Актуальные проблемы деятельности Территориального управления Росимущества в городе Москве: правоприменительная практика, основные тенденции и перспективы
16 марта 2009 года в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью и. о. руководителя Территориального управления Росимущества в городе Москве Шестерюка Анатолия Степановича.
Тема: "Актуальные проблемы деятельности Территориального управления Росимущества в городе Москве: правоприменительная практика, основные тенденции и перспективы".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в городе Москве, созданное на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 12 марта 1998 г. N 211-р и переданное Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом", является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
К основным полномочиям, закрепленным за ТУ Росимущества в городе Москве, относятся такие, как осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории города Москвы, и иного федерального имущества, расположенного на территории города Москвы; осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации; осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории города Москвы земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности а также иного федерального имущества; предоставление в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование; принятие в пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом и многие другие.
В ходе интернет-интервью обсуждались проблемы в деятельности Территориального Управления Росимущества в г. Москве, его первоочередные задачи. Способствует ли действующая нормативно-правовая база эффективной реализации государственной политики в области управления федеральным имуществом, какие существуют на данный момент тенденции в ее совершенствовании, и есть ли какие-либо пробелы в законодательном регулировании? На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответил и. о. руководителя Территориального управления Росимущества в городе Москве Шестерюк Анатолий Степанович.
Ведущая: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя: Шестерюка Анатолия Степановича, исполняющего обязанности руководителя Территориального управления Росимущества в городе Москве. Уважаемый Анатолий Степанович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время сегодня прийти в компанию "Гарант" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Спасибо!
Шестерюк А.С.:
Спасибо за представление. Уважаемые коллеги! Согласие на проведение инернет-интервью было дано еще прежним руководителем Территориального подразделения, поэтому при передаче, что называется, ключей, я решил, что, конечно же, нельзя отказываться от участия в этом мероприятии. И поэтому с удовольствием прибыл сюда для того, чтобы ответить на те вопросы, которые были поставлены перед Территориальным управлением.
Ведущая: Тема нашего сегодняшнего интервью "Актуальные проблемы деятельности Территориального управления Росимущества в городе Москве: правоприменительная практика, основные тенденции и перспективы".
В ходе сегодняшнего интервью мы планируем обсудить проблемы в деятельности Территориального управления, его первоочередные задачи, проблемы в нормативно-правовой базе и ряд других. Прежде чем непосредственно перейти к вопросам аудитории, Анатолий Степанович, не могли бы вы рассказать в двух словах о том, что представляет из себя Территориальное управление и каковы его приоритетные направления деятельности?
Шестерюк А.С.:
Спасибо! Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве является территориальным подразделением Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В марте этого года будет ровно одиннадцать лет с момента создания нашего Территориального управления. Создано оно было в марте 1998 года для того, чтобы оказывать содействие Министерству имущественных отношений, как федеральному органу исполнительной власти в области управления имуществом. И сегодня основной задачей Территориального управления (как она отражена в положении о Территориальном управлении, утвержденном 5 марта 2009 года) является осуществление полномочий собственника федерального имущества в регионе, т.е. в данном случае, на территории Москвы.
О каких полномочиях идет речь в первую очередь? В первую очередь, это, конечно, оперативно-текущий контроль над использованием и состоянием федерального имущества в регионе, в данном случае мы говорим о Москве. Поэтому одно из важнейших направлений нашей работы - это осуществление постоянного текущего контроля над использованием объектов федерального имущества. В первую очередь, конечно, речь идет об объектах недвижимого имущества. Учитывая специфику региона, специфику субъекта Российской Федерации, а мы говорим о столице, важным направлением работы Территориального управления является также и обеспечение функционирования федеральных органов исполнительной власти, т.е. размещение федеральных органов исполнительной власти в помещениях федеральной собственности. Если вы помните, то в результате реформы 2008 года произошло создание новых федеральных структур. Некоторые федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения расширяются, увеличивается штатная численность. По многим федеральным органам это, может быть, не так просто сделать, скажем, пока еще не завершена у нас работа по размещению и центральных аппаратов, и территориальных подразделений, например, Следственного комитета при Прокуратуре. Сейчас, например, увеличивается численность Федеральной службы судебных приставов, опять-таки встал вопрос о размещении этих чиновников. И некоторые другие федеральные органы власти, их территориальные подразделения в Москве пока еще не имеют площадей, необходимых для их размещения. Территориальные органы осуществляют полномочия собственника по сдаче федеральных объектов недвижимости в аренду - это большое, очень ответственное направление.
