Медико-социальная экспертиза: организация и процедура прохождения. Опыт и новые решения
15 апреля 2009 года в 12-00 часов состоялось интернет-интервью начальника Управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства Сергея Ивановича Козлова.
Тема: "Медико-социальная экспертиза: организация и процедура прохождения. Опыт и новые решения"
Медико-социальная экспертиза в Российской Федерации является одним из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем, сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Достаточно подробно указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.
Несмотря на то, что вопросы осуществления на территории РФ функций по оказанию медицинской и медико-социальной помощи, организации проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз достаточно подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.
С решением задач в области медико-социальной экспертизы тесно связаны проблемы проведения реабилитационных мероприятий инвалидов с целью восстановления их социального статуса. Однако в настоящее время законодательно закреплено создание лишь социальных институтов "службы медико-социальной экспертизы", что затормозило развитие социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, которые являются основой для восстановления работоспособности организма и навыков самостоятельной бытовой деятельности, обеспечение предпосылок конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, приобретение относительной независимости, восстановления способности к адекватному взаимодействию с обществом. Изменить эту ситуацию и предстоит управлению медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения ФМБА России.
В ходе интернет-интервью планируется рассказать о новых подходах в организации медико-социальной экспертизы в Российской Федерации, определить порядок ее организации и прохождения, проанализировать вопросы совершенствования законодательства в указанной сфере, определить роль Федерального медико-биологического агентства в реформировании системы МСЭ.
Эти и другие актуальные вопросы будут затронуты в ходе интернет-интервью начальника Управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства Сергея Ивановича Козлова.
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей Петрович ( Компания "Гарант").
Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Сергея Ивановича Козлова, начальника Управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства.
Тема интернет-интервью: "Медико-социальная экспертиза: организация и процедура прохождения. Опыт и новые решения".
Ведущий: Первый вопрос поступил от Малышева Дмитрия из города Саратова. Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, о порядке организации и прохождения медико-социальной экспертизы в России. Каковы основания признания гражданина инвалидом?
Козлов С.И.:
Хотелось бы коротко напомнить, в каких случаях устанавливается инвалидность. Признание гражданина инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе осмотра гражданина, анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При стойком расстройстве функций организма, которое обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами и приводит к ограничению жизнедеятельности, то есть полной или частичной утрате способности к самообслуживанию или, например, ориентированию в пространстве, обучению. По каждому случаю установления инвалидности решение принимается в индивидуальном порядке. Конвенция ООН по правам инвалидов признает понятие инвалидности как эволюционирующее. Это означает, что многие функциональные нарушения поддаются коррекции. В течение определенного периода времени специалисты занимаются реабилитацией инвалида по индивидуальной программе, в которую входит лечение, психологическая помощь, выработка рекомендаций для наилучшей адаптации пациента к жизни в новых для него условиях. И в случае эффективности реабилитационных мероприятий, компенсаций и устранения нарушенных функций инвалидность может быть изменена.
Ведущий: Правда ли, что МСЭ дано указание не устанавливать инвалидность с целью экономии бюджетных средств, и что от этого зависит зарплата врачей?
Козлов С.И.:
В России в настоящее время насчитывается 13,2 миллиона инвалидов. Это составляет чуть более 9% населения страны. Всего в 2008 году было освидетельствовано 4,76 млн. человек, из них впервые - для установления инвалидности, установления степени утраты профессиональной трудоспособности - 1,20 млн. человек, а повторно - в т.ч. для установления инвалидности, по изменению причины инвалидности, формированию индивидуальной программы реабилитации инвалида 3,56 млн. Число граждан, освидетельствованных учреждениями медико-социальной экспертизы в 2008 году, в среднем по Российской Федерации составляло 390 тыс. человек в месяц, в январе 2009 года данный показатель составил 306 тыс. человек (при условии праздничной 10 дневной декады), а в феврале - 450 тыс. человек, в марте более 418 тыс. человек соответственно. Число граждан, которым в 2008 году в среднем по Российской Федерации впервые устанавливалась инвалидность, составляло 80,5 тыс. человек в месяц, повторно 206 тыс. человек в месяц, в январе 2009 года эти показатели составили 68 тыс. человек, и 180 тыс. человек, а в феврале 2009 года уже 98 тыс. человек, и 253 тыс. человек, в марте 90,4 тыс. человек и 240 тыс. человек соответственно, что свидетельствует о росте числа граждан признанных инвалидами, а не о снижении уровня инвалидности.
