Общее состояние с соблюдением прав и свобод человека в Московской области в 2008 году
6 марта 2009 года состоялось интернет-интервью с Уполномоченным по правам человека в Московской области Александром Евгеньевичем Жаровым.
Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Пункт 1 статьи 17 Основного закона устанавливает, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина".
Уставом Московской области от 11 декабря 1996 года N 55/96-ОЗ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области и должностными лицами была утверждена государственная должность Уполномоченного по правам человека в Московской области.
Его задачи и основные функции регламентированы Законом Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" и включают в себя: восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории субъекта; совершенствование законодательства Московской области о защите прав и свобод человека и гражданина, а также приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина; содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Большое количество обращений к Уполномоченному по правам человека в Московской области свидетельствует о том, что вопросы соблюдения прав человека в Подмосковье все еще остаются серьезной проблемой.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить итоги деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области за прошедший год, затронуть основные проблемы обеспечения и защиты прав и свобод, гарантированные Конституцией Российской Федерации; дать правовую оценку иным нормативным правовым актам, регламентирующим правоотношения в указанной сфере.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит Уполномоченный по правам человека в Московской области Александр Евгеньевич Жаров.
Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Александра Евгеньевича Жарова, Уполномоченного по правам человека в Московской области.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об итогах деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области, о задачах, которые удалось выполнить в прошедшем году и планах на 2009 год?
Жаров А.Е.: Добрый день, уважаемые гости! В прошедшем году велась работа по реализации всех задач, предусмотренных законом об Уполномоченном. Основные усилия были направлены на обеспечение и защиту прав и свобод человека, их соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами Московской области. Значительное внимание уделялось правовому просвещению жителей Подмосковья. В течение года проводился мониторинг соблюдения прав человека и осуществлялся анализ правоприменительной практики в регионе. В результате были подготовлены специальный доклад "О соблюдении прав инвалидов и других маломобильных групп населения на безбарьерную среду жизнедеятельности на территории Московской области" и ряд законодательных инициатив и предложений. Получила развитие практика выездных комплексных приемов в муниципальных образованиях, а также регулярных выездов сотрудников аппарата с целью оценки на месте фактических обстоятельств, связанных с соблюдением прав и свобод человека. Накопленный опыт, совершенствование института представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях, структурные изменения в аппарате позволили качественно изменить уровень работы по всем направлениям деятельности. Подробно об этом и планах на 2009 год можно прочитать в Докладе "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2008 году", который в настоящее время уже опубликован на моем Интернет-сайте.
Ведущий: Что Вас, как Уполномоченного по правам человека в Московской области, сегодня беспокоит больше всего?
Жаров А.Е.: Сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса предлагаю обратить особое внимание на обеспечение незыблемости достигнутого уровня государственных гарантий соблюдения прав граждан. Главной задачей видится защита наиболее социально уязвимых категорий населения: инвалидов, пенсионеров, несовершеннолетних, граждан, потерявших работу, лиц, находящихся в специализированных учреждениях. В условиях кризиса вызывает также определенное беспокойство угроза увеличения преступных посягательств на граждан и их имущество. В этой связи весьма актуальной представляется проблема скоординированных действий всех органов власти по профилактике преступности и защите прав потерпевших, особенно - детей. Осуществляя в рамках своей компетенции тесное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, со средствами массовой информации и неправительственными правозащитными организациями, я намерен добиваться повышения осведомленности граждан о гарантированных им Конституцией РФ и законодательством правах и свободах, способах и формах защиты этих прав, предотвращения их нарушений. Одним из важнейших направлений этой работы должно стать развитие института представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях.
Ведущий: Александр Евгеньевич, ежегодно вы готовите доклад о соблюдении прав человека в Московской области.
Жаров А.Е.: В соответствии с Законом Московской области от 12 января 2001 года N 4/2001-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" ежегодно мной готовится доклад, в котором отражается не только работа по государственной защите прав и свобод человека и гражданина, но и в целом ситуация с соблюдением прав в нашем регионе. Доклад содержит аналитическую информацию о проблемах в правозащитной сфере; о мерах, принятых по восстановлению нарушенных прав граждан; о формах и методах защиты прав личности в конкретных ситуациях. При написании доклада используются как данные, полученные из работы с обращениями граждан, так и из средств массовой информации, от общественных организаций, органов власти и местного самоуправления. Кроме того, в 2008 году широкое применение нашла практика проведения сотрудниками аппарата мониторингов соблюдения прав отдельных групп граждан - инвалидов; детей; подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Эта работа дает дополнительную информацию о положении и проблемах тех или иных лиц, которая также находит отражение в докладе и способствует формированию объективного видения ситуации. Цель доклада - привлечение внимания органов государственной власти, местного самоуправления, общественности к состоянию и обеспечению прав и свобод человека на территории Московской области; предложение рекомендаций властным структурам по обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию законодательства; правовое просвещение населения, поскольку в докладе анализируются актуальные правовые проблемы, даются рекомендации, как действовать в той или иной ситуации, что, безусловно, может помочь каждому при возникновении аналогичных вопросов.
Ведущий: Спасибо. Александр Евгеньевич, скажите, пожалуйста, каким образом вы привлекаете внимание органов власти и местного самоуправления к докладу?
Жаров А.Е.: Во-первых, ежегодный доклад Уполномоченного направляется Губернатору Московской области, в Московскую областную Думу, Президиум Московского областного суда, Арбитражный суд Московской области и Прокурору Московской области. По закону об Уполномоченном подготовить доклад нужно в срок не позднее 60 дней по окончании отчетного года, благодаря чему названные должностные лица и органы власти могут оперативно с ним ознакомиться. Кроме того, он подлежит обязательному официальному опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также в очередном выпуске "Вестника Уполномоченного по правам человека в Московской области", который направляется не только должностным лицам органов власти и местного самоуправления, но и в областные и муниципальные библиотеки, образовательные учреждения, учреждения уголовно-исполнительной системы и другие организации. Таким образом, доступ к тексту доклада получает широкий круг лиц: от властных структур до простых граждан.