Еще одно направление работы - это контроль и регулирование использования земельных участков на территории Москвы. Инвест-контракты, т.е. инвестиционная деятельность на объектах, находящихся в федеральной собственности. Сразу бы хотел заметить, что не все объекты федерального имущества, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в Москве, находятся в орбите нашего Территориального управления. В частности, это объекты, находящиеся в ведении Управления делами Президента, которое осуществляет самостоятельно управление этим имуществом, а с января этого года Министерство обороны Российской Федерации самостоятельно осуществляет управление всем имущественным комплексом, Министерство обороны РФ создает свою внутреннюю систему управления этим имуществом. Может быть, за исключением ведения реестра. Эти полномочия остались за Территориальным управлением. Вот, пожалуй, основные направления нашей работы. Это, конечно, далеко не полный перечень, но, думаю, другие направления мы более подробно затронем в ходе нашего общения.
Ведущая: Перейдем непосредственно к вопросам, поступившим от нашей аудитории. Первый вопрос от Егорова Дмитрия. Расскажите, пожалуйста, о работе Территориального управления с обращениями граждан. Какова сейчас основная тематика таких обращений, сколько обращений поступает, какие меры принимаются по результатам рассмотрения? Ведется ли какая-то статистика, и если да, то расскажите немного о ней.
Шестерюк А.С.: В Территориальное управление поступает очень много обращений граждан по самым различным направлениям. Это и обращения, связанные с защитой нарушенных прав юридических лиц, организаций. Это обращения, связанные с защитой личных прав граждан. В основном, такие обращения связаны с просьбой защитить права в жилищной сфере. Дело в том, что в федеральной собственности остается немало жилого фонда. Стратегическая задача, которая определена законодательством - передача всего жилого фонда муниципальным органам. Такая работа проводится и на территории Москвы. За годы приватизации накопилось очень много объектов, имеющих социальный характер, смешанное содержание: жилые и нежилые помещения. Накопилось большое количество объектов, которые не вошли в состав приватизированного имущества акционерных обществ. И в то же время в силу ряда технических проблем имеет место неопределенность в регистрации прав, отсутствие технической документации.
Наша стратегическая задача: передать весь жилой фонд региону, то есть Москве. И эта работа будет осуществляться. Но вместе с тем, мы несколько отстаем, не успеваем в исполнении всех технических действий, поэтому очень много обращений граждан связано с просьбой защитить их права. В первую очередь - это приватизация. Иногда непонятно, в чьем ведении находится конкретный дом, часть дома, квартира. Эта неопределенность ведет к тому, что граждане не имеют возможности приватизировать квартиры, хотя живут там по много лет. Поэтому и поступает большое количество обращений. Но надо сказать, что это одно из приоритетных направлений работы Территориального управления. У нас специальный отдел занимается указанными обращениями, т.е. мы стараемся максимально ускорить рассмотрение данных вопросов. Дело в том, что нельзя просто так приватизировать квартиру, если отсутствует элементарная техническая документация. Многие из вас сталкивались с обменами, переездами, знаете, что для того, чтобы осуществить такую сделку, надо иметь так называемый технический паспорт на эту квартиру, первоначальные документы. И во многих случаях их нет. Наша задача - эти документы восстанавливать, подготавливать. Это очень кропотливая работа.
Во многих случаях граждане не дожидаются таких оформлений, идут с требованиями в суд. Существуют также обращения граждан, связанные с защитой, как они полагают, их нарушенных имущественных прав. Всплески таких обращений мы обычно наблюдаем, когда Территориальным управлением осуществляются какие-либо действия в защиту нарушенных прав РФ на имущество, например, в случае принудительного выселения из незаконно занимаемых помещений, во исполнение судебного решения, в соответствии с исполнительным производством, т.е. в строгом соответствии с законом. Я думаю, на памяти у всех ситуация, связанная с выселением на Чистопрудном бульваре, д. 12 Фонда Ролана Быкова. Кроме того, помните ситуацию с Домом Актера или совершенно законные действия, связанные с освобождением незаконно занимаемых помещений так называемого Дома скульпторов. Поступают массовые обращения, но в таких случаях мы просто вынуждены разъяснять действия Территориального управления, которые осуществляются в строгом соответствии с законом. Есть решение суда, исполнительное производство, неоднократно переносимые сроки исполнения. В итоге судебное решение должно быть исполнено - это требование закона. И оно исполняется.
