Эксперты считают, что запрет на продажу алкоголя, лекарств и ювелирных изделий дистанционным способом вряд ли будет снят в ближайшее время
Вопрос о возможности отмены ограничений по продаже этих товаров через Интернет (запрет закреплен в п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом) обсуждался неоднократно. Эксперты в сфере интернет-торговли отмечают, что при реализации указанной продукции дистанционно сложно будет обеспечить соблюдение ряда требований действующего законодательства.
Например, невозможность проверки возраста покупателя при оформлении заказа может привести к нарушению правила о недопустимости продажи алкогольной продукции несовершеннолетним (п. 11 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Также непонятно, как при заказе через Интернет будет соблюдаться запрет на продажу алкоголя в ночное время. Кроме того, для выполнения требований законодательства об учете оборота алкогольной продукции интернет-магазинам нужно будет приобрести оборудование для передачи данных в ЕГАИС, причем, скорее всего, для каждого курьера, отметил исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов в ходе серии дискуссий "Интернет и закон", организованной ИД "Коммерсантъ" 5 апреля. При этом он подчеркнул, что открытие дистанционного канала продаж алкоголя как составляющей потребительской корзины станет толчком для развития интернет-торговли продовольственной продукцией в принципе.
По мнению председателя правления Международной конфедерации общества защиты прав потребителей Дмитрия Янина, законодательный запрет на реализацию алкоголя дистанционным способом с большой долей вероятности будет снят в случае проведения исследования, которое докажет, что легализация онлайн-продажи приведет к снижению потребления алкоголя. Руководитель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов отметил в свою очередь, что разрешение продавать алкогольную продукцию через Интернет может и не сократит, но точно не увеличит объем потребляемого алкоголя, так как анализ международной практики показывает, что дистанционно покупается, как правило, коллекционное вино или крепкий элитный алкоголь, причем в небольших количествах.
С лекарственными препаратами совершенно другая ситуация, поскольку законодательством прямо установлено, что продаваться они могут только в аптеках и организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"), фармацевтическими работниками определенной квалификации (новые требования к ним определены Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения). "Сложно предусмотреть доставку в рамках этих требований. Фармацевты и провизоры будут очень дорогими курьерами, – отметил руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов. – Есть идеи о том, что доставку могла бы осуществлять ближайшая к покупателю аптека, но конкретных предложений пока нет".
В принципе, сами фармацевты не высказываются категорически против продажи через Интернет безрецептурных препаратов. Однако в обязанности фармацевтических работников, помимо продажи товаров, входит еще и консультирование покупателя, в частности о рациональном применении препарата. Курьер, разумеется, давать такие консультации не сможет. Поэтому доставка лекарств должна осуществляться только квалифицированными специалистами, заключил Артём Соколов, отметив, что можно было бы привлечь к такой деятельности выпускников медицинских вузов, испытывающих сложности с трудоустройством.
Проще всего, по мнению экспертов, снять ограничения на дистанционную продажу ювелирных изделий, так как в этом случае речь не идет ни о негативном социальном эффекте, имеющемся при потреблении алкоголя, ни об угрозе жизни и здоровью покупателей, которая возникнет в случае допуска к реализации лекарств неквалифицированных специалистов. Главное условие – обеспечить защиту покупателей от поддельных товаров.
Поскольку вопрос об устранении ограничений, установленных для дистанционной торговли, обсуждается не только участниками рынка, но и органами власти – летом прошлого года Минэкономразвития России заявило о необходимости снять запрет на продажу алкоголя через Интернет – можно ожидать, что конкретные предложения в этой сфере все же будут подготовлены.