Что касается заработной платы и, в частности, выплат стимулирующего характера сотрудникам МСЭ, в первую очередь, обращается внимание на отсутствие жалоб на работу учреждения, качество принимаемых решений, а такого критерия при определении зарплаты, как количество установленных, подтвержденных или неподтвержденных случаев инвалидности, нет.
Ведущий: В сентябре прошлого года Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, предусматривающей создание полноценной среды для инвалидов, обеспечивающей их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Что делается для скорейшей её ратификации? Спрашивает Смоляков Леонид Иванович из Тамбовской области.
Козлов С.И.:
Действительно, в 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Ее ратификация предполагает проведение большого объема законотворческой, организационной и информационной работы. Прежде всего, предстоит разработать и представить на утверждение Правительству Российской Федерации план действий по подготовке к ратификации Конвенции. И начать эту работу нужно с уточнения и внедрения для практического применения ряда определений, в том числе определения таких понятий, как "инвалид", "абилитация", "реабилитант".
Конвенция вводит следующее понятие инвалидности: "Инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими". Именно поэтому, мы должны перейти от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Государственная поддержка инвалидов не может сводиться исключительно только к пенсиям и социальным выплатам. Важнейшей задачей является обеспечение возможности инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, создание доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Надеемся, что намеченные действия позволят России ускорить ратификацию Конвенции ООН о правах инвалидов.
Ведущий: Какие органы контролируют организацию деятельности ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы"?
Козлов С.И.:
Контроль над порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов и порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 года N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" ФМБА России также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных организаций.
Ведущий: 7 апреля 2008 года было принято Постановление Правительства РФ N 247 "О внесении изменений в правила признания лица инвалидом". Из Постановления Правительства РФ следует, что люди с неизлечимыми болезнями и увечьями не обязаны проходить обследование ежегодно. Скажите, пожалуйста, стала ли жизнь человека с ограниченными возможностями лучше в связи с его принятием?
Козлов С.И.:
Я уже обращал внимание на то, что в последнее время уже принят ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, в том числе, Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 247 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом", определен Перечень заболеваний, дефектов, и условий, согласно которому инвалидность устанавливается бессрочно, что исключает необходимость, как повторного обращения граждан в лечебно-профилактические учреждения для оформления направления на медико-социальную экспертизу, так и само переосвидетельствование граждан в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы.
Перечень заболеваний, дефектов, условий, при котором группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, адаптирован к МКБ-10, с учетом предложений Всероссийской общественной организации инвалидов. Определен срок наблюдения федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, по перечню - в течение 2 лет, после которого группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования. При основных формах заболеваний этот срок необходим для проведения комплекса лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций здоровья больных и инвалидов, или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в состоянии больного.
Данная правовая норма адресована, прежде всего, федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы, и устанавливает для них предельные сроки наблюдения за инвалидами при принятии решения об установлении инвалидности бессрочно и препятствует необоснованному, несвоевременному принятию решения об установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования, что обеспечит реализацию гражданам прав, связанных с признанием их инвалидами. В Российской Федерации в 2007 году (май-декабрь) общее число всех признанных инвалидами (взрослое население) составило 2 275 929 человек, из них инвалидами бессрочно признано 21,84 % от общего числа. В 2008 году, после выхода указанного Постановления, число инвалидов (за май-декабрь) составило 2 222 359 человек, из них бессрочно признано 711 899 человек или 32,03 % (т.е. больше чем в 2007 г. почти на 10%).
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о судебной практике оспаривания решений по медико-социальной экспертизе? Может ли гражданин, не согласный с решением бюро МСЭ, сразу обратиться с жалобой в суд, или он обязан сначала обжаловать данное решение в главном бюро МСЭ? Какова статистика обжалования гражданами заключений бюро МСЭ в судах, чью сторону судебные органы принимают в этом спорном вопросе чаще? Какими нормативными правовыми актами регламентируются вопросы обжалования решений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации?" Спрашивает Василий Лоновой из Тюмени.
Козлов С.И.:
Вопросы обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы также регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Законодательством предусмотрено: если гражданин или его законный представитель не согласен с решением филиала бюро медико-социальной экспертизы, то он может обжаловать это решение в главное бюро МСЭ в своем регионе, а при несогласии с решением главного бюро - в Федеральном бюро. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По данным мониторинга Федерального медико-биологического агентства, в 2008 году в судебном порядке обжаловано 2764 дела, или 0,06 % от общего количества освидетельствований 4,76 млн. человек. Удовлетворено 210 судебных исков, что составляет 0,004 % от общего количества освидетельствований, или 7,6 % от числа обжалованных решений учреждений медико-социальной экспертизы. При этом замечу, по причине злоупотреблений служебным положением не было удовлетворено ни одного иска.