Ведущая: Прежде чем происходят какие-либо сделки с участием федерального имущества, оно кем-то оценивается. Расскажите об этом механизме. По каким критериям происходит такая оценка?
Шестерюк А.С.:
Требования Федерального закона "Об оценочной деятельности" таково, что любые сделки с объектами федерального движимого и недвижимого имущества должны осуществляться только на основе оценки этого имущества. Оценка проводится независимыми оценщиками саморегулируемых организаций. Существует такое понятие: государственный финансовый контролирующий орган. Обязанности государственного финансового контролирующего органа возложены на Территориальное управление. То есть мы несем ответственность за то, чтобы оценка имущества, данная независимым оценщиком, соответствовала требованиям закона и федеральным стандартам, и даем соответствующее заключение. По итогам этого заключения балансодержатель вправе осуществлять сделку с имуществом. Правда, сейчас поле таких сделок ограничено соответствующим постановлением Правительства РФ, которое запретило федеральным органам власти согласовывать любые сделки с федеральным имуществом, находящимся у ГУПов. Мы сдаем в аренду отдельные объекты федерального имущества. При этом около года не заключались новые инвестиционные контракты, не сдавалось в аренду имущество, находящееся у федеральных государственных унитарных предприятий, поскольку существует это ограничение. Прежде чем какая-то сделка будет совершена, в том числе, если реализуется имущество предприятия, оказавшегося в состоянии банкротства, по результатам оценки Территориальное управление дает экспертное заключение на эту оценку, и в случае положительного экспертного заключения это имущество может быть реализовано, и необязательно по этой цене. Данная цена, поскольку имущество реализуется с аукциона, должна быть стартовой, т.е. не ниже. Вот в этом смысл, суть этой оценки и исполнения полномочий государственного контролирующего органа.
Ведущая: Позвольте перейти к следующему блоку вопросов, который касается проблем законодательного регулирования. Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо проблемы законодательства в области управления федеральным имуществом, которые на данный момент существенно затрудняют деятельность Территориального управления? И осуществляют ли сейчас в Управлении какие-либо разработки по новым законопроектам, планируется ли внесение изменений в уже действующее законодательство?
Шестерюк А.С.:
Самая больная тема последнего года - значительное ограничение по сдаче объектов недвижимости в аренду для ГУПов - государственных унитарных предприятий. В этом плане неоднократно Территориальное управление через Росимущество обращалось в Министерство экономического развития РФ, поскольку оно курирует деятельность Росимущества, с предложением внести изменения в соответствующее постановление Правительства РФ. И, насколько мне известно, сейчас министерством подготовлен проект такого постановления. Возможно, это ограничение будет снято, но это, на самом деле, достаточно частный случай. А проблемным, с моей точки зрения, является то, что ныне действующее законодательство об управлении федеральным имуществом, и прежде всего акты Правительства, которыми утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти, очень неоднозначно трактуют права собственника имущества. Т.е. складывается такая картина, когда в Положениях обо всех федеральных органах власти, например, об Агентстве по здравоохранению, Агентстве по образованию и ряде других федеральных агентств и служб имеются нормы, в которых записано, что данная федеральная структура, федеральный орган исполнительной власти осуществляет полномочия собственника, в то время, как Росимущество как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет управление государственным имуществом. И есть еще ряд постановлений Правительства, в которых тоже, может быть, не совсем однозначно, определяются полномочия собственника федерального имущества по управлению этим имуществом. В результате мы имеем ситуацию, когда балансодержатели этих объектов, т.е. государственные предприятия, государственные учреждения, без согласования собственника, в данном случае Росимущества, осуществляют те или иные сделки, согласовывая их только со своим ведомством, например, Федеральным агентством по образованию. И это наиболее распространенное, с нашей точки зрения, нарушение законодательства об управлении федеральным имуществом.
