Новости и аналитика Новости Эксперты: снятие требования о согласии родителя-иностранца на получение ребенком российского гражданства не соответствует Семейному кодексу

Эксперты: снятие требования о согласии родителя-иностранца на получение ребенком российского гражданства не соответствует Семейному кодексу

 Эксперты: снятие требования о согласии родителя-иностранца на получение ребенком российского гражданства не соответствует Семейному кодексу
 Maria Sbytova / Shutterstock.com

"Мы знаем много резонансных случаев, когда за границей детей забирали из семьи. Но несмотря на актуальность проблемы и на то, что законопроект направлен на защиту интересов несовершеннолетних детей при наличии внутрисемейного конфликта, общественные эксперты считают его спорным", – отметила вчера председатель Комиссии ОП РФ по развитию и общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина в ходе "нулевых чтений" законопроекта1 о гражданстве детей, находящихся за рубежом.

Данный документ предусматривает упрощенный порядок получения ребенком российского гражданства в том случае, если один из его родителей либо усыновителей является гражданином России или приобретает российское гражданство. Для этого достаточно будет получить от такого родителя (усыновителя) соответствующее заявление – согласие второго родителя (усыновителя) станет необязательным.

Как ограничить (запретить) вывоз несовершеннолетнего ребенка за границу одним из родителей? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Елена Сутормина отметила несоответствие данного положения ст. 61 Семейного кодекса, которая гарантирует равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей. Также, по ее словам, члены экспертного совета высказывали опасения о том, что подобные нововведения лишь еще больше эскалируют внутрисемейный конфликт и могут привести к негативным последствиям в следствие вероятных ответных мер со стороны органов госвласти иностранных государств.

"Необходимо изучить возможность поиска механизма правового компромисса, в том числе посредством международных договоров с отдельными государствами. А также обратить внимание на правоприменение в части обеспечения защиты и интересов несовершеннолетних граждан посредством обеспечения юридической помощи и поддержки со стороны общественных и государственных структур", – поделилась эксперт.

Вместе с тем она подчеркнула, что рассматриваемый законопроект не дает однозначного понимания, вправе ли несовершеннолетний гражданин, уже являющийся гражданином иностранного государства, рассчитывать на принятие в гражданство России в упрощенном порядке по заявлению одного из родителей. Не указано также, каким образом будет обеспечена защита прав ребенка, если статус гражданина России не будет иметь обратной силы для правоотношений, в которых ребенок или его родители участвовали ранее.

Кроме того, в документе не содержится перечень правовых оснований и обстоятельств, которые должны предшествовать заявлению одного из супругов о его выборе российского гражданства для ребенка.

"Большинство экспертов отметило необходимость акцентирования внимания на совершенствовании правоприменительной практики, повышении эффективности и оперативности решения вопросов гражданства и получения убежища в рамках уже действующего законодательства", – заключила Елена Сутормина.

Но не все эксперты настроены столь критично. Так, инициативу полностью поддержала член общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Наталья Захарова. А председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин заявил, что рассмотреть этот законопроект нужно безотлагательно.

Документы по теме:

Читайте также:

______________________________

1 С текстом законопроекта № 105115-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.