом России издаваемые первым СанПиНы, если они касаются условий труда.
Но существует и кардинально иной подход к необходимости снижения нагрузки на работодателей при проведении проверок. В ходе мероприятия заведующий кафедрой трудового права и права соцобеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Никита Лютов напомнил, что трудовое право создавалось для защиты экономически более слабой стороны – работника, но не работодателя. Более того, по его мнению, Закон № 294-ФЗ прямо противоречит Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле. В соответствии с международным документом, инспектор труда имеет право посещать любую организацию, которая находится в сфере его компетенции, в любое время и по собственному усмотрению (подп. "а" п. 1 ст. 12 Конвенции). Никита Лютов напомнил, что данная конвенция ратифицирована нашим государством, а следовательно, является составной частью правовой системы страны. А если федеральный закон противоречит международному договору, применяется последний (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).