В чем мы видим здесь нарушение? Есть два основных принципиальных положения, которые мы реализуем, осуществляя полномочия собственника: сдача объекта по конкурсу (обязательное требование закона "О защите конкуренции"), и второе, чтобы при сдаче этого объекта минимальная ставка арендной платы прошла оценку через экспертизу. Вот два обязательных условия. В том случае, когда без согласования с Росимуществом совершаются такие сделки, эти два условия мы не контролируем, они не выполняются. И с точки зрения закона такая сделка недействительна, ничтожна. Территориальное управление поэтому предлагает своему вышестоящему органу, Росимуществу, внести эти предложения в уточнения полномочий. В данный момент эта работа проводится, готовится доклад, в котором мы обращаем внимание на это несовершенство в нормативном регулировании, и который мы направляем в Росимущество. Из 73 федеральных органов исполнительной власти только 56 учли свое имущество как федеральный орган исполнительной власти. Возникает вопрос: что же в таком случае говорить об исполнительской дисциплине находящихся в ведении этих федеральных органов власти предприятий и учреждений? Мы требуем, мы взываем, мы говорим о том, что необходимо наладить этот учет, а вышестоящие органы федеральной власти даже свое имущество еще не подвергли такому учету. Вот состояние исполнительской дисциплины. На это мы тоже обращаем внимание, говорим о том, что здесь необходимо, по-видимому, повысить не только контрольные полномочия Росимущества, но, возможно, и вводить в закон какие-то санкции, потому что сегодня мы имеем только лишь одну санкцию: если мы установили факт незаконной сдачи в аренду федерального имущества, мы можем лишь сообщить об этом в Прокуратуру. И прокурор имеет право в этом случае составить акт и привлечь к ответственности в судебном порядке. В этом случае можно рассчитывать на взыскание штрафа до 20 тысяч рублей. Это при тех доходах, которые получаются от незаконной сдачи в аренду федерального имущества.
Ведущая: Как обстоят сейчас дела с исполнением решений суда по искам Территориального управления? Есть какие-то проблемы?
Шестерюк А.С.:
В целом, проблем нет. Ведь мы часто выходим с исками, обращаемся в суд с требованием об освобождении незаконно занятых помещений. Мы настаиваем на компенсации затрат, на выплатах в бюджет тех сумм, которые незаконно получены балансодержателем этого имущества. Как правило, сложностей не возникает. Сами процессы долго тянутся, потому что надо пройти все инстанции, никто ведь добровольно не соглашается признать свое правонарушение. Но, как правило, заканчиваются эти иски решениями в пользу Росимущества. А затем начинается исполнительное производство. Опять-таки в рамках исполнительного производства Федеральная служба судебных приставов идет максимально навстречу таким должникам. Если, скажем, заявляется об отсрочках исполнения, эти отсрочки принимаются, дается льгота еще какая-то по времени. Но, в итоге, все равно когда-то время приходит, решение надо исполнять.
Ведущая: Говорят, что сейчас имеют достаточно большое место и распространены нарушения законодательства, связанные с занижением ставки арендной платы за пользование федеральным имуществом. Расскажите, пожалуйста, об этой проблеме поподробнее и о тех действиях, которые предпринимает Управление для борьбы с этой проблемой.
Шестерюк А. С.: Заниженные ставки - это скорее наследство, которое досталось Территориальному управлению от 90-х годов, когда заключались договоры аренды федерального имущества. За прошедшие годы многое изменилось в экономической жизни. И то, что существует n-ое количество договоров, по которым, может быть, даже с начала 90-х годов не пересматривались ставки арендной платы, мы знаем. Эта информация есть в Территориальном управлении. Надо отметить, что ряд договоров, составленных еще в 90-е годы, были настолько тщательно продуманы, что сейчас практически не подступишься к ним. В них предусмотрена максимальная защита от односторонних пересмотров, от односторонних отказов. Мы пытаемся в судебном порядке как-то оценить эти договоры, чтобы пересмотреть, но не всегда это, к сожалению, получается, поскольку, как я уже сказал, очень тщательно подошли тогда к подготовке таких договоров. Вместе с тем, одно из направлений работы нашего структурного подразделения, которое осуществляет это направление деятельности - работа по пересмотру ставок арендной платы. Как эта работа осуществляется?
