Артем Хромов сообщил о том, что плата за обучение в вузах для абитуриентов по гуманитарным специальностям увеличится
По словам Уполномоченного по правам студентов Артема Хромова, плата за обучение в вузах повысится для абитуриентов, которые поступают на гуманитарные и математические факультеты, а также направления, связанные с информационными технологиями. Речь идет в том числе и о таких популярных специальностях, как экономика и юриспруденция.
Об этом студенческий омбудсмен сообщил в ходе своей пресс-конференции, состоявшейся вчера в Информационном агентстве "Национальная Служба Новостей (НСН)". Повышение платы он обосновал следующим.
Как было заявлено, уже разработан документ, определяющий базовые нормативные затраты вузов по реализации образовательных программ на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов. Отмечается, что указанный нормативный акт подписан Минобрнауки России, но в Минюсте России пока не зарегистрирован. Перечисленные специальности, как поясняется, входят в группу недорогих образовательных программ и затраты вуза составят: на одного бакалавра 72 270 руб., на магистра – 80 730 руб., а на аспиранта – 83 740 руб. По сравнению с текущим периодом, как отметил студенческий омбудсмен, рост таких затрат в среднем составит 15%.
Указанные затраты складываются из различных составляющих, в том числе учитываются зарплаты преподавателям, повышение квалификации специалистов и т. д. Увеличение расходов, необходимых для обучения конкретного студента, в том числе влияет и на размер платы за обучение для контрактников. Соответственно, заключил уполномоченный, абитуриентам, поступающим на перечисленные специальности по контракту, нужно готовиться к повышению размера платы за обучение.
Каким методом, как правило, проводятся учебные занятия на военной кафедре? Ответ – в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступСегодня вузы вправе самостоятельно определять плату за обучение (ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; далее – закон об образовании). Отмечается, что законодательство не предусматривает для них жестких ограничений, если речь идет о стоимости обучения для абитуриентов. Но резко повышать стоимость платы для студентов, которые уже учатся и платят за обучение, вузы не вправе. В соответствии с действующим законодательством, увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения соответствующего договора не допускается, за исключением случаев корректировки стоимости с учетом инфляции (ч. 3 ст. 54 закона об образовании).
В то же время сообщается, что в текущем году увеличился минимальный размер академической стипендии – с 1340 руб. до 1484 руб. То же касается минимальной социальной стипендии – она выросла с 2010 руб. до 2227 руб.
Артем Хромов заявил, что отказ от стипендиальной поддержки студентов в настоящее время недопустим, поскольку несмотря на небольшой размер стипендий обучающиеся могут оплатить проживание в общежитии и проезд на общественном транспорте. Кроме того, сообщалось, что в среднем по стране порядка 8% студентов получают повышенную стипендию, а это около 6 тыс. руб. в месяц.
Тем не менее обращалось внимание на существующую сегодня проблему в сфере социального стипендиального обеспечения. Дело в том, что с 1 января 2017 года изменились правила получения социальной стипендии. Если студенты не относятся к определенным категориям граждан, то есть, например, не являются детьми-сиротами или инвалидами, они могут претендовать на такую стипендию, только если уже фактически получают государственную социальную помощь (ч. 5 ст. 36 закона об образовании). Ранее для социальной стипендии было достаточно наличия права на получение государственной соцпомощи.
По оценке Артема Хромова, пройти через "фильтр" региональных органов соцзащиты, предоставляющих соцпомощь, смогут не все студенты, поскольку возможно, что их не признают малоимущими на уровне конкретного субъекта РФ. Сообщается, что в ряде регионов для этого нужно соблюдение таких условий, как активный поиск выхода из кризисной ситуации или наличие ребенка-инвалида. Кроме того, отмечено, что в Москве получателем социальной стипендии можно стать только при наличии постоянной регистрации, а не временной.
Также не исключается возникновение проблем с финансированием социальных стипендий в регионах. Так, средства в бюджете определенного субъекта РФ могут быть заложены те же, что и на обычную государственную социальную помощь, без учета студентов. А внести поправки в региональные законы о бюджете, как считает студенческий омбудсмен, могут и не успеть.
В ходе пресс-конференции были затронуты иные темы, волнующие студенческое сообщество. В частности, Артем Хромов сообщил о том, что банки приостановили выдачу образовательных кредитов и подверг критике данную ситуацию. Отмечено, что официальные органы и банки не дали четкого ответа на вопрос о причинах такого положения вещей. В связи с этим студенческий омбудсмен будет добиваться того, чтобы увеличивалось количество университетов, заключающих соглашения с банками о предоставлении образовательных кредитов. По его данным, в настоящее время подобные соглашения заключили только 15% вузов.
Подчеркивалось, что никакие иные кредиты не смогут заменить образовательные в связи с тем, что последние предполагают выгодные условия для студентов. К таким условиям отнесены оплата всей стоимости обучения сразу и без первоначального взноса, максимальная ставка в 7,5% годовых, а также возможность выплаты кредита в течение 10 лет после окончания обучения (постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1026 "Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования").
Кроме того, речь зашла о ситуации с лишением вузов лицензий, в частности, о проблеме с выпускниками высших школ. Имеются в виду случаи, когда вуз лишили аккредитации, а студент уже прошел обучение, и ему предстоит только защита диплома. Несправедливость ситуации была обнаружена в том, что такой студент 90% своего обучения провел в университете, имеющем государственную аккредитацию, но на выходе он не может получить диплом государственного образца. В связи с этим отмечается, что в таких случаях студентам выпускных курсов должны выдавать дипломы именно государственного образца.
Также студенческий омбудсмен рассказал о своей идее развития внутрироссийской академической мобильности. По сути это обучение по обмену, но не с другими странами, а внутри России. По мнению Артема Хромова, студенты должны иметь возможность поучиться в другом вузе иного региона с оплатой обучения и проживания.
Однако отмечены и возможные проблемы. Во-первых, неясно, каким в данном случае должен быть диплом об окончании обучения (например, может ли он быть двойным, как при международном обмене). Во-вторых, программы обучения в российских вузах иногда отличаются – вплоть до того, что одни и те же предметы могут изучаться на разных курсах. Эту проблему, как представляется, помогут решить единые федеральные государственные стандарты обучения. Отметим, что в настоящее время стандарты обучения предусмотрены только в сферах дошкольного и школьного образования, а для высшего пока не приняты.