Ведущий: Существует Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2006 г. N 2317-ВС, которое направляет Методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Затем было прислано Письмо N 3092-ВС от 18.04.2007 года, которое, в свою очередь, отзывает с исполнения предыдущее письмо, но не приводит новых рекомендаций. Вопрос: каков статус у Письма от 5 мая 2006 года N 2317-ВС и Методических рекомендаций, "действующий" или "утративший силу". Если "действующий", то, что означает статус "отозванный от исполнения"?
Козлов С.И.:
Письмо Минздравсоцразвития России от 5 мая 2006 года N 2317-ВС отозвано от исполнения учреждениями медико-социальной экспертизы, следовательно, Методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации являются утратившим юридическую силу актом.
Ведущий: В ходе осуществления ФМБА России своих функций в части МСЭ привлекаются ли к обсуждению различных проектов и инициатив представители общественности? Насколько учитывается мнение общественных объединений инвалидов, правозащитных организаций при принятии того или иного решения? По каким вопросам это сотрудничество уже налажено, есть ли положительная отдача?
Козлов С.И.:
В последнее время принят ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность. Так, в подготовке Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 247 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" общественные организации инвалидов принимали активное участие. Предполагается также активное участие общественных организаций инвалидов при подготовке Концепции по реформированию государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, широко обсудить ее со всеми заинтересованными институтами гражданского общества.
Ведущий: Программа дополнительного лекарственного обеспечения страдает от пробелов и недостатков в законодательстве. Потребности льготников в лекарственных средствах определяются неквалифицированно, чуть ли не "на глазок", управление товарными запасами налажено плохо, выписка рецептов на лекарства сплошь и рядом бессистемна, финансирование из федерального бюджета недостаточно. Когда, наконец-то, примут соответствующие меры для регулирования ДЛО?
Козлов С.И.:
Данный вопрос не относится к компетенции ФМБА России, но могу сказать, что в 2008 году схема лекарственного обеспечения льготных категорий граждан полностью изменилась. Полномочия по их обеспечению необходимыми лекарственными средствами переданы субъектам Российской Федерации. А больные с заболеваниями по семи нозологиям (гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз, рассеянный склероз, а также после трансплантации органов и (или) тканей), нуждающиеся в проведении дорогостоящей терапии, стали обеспечиваться необходимыми лекарственными средствами, за счет федерального бюджета.
Ведущий: Сейчас идет определение степени ограничения трудовой деятельности. Скажите, пожалуйста, какая существует разница между группой инвалидности и этой самой степенью? Что учитывается прежде всего при ее определении?
Козлов С.И.:
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе, степени ограничения способности к трудовой деятельности). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности. Таким образом, ограничение способности к трудовой деятельности является одним из семи видов ограничений жизнедеятельности. В настоящее время пенсионирование инвалидов в целом определяется степенью ОСТД, а не группой инвалидности.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела с материальным обеспечением и финансированием деятельности работников медико-социальной экспертизы? С чем возникают проблемы?
Козлов С.И.:
В целях дальнейшего совершенствования качества и эффективности деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, считаем целесообразным в рамках Концепции реформирования федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предусмотреть укрепление материально-технической базы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, разработать современные модели функционирования учреждений медико-социальной экспертизы различного уровня, единую интегрированную информационную систему.
Материально-техническое оснащение, в первую очередь, связано с решением вопроса об обеспечении федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы необходимыми помещениями, отвечающими правилам техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, требованиям противопожарной безопасности, условиям комфортного пребывания лиц с ограниченными возможностями, обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов. Проведенный анализ показал, что в настоящее время федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы занимают 209551 м.кв., что составляет чуть более 33 %. Необходимо так же решить вопрос о передаче в установленном порядке в федеральную собственность помещений, необходимых для реализации функций федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. В ряде случаев целесообразно рассмотреть вопрос о приобретении служебных помещений в собственность, учитывая постоянный рост арендной платы. Так, в настоящее время решается вопрос о приобретении зданий в семи субъектах Российской Федерации.
