Крупные компенсации, выплаченные работникам при увольнении, требуют обоснования при отнесении их на расходы
ВС РФ признал, что для отнесения денежной суммы, выплаченной работнику в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, на расходы в целях исчисления налога на прибыль необходимо, чтобы такая выплата являлась экономически обоснованной. При значительном размере данной суммы и ее явном несоответствии обстоятельствам, характеризующим трудовую деятельность работника, на налогоплательщике лежит бремя раскрытия доказательств, обосновывающих природу произведенной выплаты и ее экономическую оправданность (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 23 сентября 2016 г. № 305-КГ16-5939).
В данном судебном деле налоговики доначислили компании по результатам выездной проверки налог на прибыль на основании того, что она неправомерно учла в составе расходов на оплату труда суммы компенсаций, выплаченные увольняемым работникам на основании соглашений о расторжении трудовых договоров (п. 1 ст. 252, ст. 255, п. 49 ст. 270 Налогового кодекса).
В связи с этим, компания обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным данного решения.
Суды в первой инстанции и апелляции признали правоту налоговой инспекции, указав на то, что трудовые договоры с работниками, получившими выплаты при увольнении, не содержали указаний на возможность выплаты компенсаций, а также на их условия и размеры. Допсоглашения к трудовым договорам были заключены только с двумя работниками на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса. При этом, дополнительная денежная компенсация в них составила 1,154 млн руб. Данные допсоглашения не были признаны судами в качестве неотъемлемой части трудового договора, поскольку в них не содержалось каких-либо сведений или условий, обязательных для включения в трудовой договор, и заключены они были незадолго до его расторжения.
Вместе с тем, Арбитражный суд округа отменил предыдущие судебные акты и удовлетворил требования компании. Суд указал, что перечень расходов на оплату труда, предусмотренный ст. 255 НК РФ, является открытым. В связи с этим расходы на выплату компенсаций работникам, увольняемым по соглашению сторон трудового договора, могут быть включены в расходы на оплату труда в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ как прочие выплаты, осуществляемые налогоплательщиком в пользу работников. Суд также принял во внимание, что п. 9 ст. 255 НК РФ в редакции, действующей после 1 января 2015 года, предусматривает возможность отнесения к расходам на оплату труда тех начислений увольняемым работникам, которые предусмотрены отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора.
Налоговая инспекция оспорила такое решение. В результате, Судебная коллегия ВС РФ отменила все предыдущие судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование были приведены следующие доводы:
- в ст. 255 НК РФ установлен открытый перечень расходов на оплату труда работников, учитываемых в целях налогообложения, при условии, что эти выплаты производятся в рамках трудовых и связанных с ними отношений;
- поскольку ст. 9 ТК РФ допускает регулирование трудовых и связанных с ними отношений в договорном порядке, само по себе обстоятельство, что спорные выплаты были произведены во исполнение дополнительных соглашений к трудовым договорам и соглашений о расторжении трудовых договоров, не исключает возможности признания таких расходов в целях налогообложения на основании ст. 255 НК РФ;
- спорные расходы должны соответствовать ст. 252, 270 НК РФ, то есть являться обоснованными (экономически оправданными) затратами, оценка которых выражена в денежной форме и при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Также суд обратил внимание на то, что в судебной практике отсутствуют прецеденты, позволяющие налоговому органу при применении ст. 252 НК РФ оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности. Расходы признаются экономически обоснованными, если они необходимы для деятельности налогоплательщика.
В то же время, для целей исчисления налога на прибыль организаций производимые при увольнении работников выплаты не должны быть аналогичны расходам, поименованным в п. 25 ст. 270 НК РФ, то есть надбавкам к пенсиям, единовременным пособиям уходящим на пенсию ветеранам труда и тому подобным выплатам, имеющим характер личного обеспечения работника после его увольнения.
Выплаты, производимые на основании соглашений о расторжении трудового договора, могут выполнять как функцию выходного пособия (заработка, сохраняемого на относительно небольшой период времени до трудоустройства работника), так и по существу выступать платой за согласие работника на отказ от трудового договора.
Однако, при значительном размере таких выплат, их явной несопоставимости обычному размеру выходного пособия компания должна доказать их экономическую оправданность и целесообразность.
В случае отсутствия таких доказательств, налоговый орган вправе исходить из того, что произведенные работникам выплаты в соответствующей части являются личным обеспечением работников, предоставляемым на период после их увольнения, и не уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 25, подп. 49 ст. 270 НК РФ).