Ведущий: В действующем законодательстве отсутствуют координационные механизмы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ со своими коллегами. Как на практике происходит Ваше взаимодействие и сотрудничество с Владимиром Лукиным и другими Уполномоченными?
Жаров А.Е.: Основным органом взаимодействия уполномоченных по правам человека является их Координационный совет, созданный 6 октября 2000 года. Заседания Координационного совета обычно проводятся не реже двух раз в год. В рамках указанных заседаний организуются встречи уполномоченных с руководителями и высокими должностными лицами различных государственных ведомств, обсуждаются совместные инициативы, вырабатывается общий подход к актуальным проблемам обеспечения прав и свобод человека.
В 2008 году состоялись два заседания Координационного совета. Первое проходило с участием Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голиковой и было посвящено вопросам медицинского и социального обеспечения прав граждан, а также ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН "О правах инвалидов". На втором заседании обсуждалось взаимодействие уполномоченных с органами внутренних дел, в котором принял участие Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев. Следует отметить, что сотрудничество уполномоченных, естественно, не ограничивается форматом Координационного совета. В текущей работе с обращениями граждан мы нередко объединяем усилия. Необходимость в такой кооперации возникает в тех случаях, когда защита прав конкретного заявителя выходит за рамки территориальной компетенции регионального уполномоченного или, наоборот, требует его оперативного вмешательства на месте события. Примером эффективного взаимодействия уполномоченных в субъектах Российской Федерации является восстановление прав нескольких десятков семей, проживающих в Московской области (г. Троицк), пострадавших в связи с неправильным оформлении визы. Нарушение произошло по вине Санкт-Петербургской фирмы "Вест-Тревел", предоставившей семьям туристические услуги с визовой поддержкой. На мое имя поступило обращение, в котором сообщалось, что 4 июля 2008 г. на территории Республики Польша в связи с нарушением визового режима были задержаны и помещены в приемник, для лиц, подлежащих депортации, 24 ребенка в возрасте от 9 до 16 лет, и 20 взрослых. Дети были отделены от взрослых и оказались без присмотра, мобильной связи и денег. Кроме непредвиденных расходов, потери времени и морального ущерба, путешественники были лишены права проезда и пребывания на территории Польши на 5 лет. Первую помощь оказал аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, имеющий большой опыт общения с организациями соседней Польши. По нашей просьбе ситуация эффективно контролируется Уполномоченным по правам человека в г. Санкт-Петербург И.П. Михайловым. Турфирма из своих средств уплатила штрафы, наложенные на россиян польской таможней. В настоящее время она ведет работу по восстановлению прав граждан на посещение стран Шенгенской зоны.
Ведущий: Следующий вопрос от Петренко Инны Владимировны из Москвы. Согласно ст. 11 ч. 3 Закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит обязательному официальному опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" в течение двух месяцев после получения редакцией газеты его копии. Не кажется ли Вам, что с течением такого временного промежутка теряется актуальность доклада и вообще необходимость его опубликования?
Жаров А.Е.: Да, Законом об Уполномоченном определено, что ежегодный доклад публикуется в течение двух месяцев после получения редакцией газеты его копии. Однако считаю, что за данный срок актуальность доклада не теряется. Приведу лишь несколько причин этому. Во-первых, за два месяца не может принципиально измениться ситуация с состоянием прав человека и тем более исчезнуть проблемы, связанные с несовершенством законодательства или его неправильным правоприменением. В отличие от мер по конкретной жалобе, которые принимаются незамедлительно, доклад, основываясь на анализе всех обращений, направлен на дальнейшее недопущение аналогичных нарушений и имеет долговременный характер. Во-вторых, практика показывает, что настоящий документ публикуется газетой в гораздо меньшие сроки, чем это установлено законом: от 10 дней и до 1 месяца. Кроме этого, посетители моего Интернет-сайта (www.ombudsmanmo.ru) получают возможность знакомиться с текстом доклада практически сразу же с момента его подписания.
Ведущий: В федеральном законодательстве, регулирующем деятельность Уполномоченных по правам человека, отсутствуют правовые нормы, отражающие возможность образования специализированных Уполномоченных по правам человека по рассмотрению определенных категорий дел и в зависимости от категории заявителей жалоб, однако, субъекты РФ принимают собственные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования институтов специализированных Уполномоченных по правам человека, например, Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области. Действуют ли такие Уполномоченные в Московской области и каково вообще Ваше отношение к данному институту?
Жаров А.Е.: В Московской области должность Уполномоченного по правам ребенка не введена. Однако я всегда уделял и уделяю пристальное внимание защите детства. Еще в октябре 2007 года вышел в свет специальный доклад "О соблюдении прав детей в Московской области", где нашли отражение наиболее актуальные проблемные вопросы соблюдения прав детей и предложены пути их решения.
В аппарате Уполномоченного есть Отдел защиты прав детей, который осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое обеспечение деятельности в этой сфере. Основная задача отдела - восстановление нарушенных прав детей, а также правовое просвещение молодежи. В целях мониторинга соблюдения прав несовершеннолетних сотрудниками постоянно проводятся выезды в органы опеки и попечительства, в межрайонные уголовно-исполнительные инспекции УФСИН, в образовательные и интернатные учреждения. При активном участии отдела проводится конкурс творческих работ учащихся "Права человека - глазами ребенка", а в настоящее время в образовательных учреждениях Подмосковья внедряется институт Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса.