Частично вопрос обеспечения площадями федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы решается через участие в федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 832. Предусмотрено строительство здания для федерального государственного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" (г. Ростов-на-Дону), по Читинской области и Агинскому Бурятскому АО (г. Чита), по Ярославской области (г. Ярославль), по Смоленской области (г. Смоленск), по Рязанской области (г. Рязань), по Тюменской области (г. Тюмень), по Брянской области (г. Брянск), по Республике Ингушетия (г. Магас).
Для повышения качества предоставления услуг инвалидам и облегчения процедур установления инвалидности и переосвидетельствования инвалидов, в 2009 году будут закуплены более 500 единиц специального автотранспорта для учреждений медико-социальной экспертизы. Мы надеемся, что наличие в регионах таких автомобилей позволит оперативно оказывать экспертные и реабилитационные услуги инвалидам.
Ведущий: Скажите, пожалуйста, есть ли сейчас проблемы с подготовкой и повышением квалификации кадров для учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов? И в каких специалистах ощущается наибольшая потребность?
Козлов С.И.:
Основную нагрузку по подготовке специалистов для учреждений медико-социальной экспертизы несут Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей экспертов и Федеральное бюро. За 2006-2008 годы первичную специализацию прошли 471 специалист, переподготовку за этот же период прошло 96 специалистов, и повышение квалификации прошло 6203 специалиста. Среди востребованных специалистов: врачи, различного профиля, психологи, специалисты по социальной работе и т.д.
Ведущий: Следующий вопрос от Пупкиной Александры. "Я проходила переосвидетельствование повторно на 3 группу инвалидности, мне определили группу ту же со сроком на 1 год. Я с определением срока не согласна, т.к. я являюсь пенсионеркой с 50 лет и сейчас достигла общего пенсионного возраста. У меня состояние после перенесенного панкреонекроза с перетонитом, холецистэктомии, гастродуоденит и с букетом сопутствующих заболеваний. Курсы противовоспалительного лечения постоянные с промежутками не более 2-3 недель и с постоянным приемом ферментов. Прогнозы врачей о заболевании пожизненно. Я обратилась с заявлением в главное бюро области с вопросом о несогласии с решением комиссии МСЭ в части срока, т.е. об изменение срока на бессрочное, а не на 1 год. Комиссия в главном бюро области мне отказала, сославшись на то, что я в своем заявлении не просила определения срока бессрочно. Разъясните мне, пожалуйста:
1) Должна ли я указывать желаемый срок и степень ограничения по труду в своем заявлении?
2) Могу ли я рассчитывать на определение срока бессрочно, и согласно какому документу должна определяться периодичность переосвидетельствования?"
Козлов С.И.:
Напомню, что инвалидность устанавливается при стойком расстройстве функций организма, которое обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами и приводит к ограничению жизнедеятельности, то есть полной или частичной утрате способности к передвижению, самообслуживанию или, например, ориентированию в пространстве, обучению. По каждому случаю установления инвалидности решение принимается в индивидуальном порядке. Пенсионный возраст не является основанием для установления инвалидности без срока переосвидетельствования. Периодичность же освидетельствования, как и возможность установления инвалидности без указания срока инвалидности регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", пожелания в заявлении не указываются.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о порядке установления инвалидности у детей и взрослых при отсутствии глаза.
Козлов С.И.:
Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различной патологией, которая является следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений различных структур глазного яблока. Нарушение зрения оказывает неблагоприятное влияние почти на все проявления жизнедеятельности, однако, степень этого влияния различна. Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения, и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную недостаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых: острота и поле зрения. При проведении медико-социальной экспертизы тяжесть нарушении оценивают с учетом Международной классификации зрительных расстройств (МКБ 10-го пересмотра. ВОЗ. Женева), по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции (очковой или контактной). Таким образом, согласно Международной классификации зрительных расстройств, большинство лиц с анофтальмом или монокулярной слепотой, в том числе, и дети, при структурно-функционально полноценном втором глазе, не имеют ограничений основных категорий жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья, а, следовательно, не имеют оснований для установления инвалидности.
Ведущий: Спасибо. Варцева Надежда Геннадьевна из города Брянска спрашивает. Скажите, пожалуйста, по каким заболеваниям чаще всего дают инвалидность?
Козлов С.И.:
Согласно данным статистического наблюдения структура инвалидности взрослого населения по классам болезней в Российской Федерации в 2008 г. представлена следующим образом: болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы, травмы. Далее, ранговые места занимают инвалиды вследствие болезней глаза, органов дыхания, психических расстройств, болезней нервной системы.
