Возможно, за воспрепятствование работе специальных комиссий при антимонопольных проверках будут наказывать
Законодательная инициатива о введений санкций за умышленное блокирование работы антимонопольных комиссий обсуждается в ФАС России. Предполагается, что это исключит противодействие работе антимонопольщиков со стороны проверяемых. Об этом рассказал на состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.
По его словам, члены комиссий по расследованию фактов нарушения антимонопольного законодательства нередко сталкиваются со случаями умышленного сокрытия материалов, имеющих значение по делу, в том числе, путем воспрепятствования доступу в служебные помещения, а также порчи имущества проверяемых организаций. Между тем действующее законодательство предусматривает ответственность только за непредставление в антимонопольный орган определенной информации (ст. 19.8 КоАП). "Это позволяет предпринимателям применять, на их взгляд, незапрещенные меры защиты документов организации. Поэтому соответствующие поправки в КоАП РФ, ужесточающие наказание за непредставление информации и воспрепятствование доступа к ней, исключат возможность умышленного сокрытия проверяемыми необходимых сведений, – полагает Андрей Тенишев. – Необходимость внесения соответствующих изменений в КоАП РФ возникла в ходе реализации полномочий ФАС по борьбе с картелями".
Между тем ФАС России отмечает рост числа дел о картелях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов, возбужденных антимонопольной службой за последние годы. Так, если в 2014 году таких дел было возбуждено всего 243, то уже за 2016 год количество расследований почти удвоилось и достигло 412. "Практически 90% из числа выявленных картелей – это сговоры на торгах, – отмечает статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. – Одно такое соглашение по сговору может повлиять на итоги до 700 торгов. А основные сферы экономической деятельности с наибольшим числом таких нарушений выявлены при поставке лекарственных средств и медицинских изделий (19%), предоставлении услуг ЖКХ (12%) и осуществлении строительных и ремонтных работ (10,4%)".
Напомним, что ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – закон о защите конкуренции) предусмотрен запрет на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, приводящих к нарушению антимонопольного законодательства. Факт нарушения антимонопольного законодательства устанавливается комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 закона о защите конкуренции и фиксируется в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства. За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Так, за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, или же участие в нем, предусмотрено наказание в виде штрафа (ст. 14.32 КоАП РФ). А если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, принудительных работ, лишения права заниматься определенной деятельностью и лишения свободы (ст. 178 УК РФ).
Добавим, что в конце января Госдума приняла в первом чтении законопроект1, согласно которому за заключение антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции, к незаконным согласованным действиям или к координации экономической деятельности может быть предусмотрена дифференцированная ответственность за различные антиконституционные соглашения в зависимости от степени их общественной опасности. Так, в законопроекте предусмотрено, что по мере снижения общественной опасности таких соглашений пропорционально будет снижаться и размер штрафа.