В связи с этим считаю, что введение в Московской области должности Уполномоченного по защите прав детей нецелесообразно. На мой взгляд, востребованность детского омбудсмена должна быть в тех субъектах РФ, где либо вообще нет должности Уполномоченного, либо в структуре его аппарата не предусмотрено специализированного отдела, занимающегося защитой прав детей. Хочу также отметить, что у каждого из сотрудников аппарата Уполномоченного, работающих с обращениями граждан, есть свое направление деятельности: кто-то рассматривает обращения по защите прав военнослужащих и лиц, содержащихся в местах лишения свободы, кто-то специализируется на жилищных, земельных и иных вопросах.
Ведущий: Спасибо за ответ. И следующий вопрос от Крыловой Екатерины Владимировны из Московской области. В соответствии со ст. 10 Закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" омбудсмен имеет право обращаться в Московскую областную Думу с законодательной инициативой. С какими законодательными инициативами вы выступали в 2008 году, какова их судьба?
Жаров А.Е.: Важным направлением работы Уполномоченного является совершенствование законодательства. В соответствии с Уставом Московской области Уполномоченный по правам человека - субъект законодательной инициативы. Одним из главных направлений работы в этой сфере является постоянное взаимодействие с Губернатором и Правительством области, депутатами Московской областной Думы. Я постоянно присутствую на заседаниях областного Правительства, обсуждаю проекты нормативных правовых актов на стадии их согласования.
В 2008 году мной были разработаны поправки к проектам законов Московской области "О квотировании рабочих мест", "О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области", "О противодействии коррупции". Что касается судьбы этих поправок, то часть из них были учтены при принятии законов, часть из них еще только подлежат рассмотрению, так как сами законопроекты будут рассматриваться в 2009 году.
В 2008 году мной были также направлены заключения на проект Федерального закона N 493012-4 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и на проект Основных направлений реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений на территории Московской области.
Что касается планов на 2009 год, то, обобщая результаты анализа ситуации с правами человека в регионе в 2008 году, в качестве примера могу назвать следующие:
- разработка и принятие областной целевой программы по созданию безбарьерной среды для инвалидов в Московской области;
- внесение изменения в статью 17 Федерального закона от 24.10.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с тем, чтобы скидка на оплату жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлялась независимо от принадлежности жилищного фонда (по аналогии со скидкой на оплату коммунальных услуг этим категориям льготников);
- внесение изменения в статью 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с тем, чтобы наделить органы местного самоуправления поселений правом распоряжаться находящимися на их территории земельными участками, собственность на которые не разграничена, а органы местного самоуправления муниципальных районов - земельными участками только на межселенных территориях.
Предполагается также направление некоторых других предложений в Московскую областную Думу и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Ведущий: Взаимодействуете ли Вы с общественными правозащитными организациями своего региона?
Жаров А.Е.: Взаимодействие с общественными правозащитными организациями Московского региона стало важным направлением работы, так как мы преследуем одну цель. Через такие организации, как "Комитет за гражданские права", Региональная общественная организация содействия защите прав детей "Право ребёнка", Московское областное объединение "Комитет защиты военнослужащих, ветеранов войн и Вооруженных Сил", Региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Московской области", Общественная наблюдательная комиссия Московской области, Московская Хельсинская группа и ряд других часто транслируется неформальная обобщенная информация о состоянии прав жителей Подмосковья и случаях их нарушения, представляются комментарии, отличные от точки зрения должностных лиц.
Ведущий: Какой передовой зарубежный опыт в области законодательного регулирования деятельности омбудсменов вы считаете целесообразным внедрить и у нас в России?
Жаров А.Е.: Институт омбудсмена - это новый для России институт, он был введен Конституцией РФ. Естественно, что при разработке Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", определившим статус и компетенцию народного правозащитника, а также разработке региональных законов об уполномоченных учитывался передовой опыт зарубежных стран. И это вполне объяснимо: в Швеции, например, институт государственного правозащитника существует с 1809 года, а в странах Западной Европы он возник после окончания Второй мировой войны. Тем не менее, хочу отметить, что, несмотря на общую суть, данный институт в различных странах характеризуется своими специфическими особенностями, которые зависят от формы правления, государственного строя, национальных, политических и правовых традиций. Поэтому считаю, что на сегодняшний день законодательное регулирование деятельности Уполномоченного в РФ находится на достаточном уровне. А по некоторым вопросам, например, введения института представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях, мы в какой-то мере являемся "пионерами". Насколько я осведомлен, ни в одном субъекте РФ и зарубежной стране этот институт не работает на постоянной основе.
Ведущий: Александр Евгеньевич! На какие нарушения своих прав граждане стали жаловаться больше всего? Особенно сейчас, в условиях нестабильной экономической ситуации?
Жаров А.Е.: Анализ обращений граждан, поступивших в аппарат Уполномоченного в 2008 году, показал следующее. Каждая третья жалоба связана с нарушением социальных прав граждан, в основном, в сфере жилищных отношений и социального обеспечения. Заявителей волнуют такие вопросы, как постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставление и ремонт жилья, оплата и качество коммунальных услуг, пенсионное и медицинское обеспечение, предоставление мер социальной поддержки. Около трети жалоб приходится на нарушения, совершаемые должностными лицами в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания и судопроизводства, вынесения приговоров и исполнения наказания в виде лишения свободы. На мой взгляд, наблюдается устойчивая тенденция к росту доли жалоб на уголовное судопроизводство. Всего на нарушения личных прав люди жалуются в 44% поступивших писем. Немалую часть в этой категории занимают жалобы на условия пребывания в местах принудительного содержания. Каждая десятая жалоба посвящена гражданско-процессуальным отношениям, в частности, нарушениям при отравлении правосудия и справедливости судебных постановлений по гражданским делам. Самыми распространенными в этой категории являются нарушения права на доступ гражданина к правосудию, на неукоснительное соблюдение процедуры судебного разбирательства, а также разумные сроки его проведения, обеспечение требуемых процессуальных прав и гарантий для участников, обеспечение со стороны государства исполнения судебного решения.
