Передача товаров в ходе рекламных акций облагается НДС
Минфин России разъяснил, что передача товаров по врученным в ходе рекламной акции подарочным сертификатам является операцией по реализации товаров, подлежащей налогообложению НДС в общеустановленном порядке. При этом стоимость таких товаров может быть отнесена на затраты по налогу на прибыль в сумме, не превышающей 1 % выручки от реализации компании (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 марта 2017 г. № 03-07-11/13704).
В рассматриваемом примере общество проводит рекламные акции, в ходе которых происходит раздача рекламно-информационных материалов, а также розыгрыш призов. Победители при выполнении определенных условий, предусмотренных акциями, получают в качестве призов сертификаты на приобретение электротехнических товаров в магазинах общества. Сертификат имеет фиксированный номинал и срок действия, обмен его на денежные средства не допускается. При обращении победителя в магазин общества он выбирает электротехническую продукцию в пределах номинала сертификата, пробивается контрольно-кассовый чек на сумму приобретения по продажной цене и вместе с продукцией передается победителю. В связи с этим возник вопрос: следует ли квалифицировать передачу товаров как реализацию и можно ли уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму возникшей в учете общества дебиторской задолженности покупателя, возникшей в результате данной операции?
В ответе финансисты напомнили, что так как объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса), а реализацией товаров признается передача права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ), то передача товаров по подарочным сертификатам в ходе рекламной акции является операцией по реализации товаров, подлежащей налогообложению НДС.
В отношении налога на прибыль было упомянуто, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В свою очередь расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, если призы (сертификаты) передаются покупателям в рамках проведения рекламной акции, то стоимость указанных призов должна учитываться в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации (подп. 28 п. 1, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).