Правительство РФ: преимущество натурального возмещения по ОСАГО не должно ущемлять права потерпевшего в ДТП
Правительство РФ подготовило официальный отзыв на законопроект1, которым предлагается установить преимущество натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. По мнению кабмина, восстановительный ремонт как преимущественный способ возмещения вреда не должен ограничивать права потерпевших. Последние, напомним, сегодня вправе выбрать любой способ возмещения вреда – если у страховщика заключен договор с СТО (п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
В законопроекте, как считает кабмин, следует предусмотреть преимущества для потерпевших выбора такого способа возмещения вреда, как восстановительный ремонт. В частности, возможно, не будет учитываться износ деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене при восстановительном ремонте. Иными словами, водителям не надо будет доплачивать за то, что старая деталь их автомобиля была заменена новой.
Может ли копия полиса ОСАГО подтвердить сотруднику ГИБДД факт страхования? Узнайте из материала "Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ("ОСАГО")" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступТакже правительство указало, что необходимо прописать порядок устранения выявленных потерпевшим недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Кроме того, по его мнению, выбирать станцию СТО должен потерпевший из предложенного страховщиком перечня. Предлагается учитывать доступность и удобство для потерпевшего конкретной станции, в том числе возможность доставки транспортного средства на нее, если оно не на ходу.
Кабмин также считает необходимым определить, как будут производить ремонт, если его стоимость превысит страховую сумму по ОСАГО, на которую может рассчитывать потерпевший по договору. И вместе с тем, по его мнению, необходимо установить основания для выбора денежной формы возмещения вреда.
Отметим, что для рассмотрения данного законопроекта в Госдуме уже создана рабочая группа. Она поддержала документ и предложила принять его в первом чтении, но при этом также высказала ряд замечаний. В основном они сходятся с позицией правительства: рекомендуется учитывать интересы пострадавших в ДТП, в том числе прекратить учитывать износ подлежащих замене деталей и узлов и дать потерпевшим возможность широкого выбора СТО.
МНЕНИЕ
Александр Коваль, президент АНО "За справедливые выплаты":
"При всех тех замечаниях, которые содержатся в официальном отзыве правительства, законопроект, в его нынешнем виде, принимать нельзя. Как, на мой взгляд, совершенно правильно сказано в документе, законопроект противоречит закрепленным в ГК РФ принципам имущественного страхования. К тому же в нем имеются и признаки нарушения конституционных прав граждан. Так, очевидно, что автовладельцы будут ущемлены в праве свободно распоряжаться своим имуществом [ч. 2 ст. 35 Конституции РФ. – Ред.].
Убежден, что если законопроект будет принят в том виде, в котором он поступил в Госдуму, мы увидим существенное ухудшение прав потребителей страховых услуг. Так, действующая редакция закона, помимо страховых выплат, позволяет страховщику организовать ремонт и восстановление транспортного средства по согласованию с автовладельцем. Но по ряду причин автомобилисты не прониклись этой идеей и предпочитают получать возмещение в денежной форме. Полагаю, что именно в связи с этим и возникла «глубокая» мысль закрепить в законе преимущество натурального возмещения и фактически лишить потребителя права выбора. Поэтому, на мой взгляд, главная цель этой новации состоит не в том, чтобы обеспечить дополнительные удобства для страхователей, а в том, чтобы убрать с рынка "автоюристов", которые помогают автовладельцам отстаивать свои права в судах".Кроме того, предложено дополнить законопроект и предоставить Банку России полномочия по установлению требований к организации восстановительного ремонта транспортных средств. Также регулятор, возможно, будет определять требования к СТО в части предельных сроков ремонта, сохранения гарантийных обязательств производителя автомобиля и т. д.