Съезд судей исключил из Кодекса судейской этики положения об отводе и самоотводе судей
Портал ГАРАНТ.РУ получил в распоряжение итоговые документы IX Всероссийского съезда судей, который завершил свою работу на прошлой неделе. Так, по итогам Съезда его участники приняли резолютивный документ, определяющий направления развития судебной системы в ближайшей перспективе, а также внесли изменения в важнейшие для судей и судейского сообщества документы – Кодекс судейской этики (далее – КСЭ) и Регламенты Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации (постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 1 "Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе" (далее – итоговый документ), постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 2 "О внесении изменений в Кодекс судейской этики" (далее – постановление о внесении изменений в КСЭ), постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 3 "О внесении изменений в Регламенты Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации").
Так, из ст. 9 КСЭ, касающейся закрепления принципа объективности и беспристрастности в деятельности судей, были исключены п. 3-5, в которых затрагивались вопросы недопущения конфликта интересов в деятельности судьи и были прописаны условия отвода и самоотвода судей (абз. 6 постановления о внесении изменений в КСЭ). Отметим, что, по словам участников Съезда, положения этих пунктов требовалось исключить в связи с тем, что они фактически дублируют положения Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (далее – закон о статусе судей) и процессуальных законов (ст. 16 ГПК РФ, ст. 61 УПК РФ, ст. 31 КАС РФ, ст. 21 АПК РФ).
Напомним, с предложением об исключении этих положений КСЭ к делегатам Съезда обращался Дмитрий Краснов, который на тот момент занимал пост Председателя Совета судей РФ (отметим, делегаты IX Всероссийского съезда судей избрали новым Председателем Совета Судей РФ Виктора Момотова, секретаря Пленума ВС РФ, судью ВС РФ). Судья подчеркивал, что эти положения Кодекса выходят за рамки корпоративного регулирования и вторгаются в сферу действия Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", а также процессуальных кодексов и позволяют не назначать кандидатов на получение статуса судьи по формальным основаниям.
В свою очередь, Ирина Решетникова, до недавнего времени являвшаяся председателем комиссии Совета судей РФ по этике (новым главой Комиссии по этике Совета судей РФ была избрана Елена Золотарева, председатель Ростовского областного суда), представляя проект изменений в КСЭ делегатам Съезда, также отмечала, что ст. 9 КСЭ первоначально задумывалась именно для целей отвода и самоотвода судей. "Никто не думал, что данное положение будет так широко пониматься, в том числе и как аргумент при назначении и переназначении судей", – комментировала предложения Комиссии по этике судья.
Одновременно, по словам Ирины Решетниковой, КСЭ содержал ряд дополнительных, не предусмотренных законами оснований для отвода судьи – опасность возникновения конфликта интересов, возникновение ситуации, ставящей под сомнение беспристрастность судьи и наличие трудовых отношений судьи или его близких родственников с организацией, являющейся участником процесса (п. 3, подп. "б" п. 4, п. 5 ст. 9 КСЭ). "Корпоративный акт не может устанавливать положения, регламентирующие вопросы судопроизводства, пускай даже он заключается в официальном толковании процессуальных кодексов", – подчеркнула судья.
Между тем, по словам Евгения Соседова, председателя Тамбовского областного суда, на основании положений КСЭ, фактически внутреннего корпоративного акта, в 2015 году было отказано в назначении и переназначении судей всех уровней в 31% случаев. А за 10 месяцев 2016 года – в 45% случаев это основание стало основным для отказа в назначении судей. При этом такое основание, как предоставление недостоверной информации о доходах и расходах, отошло на второй план, констатировал судья.
Также делегаты съезда поддержали предложение о подготовке законопроекта, призванного на законодательном уровне закрепить нормы служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов. В итоговом документе Съезда необходимость принятия этого закона связывается с ежегодным увеличением количества рассматриваемых судами дел. Так, отмечается, что в 2015 году судами рассмотрено более 17,4 млн дел в гражданском и административном судопроизводстве, более 1 млн уголовных дел в отношении более 1,3 млн лиц, свыше 6,6 млн дел об административных правонарушениях, а также более 5,2 млн различных материалов в порядке исполнения судебных актов и судебного контроля. Для сравнения, в 2011 году количество гражданских дел, рассмотренных по первой инстанции судами общей юрисдикции составляло около 12,7 млн дел (то есть по итогам 2015 года этот показатель увеличился на 37%), а дел об административных правонарушениях – около 5,3 млн (рост на 25%) (абз. 37-38, абз. 42-44 итогового документа).
Кроме этого, делегаты съезда выступили с рядом инициатив, касающихся организационных вопросов деятельности судей. Так, было поддержано предложение об отмене ограничений сроков пребывания в должности председателей федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и их заместителей (абз. 64 итогового документа). Напомним, сегодня эти судьи назначаются на должность сроком на шесть лет (абз. 1 п. 6, п. 7-8 ст. 6.1 закона о статусе судей).
Также Съезд призвал на законодательном уровне предусмотреть гарантии финансирования деятельности мировых судей в полном объеме, а также гарантии недопущения произвольного сокращения объемов финансирования их работы в регионах. При этом в итоговом документе отмечается, что материальное обеспечение мировых судей в разных субъектах федерации не одинаково, и в особенности эта проблема проявляется в дотационных регионах (абз. 67, абз. 69-70 итогового документа).
Делегаты Съезда приняли также решение о подготовке законопроекта об участии создаваемых в субъектах федерации общественных наблюдательных комиссий в рассмотрении вопросов об УДО осужденных, имеющих тяжелые заболевания. Напомним, эти органы, создаваемые в субъектах федерации, осуществляют общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания").
Одновременно, планируется определить в Федеральном законе от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" понятия и процедуры дисциплинарного производства в отношении судьи, а также уточнить процедуру прекращения отставки судьи по его собственной инициативе (абз. 170, 187 итогового документа).
Отметим, что изменения в Регламенты Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации были приняты в связи с объединением ВС РФ и ВАС РФ и носят в основном технический характер.