Новости и аналитика Новости Эксперты считают, что вопросами организации детского отдыха должно заниматься специальное федеральное агентство

Эксперты считают, что вопросами организации детского отдыха должно заниматься специальное федеральное агентство

Эксперты считают, что вопросами организации детского отдыха должно заниматься специальное федеральное агентствоНаделение какой-либо определенной структуры полномочиями по осуществлению общего контроля за качеством организации отдыха и оздоровления детей, позволит, во-первых, гарантировать безопасность детей, а во-вторых, исключить избыточные требования к оказывающим соответствующие услуги лагерям и другим учреждениям. Предложение представителей отрасли о создании такого специального ведомства прозвучало в ходе состоявшегося 14 марта в Аналитическом центре при Правительстве РФ круглого стола, посвященного обсуждению проекта "карты рисков" для жизни и здоровья детей в ходе организации их отдыха и оздоровления. Разработать данный документ Минобрнауке России и заинтересованным министерствам и ведомствам поручила Правительственная подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций госорганов, отметив, что исходя из концепции риск-ориентированного подхода (постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806) организации, отвечающие за детский отдых, должны попадать в категорию объектов с высоким уровнем риска. Также им было поручено подготовить предложения по повышению эффективности межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов, проведению совместных проверок и обмену информацией.

По словам представителя Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Ольги Хоботовой, "карта рисков" должна стать не дополнительной нагрузкой для детских лагерей, а методическими рекомендациями по обеспечению безопасности детского отдыха для их руководителей.

Согласно проекту деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая детский туризм и работу загородных оздоровительных и трудовых лагерей, предполагается оценивать по шести категориям риска:

  • безопасность. В нее включаются, в частности, риски, связанные с нарушением требований пожарной безопасности, санитарного законодательства, требований по организации защиты от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, недостаточный уровень медицинского обеспечения, угроза жизни и здоровью детей и сотрудников лагерей при проведении турпоходов и экскурсий, при передвижении на транспорте;
  • качество питания;
  • образование и воспитание. К этой категории относится в том числе несоответствие квалификации сотрудников лагеря или учреждения, организующего отдых и оздоровление детей, профессиональным стандартам;
  • нормативный аспект;
  • организационный аспект. Риском этой категории является, например, недостаточное межведомственное взаимодействие контролирующих органов;
  • финансово-экономические риски, в частности недостаточное финансирование отдыха и оздоровления.

Разработчики документа оценили вероятность возникновения каждого вида риска и определили перечень компенсационных мероприятий, проведение которых позволит снизить эту вероятность.

Каков механизм введения и действия "карты рисков", пока не известно. Представители МЧС России и Роспотребнадзора заявили, что увеличения количества контрольных мероприятий после утверждения документа не предполагается.

Однако даже существующее количество проверок порой чрезмерно, отметили руководители детских лагерей и попросили по крайней мере унифицировать порядок проведения проверок подразделениями одного и того же контрольного органа. Так, например, районная, городская и краевая прокуратура иногда предъявляет разные требования к одному и тому же объекту, подчеркнула исполнительный директор Межрегиональной общественной организации "Содействие детскому отдыху" Галина Суховейко.

Причем возникновению некоторых рисков в сфере организации детского отдыха способствуют требования действующего законодательства, указали эксперты. В частности, распространение на детский туризм закона о госзакупках приводит к необходимости проведения перед каждым турпоходом конкурсов, в том числе на поставку продуктов питания, отметил руководитель Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Ростуризме, член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ Сергей Минделевич. В результате группе приходится брать с собой продукты на весь маршрут, это не только тяжело, но и опасно, поскольку они портятся. Также, по его словам, непонятно, как исполнять требование о согласовании туристских маршрутов с МЧС России, ведь такое согласование не отнесено к функциям, осуществляемым министерством (Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").

При этом о некоторых обязательных требованиях руководители лагерей просто не знают, поэтому необходимо создать какой-либо единый ресурс, например интернет-сайт, на котором можно будет найти абсолютно все нормативные акты, регулирующие сферу организации отдыха и оздоровления детей, и узнать о полномочиях всех надзорных органов, заключили эксперты.

Кроме того, по мнению представителей отрасли, более полезным документом, чем методические рекомендации по оценке рисков, стал бы порядок организации туристских путешествий с детьми, определяющий все возможные их виды: спортивные походы, экскурсии (организованные как сотрудниками образовательных учреждений, так и турфирмами) и т. д., и закрепляющий требования к квалификации проводящих мероприятие лиц и всей его технической составляющей – применительно к каждому виду экскурсии или похода.

Документы по теме:

 

Читайте также: