Леонид Левин: "Сегодня врачи оказывают телемедицинские услуги на свой страх и риск"
l i g h t p o e t / Shutterstock.com |
По словам экспертов, врачи используют дистанционные информационные технологии в своей деятельности уже сегодня. Например, они принимают решения касательно лечения, предварительно посоветовавшись с коллегами, находящимися в другом регионе, проводят профессиональные мастер-классы в онлайн-режиме, и даже дистанционно руководят операциями. Некоторые идут дальше и взаимодействуют при помощи онлайн-технологий уже с пациентами, но остается открытым вопрос, насколько это допустимо с точки зрения закона. "Врачи оказывают телемедицинские услуги на свой страх и риск, пересылая по почте и через мессенджеры результаты анализов, копии выписок и заключения", – рассказал Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин в ходе состоявшихся вчера парламентских слушаний. По его оценке, такая деятельность формально считается незаконной, так как Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не позволяет врачам оказывать помощь удаленно.
В то же время, согласно данным эксперта, некоторые регионы на протяжении нескольких последних лет развиваются в данном направлении, в частности, это Архангельская область, в которой создается единая телемедицинская сеть для северных и арктических территорий. Но чтобы этот опыт распространился по всей стране, нужно внести изменения в действующее законодательство.
Напомним, в середине мая текущего года Правительство РФ внесло в нижнюю палату парламента законопроект о телемедицине, в числе прочего предусматривающий внедрение Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). При этом аналогичный документ, автором которого является Леонид Левин, ранее также был внесен в Госдуму, но он так и не дошел до первого чтения. В ходе вчерашнего мероприятия депутат заявил, что не видит смысла в конкуренции законодательных инициатив и пообещал отозвать свой проект.
В каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя? Узнайте из материала "Врачебная тайна" в "Домашней правовой энциклопедии". Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступМнения экспертов сходятся в том, что вводить телемедицину в правовое поле нужно как можно скорее, поскольку в данной ситуации правовая база необходима для уже существующих технологий. Представляется, что широкое использование подобной системы позволит гражданам оперативно получать качественные медицинские услуги вне зависимости от места их проживания, дистанционно. Чтобы оценить возможные перспективы такой системы, можно опереться на зарубежный опыт. По словам Леонида Левина, в США, где уже давно приняты нормативные акты, разрешающие применение телекоммуникационных технологий в медицине, с 2008 по 2016 год число дней, проведенных пациентами в больницах, сократилось на 25%, количество пациентов, лечение которых осуществлялось в стационаре – на 19%, а число очных встреч с врачами уменьшилось и вовсе на 70%.
Ожидается, что телемедицина облегчит и труд врачей, в частности, ее введение призвано избавить их от бумажного документооборота. Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов рассказал, что сегодня все учреждения, в которых уже ведется электронный документооборот, вынуждены все равно распечатывать истории болезни в бумажном виде. "Представьте себе космический корабль, к которому прикреплена телега с сеном", – провел аналогию депутат, подчеркнув, что от бумажного документооборота надо уходить.
Кроме того, по оценкам специалистов, принятие закона о телемедицине даст широкие возможности предпринимателям, работающим на стыке медицины и информационных технологий. По их данным, в настоящее время много стартапов ждет законодательного регулирования, чтобы запустить на рынок свои проекты.
В то же время эксперты обратили внимание на то, что правовое регулирование телемедицины требует проработки значительного числа вопросов. Одним из них является подготовка кадров. "Думаю, очень полезным будет создание на базе ведущих медицинских университетов обучающих центров по телемедицине и электронному здравоохранению". – поделился член Комитета по охране здоровья Анатолий Петров, – "Поэтому при разработке закона стоит рассмотреть вопрос о создании унифицированного образовательного портала для врачей по использованию опций информатизации". Леонид Левин добавил, что наряду с этим необходима разработка стандартов оказания телемедицинской помощи.
Ряд предложений экспертов, если они будут приняты во внимание, потребует корректировки текста нового законопроекта. Как сообщил Дмитрий Морозов, необходимо определить возможности дистанционных постановки диагноза, коррекции лечения и реабилитации, причем до того, как документ будет рассмотрен во втором чтении. Наряду с этим, первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Федот Тумусов назвал бюрократическим подход, когда для электронного документооборота потребуются электронные подписи врача и пациента (такой порядок предусмотрен в текущей редакции законопроекта). "Сегодня же есть методы биометрической идентификации – по глазам, по отпечаткам пальцев, надо это прописать", – предложил альтернативу депутат. Он также посчитал необходимым определить в новом законе порядок дистанционного взаимодействия врачей и среднего медицинского персонала (фельдшеров). Это связано с тем, что именно последние чаще всего оказывают помощь в маленьких и отдаленных медицинских пунктах.
Кроме того, по мнению директора Фонда развития интернет-инициатив Кирилла Варламова, законопроект не легализует имеющую место сегодня практику взаимодействия врачей с пациентами в мессенджерах и по электронной почте, при этом фактически не предусматривает ответственность врача и возможность оплаты таких услуг. Серьезной доработки может потребовать и вопрос участия частных медицинских учреждений в новой системе. Первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Герасименко указал, что пока не совсем понятно, будут ли оказывать телемедицинские услуги все частные учреждения и организации или только те, которые участвуют в ОМС и имеют соответствующие лицензии.
Не исключено, что препятствием для скорого внедрения новых технологий в медицину может стать не только отсутствие проработанной нормативно-правовой базы, но и проблемы существующей инфраструктуры. Статс-секретарь – заместитель Министра здравоохранения РФ Дмитрий Костенников рассказал, что в настоящее время 14 тыс. медицинских организаций существует без доступа к Интернету либо им требуется модернизация каналов связи. Он напомнил, что Минкомсвязь России и Минздрав России совместно с регионами должны к 2019 году обеспечить подключение всех больниц и поликлиник к Интернету – это одно из положений ежегодного послания президента, с которым он обратился к Федеральному Собранию РФ в прошлом году.
Другой важной проблемой эксперты считают недостаточность финансирования данного направления. В связи с этим в проекте рекомендаций к парламентским слушаниям (находится в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ) предполагается, что правительство предусмотрит средства для функционирования ЕГИСЗ при формировании проекта закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Ожидается, что первые итоги внедрения новой системы можно будет оценить уже в 2019 году. "Для граждан, застрахованных в системе ОМС, должны будут вестись электронные медицинские карты. Не менее половины медицинских организаций станут участвовать в юридически значимом электронном медицинском документообороте, должен будет осуществляться автоматизированный мониторинг доступности записи граждан на прием к врачу", – рассказал Дмитрий Костенников. "К 2020 году мы ожидаем более 7 млн пациентов, которые захотят и смогут прибегнуть к услугам врачей при помощи телемедицины", – дополнил Кирилл Варламов.