Ведущий: Спасибо за ответ, Сергей Иванович. Следующий вопрос поступил от Виктора Сидельщикова из Московской области: "Я инвалид второй группы. За мной ухаживать приходит социальный работник. Однако я живу не по месту своей прописки и до районной медико-социальной экспертизы мне не добраться. Как быть?"
Козлов С.И.:
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Ведущий: Скажите, пожалуйста, существует ли какое-либо требование по частоте прохождения переосвидетельствований инвалидов и определения их степени ограничения способности к трудовой деятельности?
Козлов С.И.:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".
Ведущий: Сергей Иванович, как вы считаете, насколько оправдано определяющее значение ограничения способности к трудовой деятельности? Спрашивает Леонтьев Виктор Семенович из Московской области.
Козлов С.И.:
Пенсионирование инвалидов в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), а не группы инвалидности, в значительной степени маскирует саму картину состояния инвалидности, степень выраженности ограничений жизнедеятельности. Наиболее ярко это проявляется в отношении к инвалидам по зрению (слепым). Установление этой категории 1 группы инвалидности при наличии выраженных ограничений самообслуживания, передвижения, ориентации при сохранившейся частичной способности к трудовой деятельности, возможностью выполнять труд в специально созданных условиях (2 степень ОСТ) существенно снижает экономическую недостаточность этих граждан.
Кроме назначения трудовой пенсии инвалиду по зрению, предоставления ему других социальных льгот, таких как получение второй путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица и другие услуги, также напрямую соотнесены со степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а не от группы инвалидности, что значительно ограничивает права этой категории инвалидов.
Ведущий: Вопрос от Вороновой Ирины Львовны из Московской области. "Мой сын Гуртовенко Дмитрий Александрович 12 января 2004 года рождения инвалид детства по ДЦП, спастическая диплегия, с 1 года. Ребенок посещает детский сад, бассейн, Мы проходим реабилитацию в детском реабилитационном центре "Детство" и в санатории по профилю, когда нам предоставляют путевки, кроме того, лечимся сами - ЛФК, плавание, тренажеры, физиотерапия и т.д. Сопутствующие заболевания - аллергия, тонзилит. Можно ли по данному заболеванию оформить инвалидность до 18 лет, а не проходить комиссию ВТЭК ежегодно? Прохождение комиссии травмирует психику ребенка. Может ли комиссия ВТЭК отказать в предоставлении инвалидности с данным диагнозом?"
Козлов С.И.:
Решения учреждениями медико-социальной экспертизы принимаются индивидуально при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Если Вами диагноз указан верно, то при очередном освидетельствовании вопрос об установлении категория "ребенок-инвалид" в данном случае должен быть установлен Диме до 18 лет.
Ведущий: Большое спасибо. И следующий вопрос звучит так: "Уважаемый Сергей Иванович! Я возглавляю благотворительный просветительский фонд, который через сеть интернет информирует родителей и специалистов о методиках реабилитации детей-инвалидов. Неоднократно на самом высоком уровне (включая слушания в ГД и прочих совещаниях, публикациях в газетах и интернет-журналах) мной поднимался вопрос о необходимости целенаправленной работы в этом направлении. Предлагалось мной создание: 1) специализированного издательства, для публикации журнала и книг по реабилитации медицинской, педагогической, социальной 2) повсеместное (хотя бы в региональных центрах) создание квалифицированных центров ранней помощи, методологию для которых разработал институт коррекционной педагогики и прочего. Кроме того, я считаю, что в ИПР любого ребенка, родившегося с патологией развития, необходимо прописать возможность для родителей бесплатно получить образование дефектолога. Только тогда мы сможем эту проблему начать решать. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу. Возможно ли сотрудничество нашего фонда с вашим ведомством?"
Козлов С.И.:
Я считаю, что поднятые вами вопросы весьма актуальны, и заслуживают детальной проработки. ФМБА России открыто для сотрудничества с научными, общественными и прочими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Ведущий: Следующий вопрос поступил от Кравченко Алины Витальевны из Самары. По закону пациент или его законный представитель имеет право привлекать любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. Используется ли это право или оно только декларировано? Как вы оцениваете влияние присутствия стороннего специалиста на принятие решения по данному случаю, становится ли оно более объективным и не предвзятым?
Козлов С.И.:
Право гражданина (его законного представителя) привлекать любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении медико-социальной экспертизы действующим законодательством не предусмотрено. Данная норма права была предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 года N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", которое утратило силу.