Вопросам реализации культурных и экологических прав было посвящено, примерно, 9 процентов обращений. Такой относительно невысокий показатель свидетельствует не столько о благополучии в этой сфере, сколько о неготовности людей относить указанные вопросы к сфере прав человека и соответствующих обязанностей государства. Среди отмечаемых нарушений экологических прав не снижается доля жалоб жителей на уплотнительную застройку. Чаще всего конфликты в этой сфере возникают из-за игнорирования мнения граждан. Этому способствует недостаточно эффективный контроль со стороны государства за соблюдением норм и правил в сфере строительной деятельности, что, в свою очередь, не обеспечивает должный уровень ответственности строительных организаций за допущенные нарушения. Отмечу, что в последние месяцы в связи с происходящими в мире и в России кризисными явлениями все чаще люди жалуются на нарушения трудовых прав. Работодатели понуждают работников к якобы добровольному прекращению трудового договора, не исполняют установленного законом порядка увольнения при сокращении штата, не выплачивают положенную заработную плату и иные выплаты.
Ведущий: Одной из наиболее острых проблем для России в последнее время является национализм. Государство создало Федеральную целевую программу "Толерантность". Как, на Ваш взгляд, на сегодняшний день необходимо решать данную проблему, и почему она обострилась именно в последнее время? Скажите, пожалуйста, как вы, являясь Уполномоченным по правам человека в Московской области, боритесь с проявлениями экстремизма, терроризма, шовинизма, фашизма на территории региона? И что вообще можно сказать по этой проблеме на данный момент? К сожалению, тенденций в сторону улучшения пока не замечается.
Жаров А.Е.: В мой адрес практически не поступали жалобы, связанные с ущемлением прав граждан на национальной почве. Считаю, что органами власти Московской области делается все возможное, чтоб пресечь в зародыше все попытки межнациональной и межконфессиональной розни. Как известно, Московская область - это многонациональный регион, в котором проживает представители около 120 различных национальностей. И наша задача заключается в создании таких условий, чтобы люди помнили свои традиции, жили в уважении друг к другу. С этой целью в мае 2008 года проходила Ассамблеи народов Подмосковья. Она была направлена на выработку стратегии социальной консолидации и развитию толерантности между представителями различных наций и народов, проживающих в столичном регионе.
В Подмосковье создана также рабочая группа по противодействию экстремистской деятельности при Антитеррористической комиссии Московской области. Это своеобразный штаб, где разрабатываются предложения, как не допускать межконфессиональную враждебность, ксенофобию или политический экстремизм. Скоро будет подготовлена программа по профилактике экстремистской деятельности. Решением губернатора Бориса Всеволодовича Громова создан Консультативный совет по делам национальностей, членом которого я являюсь. На сегодняшний день в Московской области нет ухудшения в межнациональных отношениях. Эта проблема существует, в основном, на бытовом уровне. Не стоит также забывать, что Подмосковье является одним из основных центров притяжения трудовых мигрантов, в том числе из бывших республик СССР. При этом значительная часть приезжающих на заработки может находиться вне правового поля, что создает почву для различных криминальных проявлений. На мой взгляд, для предотвращения негативных последствий в этой сфере важно создать систему мониторинга развивающихся процессов, чтобы выявлять причины возможных конфликтов и не допускать их заранее. Подмосковье стало общим домом для людей разных национальностей, таким и должно остаться.
Ведущий: Как вы полагаете, является ли нарушением прав человека отсутствие региональных уполномоченных во многих субъектах РФ?
Жаров А.Е.: Я не считаю, что само по себе отсутствие региональных уполномоченных является нарушением прав человека. В соответствие с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации могут, а отнюдь не обязаны учреждать собственный независимый институт регионального уполномоченного. Кроме этого, деятельность Уполномоченного является дополнительной гарантией существующих средств защиты прав и свобод человека и гражданина.
В настоящее время должность государственного правозащитника введена в 48 из 83 субъектов Российской Федерации. Это, конечно, недостаточно, так как проблемы с соблюдением прав человека возникают повсеместно. Какие-то из них могут, а значит, должны быть разрешены на уровне субъекта Федерации. Там же, где институт регионального уполномоченного отсутствует, считаю, что обращения граждан в связи с нарушением их прав органами власти должны направляться федеральному Уполномоченному.
На мой взгляд, институт омбудсмена необходим в каждом регионе. В этой связи следовало бы, возможно, подумать о том, чтобы изложить п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в такой редакции: "В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации учреждается должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации".
Ведущий: Как вы оцениваете соотношение норм международного права и российского законодательства о правах и свободах граждан?
Жаров А.Е.: Прежде всего, хочу отметить, что согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, Конституция РФ исходит из приоритета международных норм, из сложившейся международно-правовой практики, а такие важные международные документы как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод давно являются составной частью правовой системы нашего государства. Таким образом, российское законодательство о правах и свободах человека полностью соответствует международным стандартам.
Ведущий: В последнее время достаточно резко возросло количество обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека. Как вы можете это прокомментировать? Дело в плохих законах или же в их ненадлежащем исполнении?
Жаров А.Е.: Большое количество обращений в Европейский Суд по правам человека вызвано, видимо, тем, что граждане не удовлетворены результатами рассмотрения российскими судами исковых заявлений о нарушении прав. С одной стороны, я не вижу в этом ничего предосудительного, так как в статье 46 Конституции РФ закреплено право гражданина обратиться за судебной защитой в международные органы. Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека одно из подтверждения реализации данного положения Конституции РФ. С другой стороны, не могу не признать, что рост числа обращений граждан в Европейский Суд связан и с низкой эффективностью правоприменительной практики по защите прав человека и гражданина в нашей стране. Это служит законным основанием для обращения граждан в данный международный орган с исками против Российской Федерации.
