ОП РФ: во многих субъектах Федерации размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды завышен
Проблемы установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в регионах обсудили в рамках общественных слушаний в ОП РФ на прошлой неделе представители органов государственной власти, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
Напомним, что с 1 января 2017 года действует новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – закон № 176-ФЗ). Теперь плата за содержание жилого помещения включает в себя размер расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). При этом размер расходов определяются исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, которые утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). Отметим, что регионы обязаны установить указанные нормативы до 1 июня 2017 года. А в переходный период применяются нормативы по состоянию на 1 ноября 2016 года (п. 2-3 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Напомним, что раньше воду, используемую, к примеру, для мытья лестниц, а также электричество для освещения подъездов, обеспечения работы домофонов и лифтов жильцы оплачивали по показаниям общедомовых счетчиков. При этом из величины расходов электричества и воды по всему дому вычиталась сумма того, сколько потребители израсходовали в своих квартирах согласно показаниям индивидуальных счетчиков или нормативов потребления коммунальных услуг. Эта разница и составляла расходы на общедомовые нужды, которые распределялась между собственниками помещений пропорционально занимаемой ими площади. Однако с 1 января 2017 года размер расходов на общедомовые нужды определяется исходя из установленных региональными властями нормативов (ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса).
Вместе с тем, как отметил председатель Комитета по развитию социальной инфраструктуры местного самоуправления и ЖКХ ОП РФ Игорь Шпектор, с вступлением в силу закона № 176-ФЗ имеют место случаи, когда власти субъектов Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг не соблюдают Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила). Так, например, при определении норматива потребления каждого вида коммунальной услуги должны учитываться определенные конструктивные и технические параметры многоквартирного дома (п. 4 Правил). Однако, как пояснил эксперт, органами исполнительной власти в некоторых регионах устанавливаются единые нормативы потребления по всему муниципальному образованию, что приводит к тому, что энергопотери и энергосбережения дома не учитываются при формировании платежа за реально потребленные коммунальные услуги.
Получить доступ
Аналогичные проблемы отметил также заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы Павел Качкаев. Он рассказал, что в ходе проведенного комитетом мониторинга, в ряде регионов было выявлено, что размер норматива потребления коммунальных услуг завышен. "Например, в Воронеже установлен норматив на электроэнергию в размере 0,51 кВт на кв. м, в Республике Башкортостан – от 0,7 до 0,122 кВт на кв. м, в зависимости от этажности дома, в Ульяновской области – 4 кВт на кв. м, а в Омской области уже 6,85 кВт на кв. м. Это значит, что собственник квартиры площадью 50 кв. м, то есть двухкомнатной квартиры, должен в месяц оплатить по нормативу за потребление 300 кВт электроэнергии. Хотя для такой квартиры норма потребления составляет в среднем от 50 до 100 кВт/кв. м в месяц, – подчеркнул депутат.
Из материалов круглого стола, находящихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, также следует, что в соседних регионах, имеющих практически идентичные природно-климатические и социально-экономические условия, в типовых многоквартирных домах размер норматива потребления прочих коммунальных услуг на общедомовые нужды может отличаться почти в два раза. Например, нормативы потребления холодной и горячей воды установлены в Свердловской области в размере 4,26 куб. м и 3.82 куб. м на человека соответственно. А в Тюменской области аналогичный норматив установлен в пределах 2.81 куб. м и 3,52 куб. м на человека.
Таким образом, налицо ситуации, когда фактическое потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общедомового имущества, определяемое как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета, оказывается значительно ниже норматива. Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность собственников помещений многоквартирного дома оплачивать расходы на общедомовые нужды в объеме фактически потребленных ими коммунальных ресурсов.
Добавим, что 2 марта 2017 года в Государственную Думу внесен законопроект1, которым предлагается установить право общего собрания собственников своим решением определять размер потребленных ресурсов по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета, а не по установленным органами государственной власти субъектов Федерации нормативам потребления.