Действующими Правилами в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) предусмотрено участие с правом совещательного голоса представителей государственных, внебюджетных фондов Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Безусловно, в случаях, требующих уточнения структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, присутствие специалистов с правом совещательного голоса в ряде случаев позволяет комплексно оценить имеющиеся ограничения жизнедеятельности гражданина, нуждаемость в мерах социальной защиты, реабилитации.
Ведущий: Спасибо. И следующий вопрос от Полоскова Артура из Ленинградской области. В настоящее время в Российской Федерации проживает достаточно большое число мигрантов. Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, как в отношении указанной категории лиц решаются вопросы проведения МСЭ, установления инвалидности? Установлены ли для них какие-либо ограничения? За счет каких средств это все осуществляется?
Козлов С.И.:
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Учреждения медико-социальной экспертизы по месту пребывания иностранных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, осуществляют их освидетельствования без каких либо ограничений. Инвалидность для данной категории граждан устанавливается на условиях и по нормам законодательства Российской Федерации. Хочу отметить, что вопросы выплат по инвалидности не относятся к компетенции ФМБА России, но вместе с тем, правом на трудовую пенсию обладают иностранные граждане, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие на территории Российской Федерации, объем прав и льгот иностранных граждан на территории Российской Федерации также может определяться международными нормативными правовыми актами.
Ведущий: Потапов Михаил Анатольевич из города Чехова спрашивает: "Зачастую медицинские учреждения теряют амбулаторные карты больных, которые впоследствии имеют серьезные трудности при прохождении МСЭ. Куда гражданин может обратиться за защитой своих прав в данном случае, и какую ответственность должно понести медицинское учреждение за подобного рода действия?".
Козлов С.И.:
Данный вопрос относится к компетенции органов здравоохранения по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Ведущий: Следующий вопрос поступил от Александра Иваньковского: "Сергей Иванович, ответьте, пожалуйста, в случае несогласия освидетельствованного лица с выводами медико-социальной экспертизы и желания лица обжаловать его в судебном порядке, в каком учреждении может быть проведена альтернативная экспертиза, особенно для проверки критериев социальной адаптации?"
Козлов С.И.:
Нужно отметить, что действующим законодательством не предусмотрено проведений "независимой" медико-социальной экспертизы. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется только федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В соответствии же с Правилами признания лица инвалидом, гражданин имеет право обжаловать в суд решения бюро, главного бюро, Федерального бюро в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Определением суда назначается судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой возлагается на указанное в Определении федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Ведущий: Спасибо, Сергей Иванович. Следующий вопрос поступил от Кудрякова Сергея Анатольевича из города Новосибирска. "Прошу разъяснить порядок установления степени утраты трудоспособности военнослужащим (в том числе и бывшим). В настоящее время органы МСЭ отказывают в установлении степени утраты трудоспособности военнослужащим, ссылаясь на непонятные инструкции (которые отказываются предъявлять), просто мотивируя нежеланием это делать и главным своим мотивом - якобы, большими пенсиями военнослужащих. Военнослужащие и так находятся в заведомо худшем положении, чем гражданские лица, т.к. ежемесячные выплаты по военной травме могут получить только по решению суда (а не в заявительном порядке), а сложившейся судебной практики по этому вопросу нет. Проблема ежемесячной выплаты состоит в том, что МО РФ не страхует военнослужащих для получения этих выплат, а страхует только для получения единовременных страховых выплат".
Козлов С.И.:
В статьях 1084-1094 Гражданского Кодекса Российской Федерации определен общий порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Конкретные механизмы по реализации указанного порядка устанавливаются соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлены основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.
Руководствуясь Законом, Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.10.2000 года N 789 утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Условия и порядок компенсационных выплат бывшим военнослужащим определены Федеральным законом от 28.03.1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов налоговой полиции".
Согласно статье 5 Федерального закона размер страховых сумм, выплачиваемых военнослужащим и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лицам, зависит от тяжести установленной им группы инвалидности и тяжести полученного в период прохождения военной службы увечья (ранения, травмы, контузии). Определении степени тяжести увечий, (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба, военные сборы (пункт 1 статьи 7 Федерального закона). Таким образом, страховые выплаты бывшим военнослужащим и лицам, приравненным к ним по обязательному государственному страхованию, не зависят от степени утраты профессиональной трудоспособности.
В связи с этим в настоящее время ни один из действующих нормативных правовых актов не возлагает на учреждения медико-социальной экспертизы право устанавливать бывшим военнослужащим степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах вследствие увечий (ранений, травм, контузий) либо заболеваний, полученных в период прохождения военной службы. В свою очередь, критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности лицам, проходившим службу в вооруженных силах, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют. Таким образом, действующими нормативными правовыми актами не определен порядок установления бюро медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности вышеназванной категории граждан.