Считаю, что назрела необходимость совершенствования правосудия в части создания ювенальной юстиции в системе судов общей юрисдикции. Вопрос об этом был поставлен еще в Концепции судебной реформы 1991 года. В настоящее время - как самостоятельная подсистема общего правосудия - она отсутствует. Вместе с тем в некоторых регионах России с 1999 года в судебную систему стали вводиться элементы ювенальных судов, приближенные к мировым стандартам. Причина их создания заключается в неэффективности и социальной неприемлемости карательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Реакция на совершенное несовершеннолетним правонарушение должна быть соразмерна положению ребенка и масштабу преступления.
Ведущий: В настоящее время значительное число жалоб граждан связано с проблемой реализации принадлежащих им прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство и исполнение решений суда. Какие пути решения данной проблемы вы считаете наиболее приемлемыми?
Жаров А.Е.: Рассмотрение жалоб на судебное разбирательство и исполнение решений суда не относятся к компетенции Уполномоченного, тем не менее, такие обращения ко мне поступают. По статистике каждая десятая жалоба (если говорить о гражданско-процессуальных отношениях) связана с нарушением права граждан на доступ к правосудию, на неукоснительное соблюдение процедуры судебного разбирательства, а также обеспечение со стороны государства исполнения судебного решения. В рамках действующего законодательства помощь Уполномоченного в разрешении подобного рода жалоб заключается в разъяснении гражданам порядка обжалования судебных постановлений.
На мой взгляд, для решения проблемы неисполнения судебных решений необходимо установить реальную ответственность должностных лиц и самих граждан, которые их не выполняют. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Д.А. Медведев сообщил о планируемом законодательном введении такой ответственности, что, без сомнения, является наиболее действенным способом разрешения сложившийся ситуации.
Кроме этого, значительные трудности в реализации гражданами своих прав на судебную защиту вызывает отсутствие у них необходимых правовых знаний, что не позволяет им обеспечить собственную квалифицированную юридическую защиту. Разрешение этой проблемы я вижу в правовом просвещении населения, а также обеспечении граждан бесплатной юридической помощью. Ведь многие из них не имеют средств для оплаты адвокатских услуг.
Тем не менее, и в существующих условиях также необходимо добиваться положительных изменений в этой области. Еще в ежегодном докладе за 2007 год я отмечал, что деятельность территориальных отделов Федеральной службы судебных приставов требует совершенствования. Практика взаимодействия Уполномоченного с Управлением Федеральной Службы судебных приставов России по Московской области в 2008 году показывает, что по большинству запросов Уполномоченного по разрешению жалоб граждан на неисполнение судебных решений имеются положительные ответы. Это свидетельствует об усилении внимания со стороны руководства областной службы судебных приставов к работе территориальных отделов.
Ведущий: В последнее время в СМИ появляется большое количество публикаций, указывающих на то, что в местах заключения пытки и издевательства над содержащимися там людьми стали повсеместными и фактически превратились в систему. Скажите, пожалуйста, как обстоят с этим дела в Московской области?
Жаров А.Е.: В своей деятельности я уделяю пристальное внимание соблюдению прав подозреваемых и обвиняемых. С этой целью в 2007 году было подписано Соглашение о взаимодействии с УФСИН России по Московской области, которое позволило оперативно обмениваться информацией, объективно изучать поступающие сигналы о нарушениях и принимать по ним действенные меры, проводить совместные выезды. В 2008 году в рамках мониторинга соблюдения прав подследственных, обвиняемых и осужденных сотрудники аппарата посетили 17 изоляторов временного содержания, 7 следственных изоляторов, 2 исправительные колонии. Значительное количество обращений от данной категории граждан было направлено в мой адрес по почте. Тем не менее, случаи о пытках и издевательствах в местах заключения ни на выездах в данные учреждения, ни при рассмотрении жалоб выявлены не было.
Могу сказать, что основными недостатками, обнаруженными при посещении спецучреждений, являются несоответствие площади на одного человека требованиям нормативных правовых актов, ограничение продолжительности ежедневных прогулок, отсутствие подачи в камеры водопроводной горячей воды и эффективной вентиляции, неполное обеспечение камер радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, тазами для гигиенических целей и стирки одежды. В некоторых следственных изоляторах нет надлежащих условий для проведения прогулок. Плохое питание, недостаточный ассортимент продуктов в магазине учреждения и высокие цены, низкий уровень медицинской помощи и лекарственного обеспечения, реализация права на обучение, недоступность юридической и другой литературы, трудоустройство после освобождения, отсутствие паспортов - все это нерешенные проблемы.
По результатам посещений следственных изоляторов на имя начальника УФСИН России по Московской области направляются расширенные справки с указанием нарушений нормативных правовых актов. Аналогичные справки направляются на имя начальника ГУВД по Московской области при посещении изоляторов временного содержания. Руководство этих систем своевременно и правильно реагирует в плане устранения замечаний.
Важно сказать, что серьёзным шагом в развитии институтов гражданского общества и формировании новой системы общественного контроля над учреждениями уголовно-исполнительной системы стало подписание 10 июня 2008 года Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об общественном контроле над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Закон устанавливает правовые основы участия общественных объединений в контроле над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и определяет порядок формирования общественных наблюдательных комиссий, наделяет их правом посещения мест заключения. Взаимодействие с вновь созданной Общественной наблюдательной комиссией на территории Московской области представляется важной задачей на 2009 год.
Ведущий: Согласно ст. 13 Закона МО "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" расходы на обеспечение деятельности Уполномоченного и его Аппарата предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. Из этого положения вытекает недостаточная независимость Уполномоченного от местных властей. Ощущаете ли Вы давление административного ресурса в процессе осуществления своей деятельности и как с этим боретесь?
