Рассмотрение дел о коррупции предлагают передать судам присяжных
Сегодня в России отмечают Международный день борьбы с коррупцией. По данным Аналитического управления Совета Федерации, примерно 40% предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки – к такому выводу пришел Международный банк реконструкции и развития. При этом в развитых странах эта цифра достигает 15%, в азиатских – 30%, а в России и странах СНГ – 60%.
Только за девять месяцев текущего года Следственный комитет РФ возбудил 19 513 уголовных дел, связанных с коррупцией (получение взятки, коммерческий подкуп и др.).
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков убежден, что одним из наиболее эффективных методов борьбы с коррупцией является усиление ответственности. Об этом он заявил на конференции, проведенной сегодня Советом Федерации. В этих целях депутат совместно с коллегой Александром Куликовым в январе этого года подготовил законопроект1, который предусматривает возвращение в Уголовный кодекс конфискации в качестве меры наказания за коррупционные преступления . Такую санкцию планируется применять как дополнительную за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений. "Однако, к сожалению, пока законопроект несколько месяцев пылится без движения", – посетовал он.
Еще одной мерой, направленной на ужесточение наказания, Синельщиков назвал упрощение процедуры привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих иммунитетом (ст. 447-448 Уголовно-процессуального кодекса). "Дела в отношении судей, депутатов, прокуроров, следователей и других лиц часто расследуются годами. Им за это время удается скрыть свое имущество и самим скрыться от ответственности. Поэтому явно надо менять закон и, прежде всего, упрощать процедуру возбуждения дела – дело должно возбуждаться руководством Следственного комитета РФ в упрощенном порядке. Решение о возбуждении должно быть всегда неожиданным", – поделился он.
Получить доступ
А вот заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ Валерий Волков является сторонником корректировки коррупциогенного фактора с помощью не кнута, а пряника. Так, эксперт напомнил о законопроекте2, которым предусмотрено освобождение от административной ответственности юридических лиц за коррупционные проступки при их активном способствовании выявлению правонарушения, оказании содействия производству по делу, а также при вымогательстве со стороны должностного лица. Соответствующее примечание предложено внести в ст. 19.28 Кодекса об административных правонарушениях ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"). "Мы полагаем, что введение этой нормы будет стимулировать представителей юридических лиц сообщать или по крайней мере не скрывать факты вымогательства и противоправного поведения должностных лиц. Ведь штрафы, которые предусмотрены этой статьей, достаточно велики", – поделился Волков. Напомним, размер штрафа за такое правонарушение может составлять до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав (ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ).
При этом руководитель отдела Главного управления процессуального контроля Следственного комитета РФ Денис Кунев отметил безнаказанность рядовых сотрудников госорганов, с которыми, как правило, и контактируют граждане. "Речь идет о специалистах, ведущих специалистах и прочих сотрудниках, не подпадающих под определение должностного лица и, соответственно, не являющихся субъектами преступлений, предусмотренных ст. 285-286 УК РФ ["Злоупотребление должностными полномочиями" и "Превышение должностных полномочий" соответственно. – Ред.]. Среди них немало тех, кто получает незаконное денежное вознаграждение за исполнение своих служебных обязанностей как само собой разумеющееся", – пояснил эксперт. Эту проблему представитель Следственного комитета РФ предлагает решить одним из двух способов. Либо с помощью корректировки самого понятия "должностное лицо", либо посредством введения в УК РФ отдельной нормы, регламентирующей ответственность государственных и муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами.
По мнению члена ОП РФ, вице-президента Федеральной палаты адвокатов РФ Владислава Гриба, в России уже действует эффективный метод борьбы с коррупцией – к нему он отнес систему электронных услуг, когда гражданин не взаимодействует с чиновником напрямую. "Такой подход технически избавляет от прямого контакта просителя с бюрократической машиной", – поделился он на пресс-конференции, проведенной вчера МИА "Россия сегодня".
Тем не менее, основным приоритетом в борьбе со взяточничеством он называл честную, прозрачную судебную систему. Ее совершенствование Вячеслав Гриб предлагает начать с формирования судей из числа адвокатов. "У нас очень мало адвокатов, которые становятся судьями. Если взять зарубежные страны – Францию, Великобританию, США, там подавляющее большинство судей – из числа адвокатов. А у нас это либо помощники судьи или другие работники судебного аппарата, либо бывшие сотрудники правоохранительной системы. Все это лица с определенной профессиональной деформацией", – рассказал Гриб. Однако каким образом можно увеличить число адвокатов, выбирающих мантию судьи, эксперт не уточнил.
Поддерживая идею совершенствования судебной системы, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов высказал инициативу расширения состава статей, по которым принимать решение мог бы суд присяжных, включив в этот перечень дела, связанные с коррупционными нарушениями. "Позиция такого суда носит более справедливый характер", – убежден депутат.
"По статистике ВС РФ, к условному осуждению приговаривают 30-70% коррупционеров. Почему? Если мы посмотрим на криминологический портрет коррупционера, то увидим, что это семейный гражданин, непьющий, без вредных привычек, работающий, социальный и, как правило, с детьми. Он идеально подпадает под все признаки для того, чтобы быть исправленным без реального лишения свободы. И суды не нарушают ничего, когда выпускают коррупционеров на свободу. Но закон можно немного уточнить", – считает статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ Константин Добрынин. По его мнению, следует внести изменения в ст. 73 УК РФ, которая говорит об условном осуждении и о тех случаях, когда оно не может быть назначено. Эти случаи, предложил эксперт, необходимо скорректировать, исключив возможность условного осуждения для должностных лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление с использованием своего служебного положения: "Когда условное наказание не будет назначаться, коррупционер будет знать, какая у него перспектива".
Тем не менее, Добрынин настоял на том, что для победы над коррупцией нужны не только оперативные методы, к которым он отнес и законодательное регулирование. Основную ставку адвокат сделал на перспективные меры, среди которых особо выделил воспитание: "В первую очередь это касается студентов юридических вузов. Надо немного сместить центр тяжести в воспитании студентов, потому что наша задача выпустить из вуза не специалиста, а человека, который будет понимать, условно говоря, что такое хорошо и что такое плохо ".
"В основе противодействия коррупции с точки зрения законодателя сделано многое. Но нам – через СМИ и с помощью иных источников – больше нужно говорить о том, какие законы приняты, какие последствия могут повлечь те или иные действия, чтобы повышать правовую культуру наших граждан и формировать нетерпимость общества к этому злу. Чтобы каждый мог сказать: "Я отказываюсь от каких-либо подкупов и откатов, это мой вклад в дело победы над этим злом в России", – поддержал идею перспективного метода заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
А Александр Старовойтов добавил: "Формулу "государство – это мы" должны применять не только чиновники и правоохранители, но и каждый сознательный гражданин".