Ведущий: Спасибо, и следующий вопрос. Уважаемый Сергей Иванович, у меня дочь болеет сахарным диабетом. Более 5 лет мы находились на инвалидности, ребенок-инвалид, мы каждый год проходили ВТЭК, все эти 5 лет наблюдались в РДКБ диабетологии, у нас есть осложнения, но 30 сентября 2008 года с нас сняли инвалидность. Можем ли мы восстановиться?
Козлов С.И.:
Напомню, что законодательством предусмотрена возможность обжаловать решения учреждений медико-социальной экспертизы. Учитывая, что с момента последнего освидетельствования Вашей дочери прошло значительное время и в состоянии её здоровья могли произойти изменения, рекомендуем пройти освидетельствование в установленном порядке, т.е. с направлением на медико-социальную экспертизу организации, оказывающей ей лечебно-профилактическую помощь, после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Ведущий: С 1 октября 2008 года действует Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", значительно упрощающее получение инвалидами средств реабилитации. Расскажите о наиболее важных его новеллах. Как этот документ отразится на жизни больного человека? Вопрос от Ренаты Александровны из Ивановской области.
Козлов С.И.:
В Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" принято новое концептуальное направление по обеспечению инвалидов, ветеранов, техническими средствами и услугами за счет средств федерального бюджета, тем самым упрощена процедура обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями. Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации распространены на лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид". Определен порядок обеспечения протезами и протезно-ортопедическими изделиями граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами. Регламентирован порядок работы с заявлением инвалида, ветерана: одновременно с рассмотрением заявления о предоставлении инвалидам технических средств реабилитации, а ветеранам протезов и протезно-ортопедических изделий, исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации формирует дело, и одновременно высылает (выдает) направление на получение (изготовление) инвалиду указанного технического средства реабилитации (изделия), а ветерану протеза, протезно-ортопедического изделия, а в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов.
Особо хочу обратить внимание на то, что если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида, заключением об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветерана, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам техническое средство реабилитации, протез и протезно-ортопедическое изделие соответственно инвалид (ветеран) приобрел за собственный счет, компенсация выплачивается в размере стоимости технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедическое изделия. Определен порядок выплаты компенсации, если инвалиды и ветераны самостоятельно обеспечили себя соответствующим техническим средством реабилитации (изделием), протезом, протезно-ортопедическим изделием путем приобретения за собственный счет, выплата осуществляется в месячный срок с даты принятия соответствующего решения. Определен порядок ремонта технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, предусмотрена компенсация, если инвалид, ветеран самостоятельно произвели ремонт соответственно технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, ранее эта норма отсутствовала. Определен порядок и условия замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий. Исключена необходимость обращения граждан, как в лечебно-профилактические учреждения, так и в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, в случае, если индивидуальная программа реабилитации инвалида разработана до достижения гражданином возраста 18 лет, либо бессрочно, и период проведения реабилитационных мероприятий определяется сроком пользования техническим средством реабилитации, протезом и протезно-ортопедическим изделием.
Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации. Установлено, что технические средства реабилитации, передаваемые инвалидам, а протезы, протезно-ортопедические изделия - ветеранам бесплатно в безвозмездное пользование по истечении срока пользования сдаче не подлежат. Предусмотрена компенсация при самостоятельном решении инвалидом или ветераном вопроса проезда, к месту нахождения организации, обеспечивающей протезами и протезно-ортопедическими изделиями, ранее эта норма отсутствовала.
Ведущий: Министерством здравоохранения и социального развития ФМБА России дано поручение по разработке концепции модернизации работы медико-социальной экспертизы, которая впоследствии будет обсуждаться на Общественном совете при Министерстве. Как продвигается работа в данном направлении? Есть ли у Федерального медико-биологического агентства уже какие-то идеи и предложения, ведь у вас накоплен большой опыт по данному вопросу? Спрашивает Новиков Кирилл Вячеславович из Брянской области.
Козлов С.И.:
Социальная политика в отношении инвалидов должна быть предупредительной, быть социальной эффективной и экономически целесообразной. Основными инструментами решения проблемы инвалидности являются: развитие и совершенствование нормативной правовой базы, эффективное государственное регулирование в социальной сфере, применение программно-целевого метода (имеются в виду федеральные и региональные целевые программы), внедрение инновационных технологий (социальных, технических, экономических, управленческих и т.п.), адресность и экономическая целесообразность принятия решений, учет международного опыта в решении данной проблемы.