Жаров А.Е.: Интересный вопрос. В соответствии с Уставом Московской области и законом, на который вы ссылаетесь, должность Уполномоченного - это государственная должность Московской области, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Так из каких же других источников, кроме как бюджета Московской области должно идти финансирование моей деятельности? Аппарат Уполномоченного - это не частная правозащитная организация, а государственный орган.
В процессе своей деятельности я не только не ощущаю "давления административного ресурса", а скорее, наоборот, чувствую поддержку, потому как руководство Московской области во главе с губернатором Б.В. Громовым исходит из принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина. Ежегодный рост финансирования деятельности Уполномоченного и его аппарата является свидетельством этому. В Законе об Уполномоченном также заложена гарантия о том, что Уполномоченный при осуществлении своей деятельности независим и неподотчетен органам и должностным лицам Московской области.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, насколько эффективно защищаются права военнослужащих в воинских частях, расположенных в Московской области? Имеют ли место случаи "дедовщины", неуставных отношений, издевательств над призывниками? Какие осуществляются меры, направленные на обеспечение безопасности условий воинской службы?
Жаров А.Е.: Доля жалоб, поступивших в мой адрес в 2008 году от военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, составила 3 % от общего числа. В основном, эти обращения посвящены вопросам обеспечения социальных прав, в первую очередь жилищных. Обращений на обозначенную Вами тему немного. По каждой жалобе принимаются меры. Например, сейчас мы работаем по обращению Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия в связи с жалобой родителей солдата - уроженца этой республики, который проходит срочную службу в воинской части на территории Московской области. Мониторинг призывных кампаний, проведенный сотрудниками аппарата, показал, что одной из причин нарушения прав призывников является незнание самими призывниками и их родителями законодательства, регулирующего вопросы призыва граждан на военную службу, недостаточная информированность о своих правах и способах их защиты. Чаще всего призывников и их родителей волнуют вопросы, связанные с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу, медицинского освидетельствования с целью определения категории годности к военной службе и другие. В целях правового просвещения призывников мной в 2008 году была подготовлена и выпущена "Памятка призывнику", в которой отражены основные положения действующего законодательства РФ, регулирующего вопросы призыва граждан на военную службу, рекомендации призывникам по защите своих прав в случае их нарушений, а также указаны справочные телефоны. В ходе осеннего призыва данная памятка вручалась представителями Уполномоченного в муниципальных образованиях призывной и допризывной молодёжи во время проведения Дней призывника. В воинских частях и военных комиссариатах Московской области имеются стенды со справочной информацией об Уполномоченном.
Ведущий: Александр Евгеньевич, какие органы власти чаще всего попадают в поле Вашего зрения в связи с обращениями граждан?
Жаров А.Е.: Около половины письменных обращений (43 %) - о неправомерных действиях федеральных органов власти. Число жалоб на действия органов государственной власти Московской области практически не изменилось по сравнению с 2007 годом и равно 7 % от общего числа обращений. Сократилось количество жалоб на органы местного самоуправления - всего 25 %. Распределение обращений в процентном отношении по органам федерального подчинения, на которые жалуются граждане, практически не меняется из года в год.
Ведущий: Наверное, к Вам, в основном, обращаются люди, традиционно относимые к социально незащищенным слоям общества - пенсионеры, инвалиды. Прослеживаете ли вы такую тенденцию при анализе поступающих жалоб?
Жаров А.Е.: Вы абсолютно правы - действительно, основная масса обращений в мой адрес поступает от людей, особенно нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства. Если говорить о результатах 2008 года, то больше всего писем поступило как раз от таких лиц - 162 письменные жалобы от пенсионеров, ветеранов труда и инвалидов. Выросла и доля жалоб на нарушения прав несовершеннолетних - 128 обращений. Значительное количество обращений пришло от лиц, содержащихся под стражей (подозреваемых, обвиняемых) и в местах лишения свободы - всего 152. Увеличение количества жалоб от этих граждан по сравнению с предыдущими годами объясняется несколькими причинами: просветительской работой, благодаря которой подозреваемые, обвиняемые и осужденные больше узнают о своих правах и способах их реализации. Свой вклад вносят и постоянные выезды сотрудников аппарата с целью проверки соблюдения прав человека в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, исправительные колонии. В ходе таких поездок до граждан обязательно доводится информация о том, как обратиться к Уполномоченному по правам человека в Московской области.
Ведущий: В прошлом году Вами был подготовлен специальный доклад по правам инвалидов. Почему выбрана именно эта тема?
Жаров А.Е.: Специальный доклад назывался "О соблюдении прав инвалидов и других маломобильных групп населения на безбарьерную среду жизнедеятельности на территории Московской области". Хочу заострить Ваше внимание, что к маломобильным категориям граждан относятся не только инвалиды, но и лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; беременные женщины и другие. Таким образом, тема доклада ставилась значительно шире. Ее выбор объясняется желанием еще раз привлечь внимание общественности и власти к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья, к необходимости полной реализации Закона Московской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области". Доклад был подготовлен на основании анализа законодательства, письменных и устных обращений граждан, официальных документов, предоставленных руководителями государственных органов, учреждений и муниципальных образований, мониторинга соблюдения прав инвалидов и других маломобильных групп населения на безбарьерную среду жизнедеятельности на территории Московской области, проведенного сотрудниками аппарата Уполномоченного и его представителями в муниципальных образованиях, публикаций в средствах массовой информации. Мной предложены конкретные меры по улучшению ситуации в этой сфере. Должен с удовлетворением отметить, что доклад сразу же нашел отклик, в том числе, у представителей местных властей - именно от реализации закона на местах, в первую очередь, зависит социальное самочувствие лиц с ограниченными возможностями, возможность активно участвовать в жизни. Так, в городском округе Черноголовка после публикации в местной газете материала о спецдокладе администрация города провела совещание по вопросу создания безбарьерной среды. В городском округе Дзержинский принято решение разработать комплексную муниципальную целевую программу "Безбарьерная среда для маломобильных групп населения на 2009-2010 гг.". Создание аналогичных программ (как и координационных советов по делам инвалидов) планируется и в других муниципальных образованиях Подмосковья. Очень важно принять такую программу на уровне области - над решением этой задачи еще предстоит поработать.
