Экспертное сообщество: говорить о завершении реформы системы подготовки водителей пока рано
Работа по изменению порядка подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами формально вышла на финишную прямую. Три года назад были утверждены новые программы обучения водителей, которое теперь является профессиональным (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408). 1 сентября текущего года вступили в силу обновленные правила проведения экзамена и выдачи водительских удостоверений (Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений). Для реализации этих правил необходим еще один документ – устанавливающий порядок взаимодействия автошкол, обучающих кандидатов в водители, и подразделений Госавтоинспекции, которые проводят экзамены на право управления ТС. Его проект (проект приказа МВД России "Об утверждении Порядка взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и направления экзаменатора") разработан и проходит процедуру согласования.
Проектом определены в том числе условия, при выполнении которых теоретическую часть экзамена и "площадку" можно сдавать не в ГИБДД, а в самих автошколах, поэтому профессиональное сообщество выступает за скорейшее его принятие.
Однако, как показал мониторинг применения новых правил обучения водителей, они требуют доработки. Так, введение обязанности получать заключение Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы автошколы установленным этими правилами требованиям позволило провести лишь определенную инвентаризацию, но не решило проблему существования недобросовестных организаций, отметил руководитель экспертной группы при Комиссии по безопасности Мосгордумы Евгений Скворцов в ходе II Конгресса автошкол России "Итоги трех лет реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами", прошедшего 23 декабря в ОП РФ. Получение такого заключения представляет собой, по сути, первичную проверку, последующего же контроля за деятельностью автошкол не предусмотрено, что позволяет им в дальнейшем использовать не соответствующие нормативным требованиям площадки, заключать фиктивные договоры аренды и т. д., пояснил эксперт.
Каков размер пошлины при замене водительского удостоверения? Узнайте из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступКроме того, необходимо изменить содержание самих примерных программ подготовки водителей и критерии оценки навыков кандидата в водители при проведении экзамена, чтобы проверялось не теоретическое знание ПДД, а его готовность к вождению в реальных дорожных условиях, подчеркнули участники конгресса. Так, например, эксперт-консультант в сфере подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения НКО "Союз автошкол Москвы" Андрей Финкель считает возможным сокращение часов, отведенных для предмета "Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии" (16 ч). По его мнению, программой предусмотрено слишком подробное изучение некоторых тем, тогда как само понятие "первая помощь" предполагает лишь поддержание потерпевшего в жизнеспособном состоянии до прибытия скорой помощи. В то же время ряд таких важных практических вопросов, как, к примеру, оформление европротокола, изучается бегло и на первых занятиях, поэтому к концу обучения кандидаты в водители этого просто не помнят, подчеркнул эксперт.
Также предлагается подумать о включении в программу обучения и экзамен такого блока, как "осознание опасности", предполагающего проверку реакции будущего водителя на конкретную дорожную ситуацию. По словам экспертов, это успешно реализуется в ряде европейских стран (Великобритании, Франции, Финляндии и др.) таким образом: кандидату предлагается определенный сценарий, и он должен пошагово описать свои действия.
Еще одна обсуждаемая в последнее время тема – введение определенных ограничений для начинающих водителей в целях снижения аварийности и смертности на дорогах. Поправки в ПДД, предусматривающие, в частности, ограничение скоростного режима, а также запрет на движение в темное время суток в течение двух лет с момента получения водительских прав, уже одобрены Правительством РФ, сообщил председатель правления НКО "Союз автошкол Москвы" Александр Ачкасов. Ученый секретарь АНО "Научно-методический центр подготовки водителей" Галина Быкова отметила в свою очередь, что во многих странах существует градуированная система допуска к управлению автомобилем, когда сначала выдается так называемое пробное водительское удостоверение, а потом – при достижении определенного возраста – полное (в Германии – в 21 год, в Австралии – в 23).
Также эксперты обратили внимание на необходимость развития такого направления, как дистанционное обучение, что особенно важно для инвалидов. В настоящее время более чем в 30 регионах России, по данным ГИБДД, автошколы не принимают на обучение людей с инвалидностью. В некоторых регионах их обучают в одной-двух организациях, но этого недостаточно, учитывая расстояния между населенными пунктами, подчеркнули эксперты. Одна из причин того, что не все школы обучают инвалидов, заключается в отсутствии в их парке машин с ручным управлением, что ведет к невозможности проведения практических занятий, поэтому предлагается подумать о возможности использования собственных автомобилей этих граждан.
В заключение представители профессионального сообщества подчеркнули, что об окончании реформы системы подготовки водителей можно будет говорить только тогда, когда результатом обучения будет не безукоризненное знание пунктов ПДД, а владение практическими навыками безопасного вождения в условиях реального дорожного движения и умение своевременно и правильно реагировать на внештатные ситуации.