Во-первых: в плановом порядке, путем контроля над пересмотром ставок. В законе нет четких сроков, что, например, каждый год, или раз в два года ставки должны пересматриваться. Есть другое, что они не должны пересматриваться чаще одного раза в год. Но вместе с тем, есть общее требование закона о том, что ставки арендной платы должны отвечать рыночному уровню. Т.е. в плановом порядке мы предлагаем соответствующим балансодержателям - это государственные предприятия, государственные учреждения, которые сдают свои площади в аренду на время - заказать оценку имущества, находящегося у них на балансе с тем, чтобы на основе этой оценки пересмотреть ставки арендной платы. И после того, как эти отчеты к нам поступают и проходят экспертизу, мы направляем арендаторам и балансодержателям уведомление о необходимости внесения изменений. Как правило, эти изменения вносятся, и арендаторы начинают платить по новым ставкам. Но иногда возникают осложнения, тогда остается только одно: в судебном порядке требовать внесения изменений в договор с тем, чтобы пересмотреть ставки арендной платы, если меняется экономическая конъюнктура. Сегодня мы все наблюдаем некое затишье, некий спад, и вы знаете из печати, что Правительство Москвы постаралось оперативно отреагировать на эту ситуацию: были снижены ставки арендной платы, в первую очередь, для субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичный проект постановления подготовлен Министерством экономического развития РФ, но пока оно не принято.
Поэтому у нас нет возможности также оперативно пересмотреть эти ставки и в сторону занижения, в данном случае. Мы привязаны законом, мы обязаны выполнять требование закона "Об оценке", по которому ставка арендной платы должна отталкиваться, опираться на оценку, на отчет об оценке. А если говорить о нашем контроле, о контроле Территориального управления за соблюдением требований закона, то это плановая работа одного из структурных подразделений.
Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов. Они касаются аренды и приватизации имущества, которое находится в федеральной собственности. Следующий вопрос от господина Рассказова. Слышал о том, что в условиях кризиса многие московские фирмы, арендовавшие находящиеся в федеральной собственности земельные участки оказались неспособными выплачивать арендную плату. В результате чего стали должниками. Скажите, пожалуйста, как обстоят дела на самом деле, и повлиял ли экономический кризис на хозяйственный оборот федерального имущества? И если да, то какие пути решения представляются вам наиболее действенными?
Шестерюк А.С.:
Я бы хотел сразу отметить, что у нас нет таких сведений в Территориальном управлении. Как правило, если это собственник здания, строения, сооружения, либо арендатор здания, строения, сооружение, то арендуя здание, строение, сооружение, он может взять в аренду и берет в аренду земельный участок. И здесь платежи идут. У нас нет данных, что здесь возникают какие-то затруднения. Быть может, здесь речь идет скорее о так называемых инвест-контрактах. Но это немного другая организационно-правовая ситуация, поскольку здесь речь идет не об аренде. Инвест-контракты - это не аренда земельного участка, а это именно попытка вовлечь в хозяйственный оборот некий объект, находящийся в федеральной собственности. Может быть, о ней надо отдельно говорить. А что касается земельных участков, у нас нет таких данных, чтобы где-то были затруднения с оплатой. Эти средства выплачиваются, и в этом смысле затруднения не возникали.
Ведущая: А насколько сложно сегодня взять помещение, находящееся в федеральной собственности, в аренду? И есть ли какой-то специфический механизм?
Шестерюк А.С.:
На территории Москвы нет ни одного помещения, не обремененного правами какого-либо юридического лица. То есть, нет свободных помещений, поэтому в аренду сдаются только помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения у предприятия, или оперативного управления, и временно ими неиспользуемые. Таким образом, нет в имуществе казны таких помещений, которые сегодня никем не используются - все используется, все занято. И поэтому возможность сдачи в аренду определяется желанием самого балансодержателя. Если балансодержатель - это предприятие, либо учреждение, временно не нуждается в этих помещениях, не использует эти помещения, то они обращаются в территориальные управления с предложением или с просьбой дать согласие собственника на сдачу этого имущества в аренду. Еще раз подчеркну - согласие собственника здесь выражается в контроле за конкурсностью сдачи в аренду и в контроле за тем, чтобы ставка арендной платы была не ниже рыночной, через отчет об оценке. Следовательно, мы утверждаем конкурсную документацию, определяем конкурсные условия и контролируем, чтобы ставка арендной платы была не ниже рыночной. Поэтому, как только к нам обращаются, эта информация сразу размещается на сайте Территориального управления, и становится общедоступной. Я думаю, что желающие взять помещение в аренду могут обратиться к нашему сайту. В данный момент готовится несколько конкурсов по сдаче имущества в аренду. На сайте указаны параметры этих помещений, где они находятся, на каких условиях они сдаются в аренду, для какого вида деятельности, потому что нельзя взять в аренду помещение вообще - можно либо для размещения офиса, либо для осуществления какой-то производственно-хозяйственной деятельности. Это все должно быть определено в условиях конкурса. Если, скажем, это офисное помещение, то там никак не может осуществляться производственная деятельность, или наоборот. И ставки платежей в этом случае разные.