Ведущий: Сколько жалоб поступило к Вам в прошлом году? Насколько этот показатель изменился по сравнению с 2007 годом?
Жаров А.Е.: В 2008 году сохранилась тенденция увеличения числа обращений граждан - в аппарат Уполномоченного и к его представителям в муниципальных образованиях поступило 6010 устных и письменных обращений, что на 6 % больше, чем в 2007 году. На мой взгляд, это свидетельствует не столько об ухудшении состояния в сфере соблюдения прав человека в Подмосковье, сколько о повышении авторитета Уполномоченного, становлении данного института как реальной правозащитной силы в регионе. Растущая осведомленность жителей Подмосковья о способах защиты своих прав, свобод и законных интересов, реальные результаты восстановления нарушенных прав, популяризация в СМИ деятельности Уполномоченного, эффективность укрепляющегося с каждым годом института представителей в муниципальных образованиях - вот основные причинами увеличения количества обращений.
Ведущий: Александр Евгеньевич, какие жалобы рассматривает Уполномоченный?
Жаров А.Е.: Спасибо за вопрос. Порой на мое имя приходят обращения, не относящиеся к компетенции Уполномоченного. В соответствии с Законом Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" Уполномоченный рассматривает письменные жалобы граждан на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц области, в том числе органов местного самоуправления. Обращение должно быть направлено в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. Однако это не значит, что жалобы на граждан, предприятия, учреждения остаются без ответа. Работа ведется по каждому обращению: заявителям даются письменные разъяснения, как действовать в той или иной ситуации; некоторые обращения направляются для разрешения в компетентные органы с контролем результатов. Каждому заявителю направляется аргументированный ответ.
По многим жалобам мной принимаются решения о проведении инициативной проверки с выездом на место или о направлении соответствующих запросов в органы государственной власти. При подтверждении фактов нарушений прав человека я обращаюсь в компетентные органы с предложениями об устранении нарушений.
Ведущий: Рассмотрение жалоб является основным содержанием Вашей работы. А какие еще задачи стоят перед Уполномоченным по правам человека в Московской области?
Жаров А.Е.: Не совсем так. Рассмотрение обращений граждан является очень важным направлением работы и соответствует одной из задач Уполномоченного - восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Подмосковья. Однако Законом Московской области об Уполномоченном названо еще три задачи:
- совершенствование законодательства Московской области о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Хочу отметить, что по каждому из перечисленных направлений в 2008 году велась активная плодотворная работа. Обо всех достижениях и имеющихся нерешенных проблемах в каждой из этих сфер есть информация в моем докладе.
Ведущий: Как вы считаете, нужен ли Уполномоченный, есть же много правозащитных организаций, властных структур, наделенных определенной компетенцией?
Жаров А.Е.: Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов и должностных лиц Московской области, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Думаю, что как один из механизмов восстановления нарушенных прав граждан такой институт не только не является излишним, но и подчеркивает приверженность государства демократическим принципам - ведь это единственный государственный правозащитный орган, основная задача которого заключается в оказании человеку содействия в защите его прав. А учитывая недоступность квалифицированной юридической помощи для некоторых категорий граждан, а также низкий уровень правовой культуры населения в целом трудно переоценить еще и просветительскую функцию Уполномоченного.
Ведущий: В России сейчас широко обсуждаются перспективы семейного устройства детей-сирот. Поступают ли к Вам жалобы по этой теме?
Жаров А.Е.: Обращения, связанные с вопросами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают регулярно. В нашем регионе проделана огромная работа по развитию семейного устройства таких детей, и она продолжается. В настоящее время в области проживает более 15 тысяч семей, воспитывающих детей-сирот. Активизация устройства детей в семьи граждан позволила начать реорганизацию детских интернатных учреждений в Московской области.
Показательны результаты опроса, проведенного среди жителей Московской области по поводу семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сотрудниками аппарата Уполномоченного было проведено анкетирование, в котором приняли участие 380 человек из 26 муниципальных образований области. 87 процентов респондентов в той или иной степени владеют информацией о семейных формах устройства. Только треть знают о порядке осуществления семейного устройства детей (куда обратиться, требования к кандидатам, перечень необходимых документов, др.). Чуть более половины респондентов - 52,4 процента - не хотят участвовать в семейном устройстве детей. 51 процент считают наиболее правильным усыновление российских детей согражданами. Наиболее эффективной государственной мерой для увеличения числа детей, устраиваемых в семьи, назвали материальную поддержку 67,5 процентов респондентов. Эффективность государственной политики в сфере семейного устройства оценили выше среднего только треть опрошенных. Таким образом, видно, что проблем в этой сфере остается немало.
Ведущий: Александр Евгеньевич, прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся сейчас не только в Подмосковье практику выселения граждан из жилых помещений на основании признания их бывшими членами семьи собственника. Зачастую страдают не только взрослые, но и дети, которые, на мой взгляд, никак не могут быть признаны бывшими членами семьи своих папы или мамы. Тем не менее, случаи выселения бывших жен с несовершеннолетними детьми есть. Что нужно сделать, чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем?
Жаров А.Е.: Это очень острый и злободневный вопрос, согласен с Вами. Особую озабоченность в таких ситуациях вызывает нарушение прав несовершеннолетних. Случаи вынесения судебных решений по выселению лиц с детьми как бывших членов семьи собственника, без учёта каких-либо обстоятельств (отсутствие у семьи иного жилого помещения, погодные условия, возраст и состояние здоровья детей) многочисленны. К сожалению, проблема не нова - этот вопрос освещался в Специальном докладе "О соблюдении прав детей в Московской области" в 2007 году и серьезных подвижек в его решении не наблюдается.
