ВС РФ: прекращение действия правового акта, регулирующего перечень объектов недвижимости, налоги в отношении которых исчисляются исходя из кадастровой стоимости, не может служить основанием для отказа в приеме иска
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации отменила решения судов в первой инстанции и апелляции, отказавшихся принять иск у организаций, оспаривающих региональное постановление правительства, в части включения принадлежащего им объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2017 г. № 43-КГ17-2).
В рассмотренном деле две организации подали иск в суд о признании недействующим регионального постановления правительства в части включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год. Отказывая в принятии к производству заявления обществ, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление прекратило свое действие на момент обращения административных истцов в суд. Также было учтено, что налог на имущество организаций уплачивается по итогам налогового периода не позднее 10 апреля года, следующего за соответствующим налоговым периодом, то есть в данном случае до 10 апреля 2016 года. При этом исковое заявление поступило в суд 15 мая 2016 года. На основании этого суд сделал вывод, что оспариваемый акт не порождает правовых последствий для заявителей, в связи с чем не может быть предметом судебной проверки. С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Организациям было также отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. После чего заявители, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, обратились в Верховный суд.
В свою очередь Судебная коллегия по административным делам ВС РФ признала, что вывод судов об отсутствии у обществ права на обращение в суд с указанным заявлением основан на неправильном толковании норм права. Так как налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ, то с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 14, ст. 372 Налогового кодекса). По закону рассматриваемого в деле региона, налог на имущество организаций уплачивается по итогам налогового периода не позднее 10 апреля года, следующего за соответствующим налоговым периодом. На основании того, что принадлежащий истцам объект недвижимого имущества входил в региональный перечень объектов на 2015 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, истцы являются плательщиками налога на имущество организаций в 2015 году исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. В связи с чем организациям вменена обязанность по уплате налога в установленный срок (ст. 383 НК РФ).
В свою очередь налоговым органом организациям выставлены требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, в связи с не уплатой в срок налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Сроки на взыскание налоговых платежей регламентирует налоговое законодательство. В частности, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которое содержит информацию об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Такое требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).
Таким образом, принудительное взыскание налоговых платежей с организаций налогоплательщиков производится в следующем налоговом периоде, в данном случае после 10 апреля 2016 года. Кроме того, возврат излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов) производится в течение одного месяца для обращения в налоговый орган или в течение трех лет в судебном порядке со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о взыскании излишних платежей (ст. 79 НК РФ). Исходя из этого судьи ВС РФ установили: поскольку обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости, вменена административным истцам оспариваемым пунктом постановления, которая в соответствии с налоговым законодательством должна быть исполнена принудительно или добровольно, выводы судов об отсутствии правовых последствий для компаний ошибочны.
Судебные акты, которыми отказано в принятии административного искового заявления обществ, приняты без имеющихся для этого оснований и лишают административных истцов права на защиту их нарушенных прав и законных интересов.
Соответственно, в связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального права и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (ст. 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства).