Новости и аналитика Новости Создаваемой Службе финансовых уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг готовят налоговые льготы

Создаваемой Службе финансовых уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг готовят налоговые льготы

Службе финансовых уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг готовят налоговые льготыМинфин России разрабатывает проект1 закона, в соответствии с которым новый институт по защите прав потребителей – Службу финансовых уполномоченных – предлагается обеспечить льготным режимом налогообложения. К примеру, поправки планируется внести в ст. 149 Налогового кодекса ("Операции, не подлежащие налогообложению НДС"). О каких именно изменениях идет речь, пока не поясняется – но не исключено, что этим косвенным налогом не будут облагаться отчисления на работу новой Службы. Возможно, они также не будут учитываться в составе доходов, учитываемых по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ). А страховым организациям можно будет отнести их к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли (ст. 294 НК РФ). Кроме того, уполномоченным планируется обеспечить льготы по уплате госпошлины при обращении в суд (ст. 333.36 НК РФ).

Как поясняют финансисты, данный законопроект разрабатывается в связи с возможным принятием федерального закона "О финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Напомним, что в июле 2014 года Госдумой в первом чтении был принят законопроект2 о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг. В документе предполагается, что финансовый уполномоченный станет рассматривать споры между финансовыми организациями и потребителями их услуг на этапе досудебного урегулирования. В частности, финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей услуг кредитных и страховых организаций (а со временем и микрофинансовых организаций, ломбардов, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг). Размер имущественных требований по обращениям планируется ограничить в отношении кредитных организаций 500 тыс. руб., в отношении страховых организаций – 100 тыс. руб.

Для обеспечения работы финансовых уполномоченных предлагается создать соответствующую Службу. Ее деятельность будет финансироваться за счет взносов Банка России и обязательных платежей финансовых организаций. Последних обяжут стать членами Службы.

Отметим, что согласно законопроекту, финансовые уполномоченные и Служба не вправе взимать какую-либо плату с заявителя за свои действия, в том числе за принятие обращения, его рассмотрение и вынесение по нему решения, а также за оказываемые консультации, связанные с разъяснением прав потребителей (ст. 5 Проекта федерального закона № 517191-6). В то же время, банки и страховые компании должны будут ежеквартально делать отчисления в Службу, причем их размер будет зависеть от размера требований имущественного характера, удовлетворенных решениями финансовых уполномоченных за предыдущий год (ч. 2 ст. 28 Проекта федерального закона № 517191-6).

Добавим, что после первого чтения к проекту закона поступило множество замечаний. Так, Комитет Госдумы по финансовому рынку отмечал, что новелла, устанавливающая обязательность предварительного рассмотрения спора гражданина с кредитной или страховой организацией, уполномоченным, ограничивает право гражданина выбирать способ защиты своих законных прав и интересов. В данном случае гражданин вправе сам выбирать к кому обращаться – уполномоченному или суду, а данная новелла нарушает конституционное право граждан на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Счетная палата РФ, в свою очередь, обратила внимание на то, что первоначальные расходы на создание Службы, по данным законопроекта, составят около 26,5 млн. руб. и будут осуществляться в основном за счет добровольных перечислений финансовых организаций и их объединений, а также обязательных платежей от организаций, присоединившихся к Службе. При этом цели, на которые будут направлены первоначальные расходы, не раскрываются.

Документы по теме:

Читайте также:

______________________________

1 С учетной карточкой проекта закона "О внесении изменений в статью 149, статью 251, статью 294 и статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/11-16/00059429). 

2 С проектом федерального закона № 517191-6 "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.