Несомненно, служба МСЭ в настоящее время нуждается в серьезной реорганизации, однако, реформирование ее деятельности должно идти вместе с изменением в стране в целом концепции инвалидности, реабилитации и социальной (включая трудовой) интеграции инвалидов в обычные условия жизни. Сама по себе реорганизация службы МСЭ может не дать эффекта, если не будет отлажена в целом система реабилитации инвалидов в стране, затрагивающая реформирование и деятельности учреждений здравоохранения, социальной сферы и др. служб, занятых в этом направлении работы. На наш взгляд, современная концепция инвалидности должна отойти от привычной схемы больной-инвалид. Т.е., когда больной без достаточного проведенного лечения, а сроки этого лечения по временной нетрудоспособности (до 10-12 месяцев), при должном подходе позволяют получить более благоприятные результаты, сразу направляются в учреждения МСЭ, где им в соответствии с действующими критериями устанавливается группа инвалидности и разрабатывается ИПР для проведения мер реабилитации. Инвалидность нередко устанавливается только для того, чтобы получить бесплатно (в ином случае оно больному гражданину не будет предоставлено) техническое средств реабилитации или диетическое питание, санаторно-курортное лечение; в других случаях, чтобы пройти переподготовку по другой профессии, в случае невозможности работать по своей прежней профессии. Т.е. сначала человека делаем инвалидом, а затем пытаемся его реабилитировать. В то время как во всем цивилизованном мире реабилитация проводится до определения инвалидности.
"Капитальный ремонт системы МСЭ и реабилитации" - единственный, на наш взгляд, вариант, позволяющий устранить существующие в настоящее время недостатки. С этой целью необходимо в кратчайшие сроки доработать концепцию по совершенствованию реформирования системы комплексной медико-социальной реабилитации инвалидов. Одновременно предполагается регламентировать и упростить процедуру при направлении граждан на медико-социальную экспертизу, упростить процедуру освидетельствования, сократить маршрут движения инвалида, расширить объемы и повысить качество предоставляемых инвалидам медико-социальных и реабилитационных услуг.
Ведущий: Из большого количества инвалидов, имеющих показания к труду, лишь малая часть работает. Судя по опросам, многих сдерживает опасение, что при трудоустройстве с них снимут инвалидность, а вместе с ней - льготы. Но большинство все-таки стремится пройти реабилитацию и получить посильную профессию. Однако конкурировать на рынке труда со здоровыми людьми инвалидам не под силу. Какие меры для поощрения работодателей, принимающих на работу инвалидов, у нас в стране приняты, и что положительного можно взять из опыта зарубежных стран в этой области?
Козлов С.И.:
Сегодня число работающих инвалидов составляет порядка 460 тыс. человек. По экспертным оценкам, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации не превышает 15%. Особенно низка она среди инвалидов I и II групп инвалидности (8%). Низкий уровень занятости инвалидов обусловлен действием ряда факторов. Среди них - обострение ситуации на рынке труда в целом, существующая "привязка" размера ежемесячных денежных выплат к степеням ограничения способности к трудовой деятельности, а также несовершенство правового регулирования занятости инвалидов. Для решения проблем занятости инвалидов представляется целесообразным также сочетание мер квотирования рабочих мест для инвалидов, как одной из гарантий их трудовой занятости, с мерами поддержки работодателей, включая субсидирование предприятий, использующих труд инвалидов.
Ведущий: В настоящее время скорее правилом, чем исключением является наличие огромных очередей ожидающих проведения МСЭ. Люди теряют нервы и деньги. Какие меры предпринимаются для устранения подобной ситуации? Что предпринимается для того, чтобы улучшить работу учреждений МСЭ, сократить очереди? Спрашивает Олег Меньшиков из Московской области.
Козлов С.И.:
В настоящее время в соответствии с Приказом ФМБА России определена структура учреждений МСЭ, направленная на оптимизацию деятельности бюро и приближение медико-социальной экспертизы к населению, что, в свою очередь, должно положительно сказаться на качестве экспертизы и ликвидацию очередности. На сегодняшний день незначительная очередность сохраняется в ряде субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Москва, Московская, Вологодская, Орловская области).
Ведущий: Спасибо большое, Сергей Иванович, за интересные и исчерпывающие ответы, за то, что вы нашли время ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.