Ведущая: Одним из самых наболевших вопросов для граждан России и, несомненно, жителей Москвы, является вопрос приватизации жилья, который также относится к сфере вашей деятельности. Как это процесс идет сегодня в г. Москве?
Шестерюк А.С.: Приватизация жилья осуществляется, в первую очередь, муниципальными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, но в Москве это все едино. А так это, в общем-то, задача муниципалитета. Я уже говорил, что пока еще в Москве мы по тем или иным техническим причинам не смогли передать в муниципальную собственность все объекты жилого фонда. Это одно из наших самых горячих направлений деятельности. А в целом приватизация, еще раз хочу это подчеркнуть, - направление деятельности, которое осуществляют муниципальные органы власти. Здесь имеются в виду не только квартиры в жилых домах, но и общежития, которые тоже должны быть переданы в муниципальный фонд. Здесь и всевозможные смешанные формы, когда часть здания - жилой фонд, а другая его часть - нежилой фонд. И возникает масса технических проблем: как грамотно осуществить, чтобы ничьи интересы не пострадали. Есть и такая проблема, как содержание здания, оплата коммунальных услуг, электроэнергии, тепла, канализации, вывоз мусора - это все задачи, которые надо решать по каждому зданию. Поэтому возникает масса проблем, которые Росимущество не всегда в состоянии решить. Территориальное управление - это бюджетная организация. Нам выделили средства по смете, мы их можем расходовать, а средств на содержание, вот таких квартир, таких домов у нас просто нет. Мы не в состоянии это делать. Поэтому наша задача как можно скорее передать это жилье. И тогда уже приватизация будет осуществляться в соответствии с законодательством на уровне муниципалитетов.
Ведущая: Вопрос от господина Иваницкого из Москвы. Неоднократно слышал, что в России до сих пор окончательно не завершен процесс разграничения государственной собственности на землю. А если проблема в настоящее время не разрешена, то что, по вашему мнению, препятствует завершению этой процедуры? И действительно ли при разграничении государственной собственности наибольшие сложности возникают именно во взаимоотношениях с Москвой по передаче имущества из федеральной собственности в московскую?
Шестерюк А.С.:
Да, действительно, Земельным кодексом предусмотрена такая задача как разграничение собственности на землю: на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации - муниципальную собственность. И действительно, в Москве, как и в ряде других субъектов Российской Федерации, эта работа пока еще до конца не завершена. Но здесь тоже надо понимать, о чем идет речь. Неопределенность состоит в том, кому - субъекту Российской Федерации или Российской Федерации принадлежит конкретный земельный участок. То есть то, что он в государственной собственности, ни у кого сомнений не возникает, но каков субъект, или кто субъект этой собственности - вот это и требуется выяснить в процедуре разграничения. Для Москвы это особенно сложно, так как требуется проведение сложных кадастровых работ, так называемое, межевание земельного участка. При уточнении границ земельного участка необходимо понимать, какие вообще существуют градостроительные и всевозможные обременения у этого земельного участка. Возникает проблема так называемых красных линий, когда рисуется граница земельного участка примерно, а потом выясняется, что в границах этого земельного участка проходят различные трубопроводы, газопроводы, линии электропередачи, проходят какие-то канализационные сооружения, либо иногда располагаются те же самые объекты гражданской обороны. То есть появляется масса всевозможных ограничений, которые не позволяют сразу "нарисовать прямоугольник", очертить границы - требуется проведение больших согласительных процедур.
