Граждан не будут штрафовать за хранение и транспортировку санкционной продукции, если она ввезена для личного пользования
Несмотря на то что законопроект о дополнении КоАП РФ таким составом правонарушения, как реализация, хранение или транспортировка товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ (далее – Законопроект), предусматривает штрафы не только для ИП, организаций и должностных лиц, но и для простых граждан, применяться к последним они будут только в случае продажи такой продукции. Такое разъяснение дал заместитель руководителя Роспотребнадзора – разработчика документа – Михаил Орлов в ходе состоявшего вчера в ОП РФ нулевого чтения Законопроекта.
Напомним, действующей редакцией кодекса установлена ответственность за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ). Но поскольку в нормативных актах, согласно которым реализуется продуктовое эмбарго (Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560, постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778), отсутствует указание на недопущение иных действий, кроме ввоза такой продукции, возможность применения к лицам, продающим ее, указанной статьи вызывает вопросы, подчеркнули общественники. Таким образом, по мнению ОП РФ, основания для введения соответствующего нового состава правонарушения есть.
При этом часть запрещенной продукции ввозится в Россию не из стран, в отношении которых установлены экономические санкции, – в этом случае она выявляется таможенными органами и подлежит уничтожению (Указ Президента РФ от 29 июля 2015 г. № 391), а из входящих в состав Таможенного союза государств. Поскольку внутренний таможенный контроль на территории ТС отменен, выявить такие товары можно только непосредственно при их реализации, чем занимаются Роспотребнадзор и Россельхознадзор, отметила начальник отдела методологии применения законодательства Управления таможенных расследований и дознания ФТС России Людмила Горемыкина. Поэтому ведомство поддерживает введение дополнительных механизмов противодействия реализации запрещенной к ввозу продукции, но предложенные Законопроектом меры считает недостаточными.
Так, по словам Людмилы Горемыкиной, на согласовании в Минфине России в настоящее время находится подготовленный ФТС России проект постановления Правительства РФ о расширении перечня стратегически важных товаров и ресурсов, за контрабанду которых установлена уголовная ответственность (ст. 226.1 УК РФ), за счет включения в него всех видов санкционной продукции. В настоящее время к ответственности по данной статье могут привлекаться лица, продающие запрещенные к ввозу мясо и рыбу, так как они уже признаны стратегически важными товарами.
Будет ли поддержана инициатива таможенного ведомства, пока не известно, а вот вероятность принятия Законопроекта высока: его одобрили и Минсельхоз России, и ТПП РФ, отметив, что сокращение объемов импортируемой продовольственной продукции благоприятно сказывается на развитии отечественного производства.
Тем не менее документ, скорее всего, еще будет дорабатываться, в том числе в части размера ответственности. Напомним, что предложенный Законопроектом размер штрафа для физических лиц составляет от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц и ИП – от 30 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 70 до 100 тыс. руб. Кроме того, предусматривается возможность конфискации хранимой, перевозимой или реализуемой продукции, и именно эта мера должна стать основным наказанием для правонарушителей, отметил представитель Правового управления Роспотребнадзора Сергей Ходячих. Однако общественники уверены: для того чтобы предлагаемые Законопроектом меры действительно привели к существенному сокращению объемов реализации санкционной продукции, нужно либо установить обязательность ее конфискации (сейчас документ предусматривает альтернативное наказание: только штраф или штраф с конфискацией), либо существенно увеличить размер штрафа.
Возможность же привлечения к ответственности граждан, ввозящих санкционную продукцию в объемах, разрешенных для личного пользования, но для целей сбыта, поможет бороться с реализуемыми в настоящее время схемами, когда жители приграничных регионов в несколько заходов ввозят существенный объем запрещенных товаров и продают их либо торговым сетям, либо самостоятельно (на рынках, знакомым и т. д.), считает член Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Павел Сычёв.
Можно предположить, что в случае одобрения Законопроекта ИП и организации также будут привлекаться к ответственности в первую очередь за продажу запрещенных к ввозу товаров, так как выявить факт их транспортировки будет сложно, поскольку ни у Роспотребнадзора, ни у Россельхознадзора нет полномочий по остановке и досмотру транспортных средств.
В части же, касающейся ответственности за хранение запрещенной к ввозу на территорию РФ продукции, Законопроект может быть уточнен – представители торговых сетей попросили, в частности, предусмотреть положение о том, что хозяйствующий субъект не может быть оштрафован до завершения проводящейся им проверки принятого от поставщика товара.
Законопроект, напомним, размещен на федеральном портале проектов нормативных актов (ID: 02/04/02-17/00061715). Вчера (2 марта) завершился этап проведения его публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.