Предлагается не применять УДО и амнистию к отдельным категориям преступников
С таким законопроектом1 выступил депутат Госдумы Олег Нилов. Разработчик документа предлагает лишить права на УДО и амнистию заключенных, совершивших следующие преступления:
- преступления в сфере экономической деятельности с использованием служебного положения: легализация (отмывание) денежных средств (ст. 174-174.1 УК РФ), приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем (ст. 175 УК РФ), незаконный экспорт (ст. 189 УК РФ) и т. д.;
- преступления против собственности, совершенные в особо крупном размере с использованием служебного положения: кража (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) и т. д.;
- тяжкие или особо тяжкие преступления против правосудия, совершенные с использованием служебного положения: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) и т. д.
Кроме того, УДО и амнистию предлагается отменить в случае совершения таких преступлений, как убийство (ст. 105 УК РФ), терроризм (ст. 205 УК РФ), государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ), изнасилование несовершеннолетней (п. "а" ч. 3, п."б" ч. 4 ст. 131 УК РФ) и прочие. Наконец, в случае одобрения поправок отбыть весь назначенный судом срок придется осужденным за получение или дачу взятки в размере, превышающем 1 млн руб. (ч. 6 ст. 290, ч. 5 ст. 291 УК РФ).
Напомним, что под тяжкими преступлениями понимаются преступления, за наказание за совершение которых не превышает 10 лет лишения свободы, под особо тяжкими – преступления, за совершение которых предусмотрен срок лишения свободы более 10 лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ).
Отметим, что сегодня условия применения УДО зависят от тяжести совершенного преступления. К примеру, УДО в случае совершения тяжкого преступления может быть предоставлено при условии отбытия не менее половины срока, в случае совершения особо тяжкого – не менее двух третей срока (ч. 3 ст. 79 УК РФ). При этом фактически отбытый осужденным срок лишения свободы в любом случае не может быть менее шести месяцев (ч. 4 ст. 79 УК РФ).
По мнению автора законопроекта, принятие предлагаемых к внесению в УК РФ изменений позволит в полной мере способствовать восстановлению социальной справедливости, а также предупреждению совершения новых преступлений, являющихся целями уголовного наказания (ст. 43 УК РФ).
Подчеркнем, что Правительство РФ не поддержало указанный законопроект, ссылаясь в своем официальном отзыве на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Указано также, что установление запрета на применение амнистии в отношении лиц, совершивших определенные тяжкие и особо тяжкие преступления, представляется излишним в условиях исключительного полномочия Госдумы решать вопрос, в отношении какого круга деяний и лиц необходимо и целесообразно объявлять амнистию.
Добавим, что ВС РФ также не поддержал законопроект, аргументируя это тем, что для лиц, совершивших преступления, указанные в законопроекте, установлены достаточно длительные сроки наказания, фактическое отбытие которых является условием для рассмотрения вопроса об УДО.