И эта работа по согласительным процедурам осуществляется на территории Москвы Департаментом земельных ресурсов города Москвы. Эта договоренность была достигнута при передаче полномочий по ведению Земельного кадастра от субъектов Российской Федерации федеральным органам власти. На этом этапе было установлено, что, несмотря на то, что на территории Москвы действует Кадастровая палата, которая ведет кадастр земельных участков, работа по разграничению, по уточнению красных линий осуществляется Департаментом земельных ресурсов. Таким образом, как видите, определение границ земельных участков во многом зависит от того, как эта работа будет проведена Департаментом земельных ресурсов. Здесь мы стараемся всегда как-то ускорять рассмотрение вопросов. На территории Москвы ведь практически нет, что называется, свободных земельных участков, не разграниченных. Практически все эти участки имеют какие-то строения. И если на них оформлены права собственности Российской Федерации, значит, автоматически возникает необходимость оформления права Российской Федерации на этот земельный участок. Но всегда, во всех случаях разграничения, встает вопрос определения границ, этих самых красных линий.
Это основная проблема, которая сдерживает сегодня в Москве процедуру разграничения, т.е. окончательного определения того, кто - Москва или Российская Федерация, является собственником этого земельного участка. При этом это никак не влияет на права хозяйствующих субъектов, предприятий или учреждений, которые там работают. Это скорее вопрос именно оформления прав, и, тем самым, решение проблемы того, кто будет управляющим субъектом в отношении этого земельного участка: Правительство Москвы или Правительство Российской Федерации.
Ведущая: Следующий вопрос от Кружалиной Елены. Слышала, что существует некий реестр юридических и физических лиц, сотрудничество с которыми управлением Росимущество не ведется. Скажите, действительно ли он существует? И каковы основания для внесения в него того или иного юридического или физического лица? И считаете ли вы такую инициативу соответствующей законодательству? А также являются ли сведения, содержащиеся в нем, общедоступными, и где с ними можно ознакомиться?
Шестерюк А.С.:
Столько вопросов, не имеющих под собой никаких оснований. На все эти вопросы могу ответить одним словом: нет. Нет такого реестра. Нет каких-то ограничений. Нет таких оснований. А если бы вдруг кому-нибудь удалось обнаружить такой реестр, нас всех надо было привлекать к ответственности за нарушения прав граждан и юридических лиц.
Ведущая: Немаловажной проблемой в России является наличие большого объема незавершенного строительства, особенно в Москве. В связи с чем отсутствует возможность вовлекать данное имущество в хозяйственный оборот. Скажите, пожалуйста, по результатам инвентаризации объектов незавершенного строительства и их оценки, какие шаги предпринимаются вашим Управлением для решения подобной проблемы в Москве?
Шестерюк А.С.:
Да, действительно, пока еще на территории города существуют объекты незавершенного строительства. И по нашим данным, их более пятисот. Т.е. это те объекты, которые уже много лет назад начали строиться, но так и не были завершены. Во многих случаях это связано и с незавершенностью процедуры определения собственника. Также во многих случаях это связано с недобросовестностью лиц, которые являются сторонами по договору вовлечения этого имущества в хозяйственный оборот. Т.е. когда-то был заключен договор, кто-то, что называется, успел и наобещал многое сделать через реализацию инвест-контрактов, но инвест-контракты не реализуются, объекты стоят: Должен заметить, что не все эти объекты находятся под непосредственным контролем Территориального управления, а только некоторая их часть. Основной же массив таких инвест-контрактов находится под контролем непосредственно Росимущества.
Какая здесь основная задача? Когда мы рассматривали в конце прошлого года те четыре инвест-контракта, которые находятся непосредственно в ведении Территориального управления, то мы исходили из того, насколько ответственно, насколько реально стороны этого инвест-контракта подошли к исполнению своих обязательств. Если мы видим, что плановые показатели этого инвест-контракта выполняются, что есть добросовестность, то есть все основания в таком случае на непродолжительный срок продлить исполнение срока этого инвест-контракта. А вообще-то, стратегически, конечно, надо такие инвест-контракты прекращать. Другое дело, что они тоже иногда так составлены, что не так-то просто прекратить этот инвест-контракт.
Ведущая: Анатолий Степанович, очень многих интересует вопрос с коррупционными проявлениями в подведомственной вам сфере. Есть ли они вообще? И как вы с ними пытаетесь бороться?
Шестерюк А.С.:
Наверное, эти проявления существуют, и иногда мы сталкиваемся с ними. Неоднократно в выступлениях руководителей нашего государства и в нормативных документах в последнее время подчеркивалось, что задача борьбы с коррупцией многопланова. В рамках требований закона Территориальное управление, руководство Территориального управления, выполняет все, что требуется, в целях пресечения, недопущения создания условий для коррупции. В первую очередь, конечно, это строгое соблюдение всех требований закона, связанных с отчетностью чиновников, с отчетностью наших сотрудников - это предъявление деклараций, соответствующих документов. Данная работа выполняется четко. В связи со вступлением в силу нового Закона "О борьбе с коррупцией" Территориальным управлением был разработан соответствующий план мероприятий по противодействию коррупции в нашем Территориального управлении. Хочу отметить, что речь здесь скорее идет не о непосредственной борьбе с какими-то коррупционными проявлениями, а с предупреждением возможных случаев проявления коррупции.
И замечу, что одной из составляющих плана борьбы с коррупцией является не только ужесточение контроля над работой чиновников, за исполнением должностных обязанностей, но и решение социальных вопросов. Чтобы усилить контроль, в прошлом году в рамках исполнения указанного плана по борьбе с коррупцией были предприняты некоторые технические меры. В частности, в здании Территориального управления, в местах массового скопления, при входе, в коридорах, во многих помещениях, в залах общего пользования установлены камеры видеонаблюдения, что исключает возможность несанкционированного общения. Мы сделали максимум для того, чтобы сократить необходимость непосредственного общения чиновника с посетителем.
Поступают документы, после чего они обрабатываются. Чтобы исключить обвинения в затягивании рассмотрения вопроса, мы специально организовали на первом этаже здания консультационные пункты. То есть, прежде чем сдать тот или иной пакет документов, любой желающий может прийти в течение всего рабочего дня в консультационные пункты, показать пакет документов и проконсультироваться о правильности их оформления. Таким образом, все сделано для того, чтобы устранить основания для каких-то бюрократических и иных злоупотреблений, чтобы работа шла так, как она прописана регламентами. Мы пытаемся решать также социальные вопросы, хотя бы временно помогать с жильем нашим сотрудникам.
Если говорить о кадровой составляющей, в основном у нас работает молодежь из ближнего Подмосковья, потому что сами москвичи неохотно идут на эту работу. Работает в основном молодежь. Мы их обучаем, 2-3 года они отрабатывают, затем переходят на другую работу. И, конечно же, одно из направлений нашей работы - это воспитательная работа в коллективе, постоянное напоминание об ответственности государственного служащего, чиновника, за работу, которую он осуществляет, а также иные формы контроля.
Ведущая: Подводя итог всему вышесказанному, у меня к вам заключительный вопрос. В чем вы видите совершенствование работы Территориального управления Росимущества в городе Москве в ближайшее время? И какие приоритетные, первоочередные задачи ставите?
Шестерюк А.С.:
Совершенствование нормативно-правовой базы - это проблема не только для Территориального управления, но и для Росимущества в целом. Мы, как структурное подразделение, как звено Росимущества, испытываем трудности именно в этой связи, поэтому первоочередной задачей считаем совершенствование нормативно-правовой базы. Мы работаем и стараемся работать в этом направлении. Кроме того, необходимо развивать системы социальных гарантий для служащих, для того, чтобы, таким образом, как-то выбивать почву из-под каких-либо коррупционных проявлений. Конечно же, надо заботиться о постоянном повышении профессионального уровня наших сотрудников. Я уже сегодня говорил, что у нас работает очень много молодежи. И основная задача руководства, руководителей отделов - это повышение их профессионального уровня. То есть мы всячески способствуем желающим обучением. Если молодой человек захотел учиться, мы поддерживаем это. И по мере возможности, подписываем соответствующие письма, ходатайства, даем возможность для обучения, предоставляем отпуска.
Если говорить по конкретным направлениям работы, то следует также сказать о пересмотре или же некоем упрощении процедуры заключения инвест-контрактов, которая сегодня очень усложнена Постановлением Правительства РФ N 505. Необходимо установление ответственности за неисполнение требований Постановления Правительства РФ "О порядке ведения учета федерального имущества". Я уже отмечал, что этот порядок носит заявительный характер, и если предприятие, учреждение, либо федеральный орган исполнительной власти, как обладатель федерального имущества, не внесли в установленном порядке информацию, хотя ее необходимо обновлять каждый год, у нас отсутствуют рычаги воздействия, кроме как обращение с письмом, очередным напоминанием о том, что необходимо исполнить требование закона об учете федерального имущества.