Что касается взрослых, то здесь нужно в каждом конкретном случае оценивать обстоятельства дела. Кроме того, статья 31 Жилищного кодекса РФ, устанавливая, что при прекращении семейных отношений с собственником право пользования жильем не сохраняется, в то же время дает возможность отсрочить выселение на основании решения суда, что является важной гарантией соблюдения прав малоимущих и просто лиц, оказавшихся по различным причинам в трудных жизненных обстоятельствах.
Думаю, что сложившаяся ситуация в большей мере свидетельствует о неверном пути, по которому пошла правоприменительная практика, чем о несовершенстве Жилищного кодекса. Что с этим можно сделать? В случае уже свершившихся нарушений - обжаловать вынесенные судебные решения вплоть до Верховного Суда РФ. А для профилактики - важно добиться единства судебной практики, в чем должны сыграть свою роль разъяснения Пленума Верховного Суда. Необходимо также уделять внимание широкому освещению данной проблемы в средствах массовой информации, разъяснять людям их права и обязанности в такой ситуации. Важно обеспечить доступ к квалифицированной, а для отдельных категорий еще и бесплатной юридической помощи, чтобы человек мог предпринять грамотные действия по "горячим" следам - это тоже нерешенная пока проблема.
Ведущий: Следующий вопрос от Ильина Александра из Москвы: "Мой дед - инвалид Великой Отечественной войны - пользуется льготами по оплате коммунальных услуг. А бабушке такая льгота раньше предоставлялась, а теперь нет. Законно ли это?"
Жаров А.Е.: Вопрос актуальный. С проблемой прекращения предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семей инвалидов Великой Отечественной войны уже приходилось сталкиваться, жалобы по этому вопросу ко мне поступают. Если говорить о юридической подоплеке вопроса, то меры социальной поддержки членам семей инвалидов войны были закреплены в Положении о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209. В соответствии с пунктом 17 Положения членам семей инвалидов войны предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Приведенные льготы сохранили свое действие и в законодательстве Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратил силу пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах". Это обстоятельство и поныне порождает споры о праве на льготы членов семей инвалидов войны. По данному вопросу свою принципиальную позицию изложил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.12.2006 N 524-О. В частности, Суд разъяснил, что положения пунктов 6 и 9 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения возникло и было реализовано до 1 января 2005 года. Конституционный Суд РФ также указал, что выявленный конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. В связи с этим ответ на Ваш вопрос - необходимо добиваться предоставления этой меры социальной поддержки Вашей бабушке, возможно, и в судебном порядке.
Ведущий: Александр Евгеньевич, расскажите о работе своих представителей в муниципальных образованиях.
Жаров А.Е.: В 2006-2007 годах практически во всех муниципальных образованиях Московской области были назначены представители Уполномоченного. Они на общественных началах исполняли консультативные и информационные функции; проводили личный прием граждан; разъясняли компетенцию Уполномоченного, порядок подачи ему жалоб, способы защиты прав и свобод; осуществляли взаимодействие с органами и должностными лицами местного самоуправления, различными общественными организациями. Статистика показывает, что количество обращений к представителям с каждым годом возрастает. Тематика обращений в 2008 году существенных изменений не претерпела и главным образом касалась сферы социальных прав граждан, вопросов социальной защиты, в первую очередь связанных с пенсиями.
Об эффективности института представителей говорит тот факт, что число жалоб, по которым оказана помощь и приняты положительные решения, увеличилось в среднем на 9 процентов. Есть даже муниципальные образования, из которых, благодаря активной работе представителей, снизился поток обращений в аппарат Уполномоченного. Представитель может не только разъяснить гражданину, как надлежит действовать в той или иной ситуации, но и оказать содействие в решении проблемы на месте - помочь составить необходимые документы, связаться с органами власти или местного самоуправления.
Работа представителей постоянно совершенствуется - в конце прошлого года мной было утверждено новое Положение о представителях Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях, расширившее круг их основных задач, требования к профессиональной подготовке. Информацию о представителях Уполномоченного в муниципальных образованиях, времени и месте их приема можно узнать на моем Интернет-сайте (www.ombudsmanmo.ru), а также в администрации города или района.
Ведущий: Уважаемый Александр Евгеньевич! Что Вы делаете, как Уполномоченный по правам человека в Московской области, по повышению правовой грамотности граждан Московской области. Есть ли какие-либо программы в указанном направлении?
Жаров А.Е.: В этом направлении ведется работа, которая предусматривает разнообразные формы, в частности: встречи с жителями муниципальных образований Подмосковья, публикации в СМИ, выпуск печатной продукции, правовые конкурсы среди школьников, студентов и журналистов.
В 2008 году вышли в свет 3 номера "Вестника Уполномоченного", буклеты "Если вас задержала милиция:" и информационный - о том, как обратиться к Уполномоченному, брошюры "Памятка призывнику" и "Права ребенка". К 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека и 15-летию принятия Конституции РФ выпущен сборник "Основные документы по правам человека". В него включены тексты важнейших международных правовых документов, а также Конституция Российской Федерации и Устав Московской области.
В образовательных учреждениях Подмосковья сотрудниками аппарата ежегодно 1 сентября проводятся Уроки права. В 2008 году они состоялись еще и 12 декабря и были посвящены Дню Конституции Российской Федерации и 60-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека. Отдел защиты прав детей аппарата Уполномоченного принимает самое активное участие в просветительской работе - во время выездов в образовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря сотрудники отдела распространяют буклеты, плакаты и памятки, проводят правовые конкурсы и викторины. Ежегодно организуется конкурс творческих работ учащихся "Права человека - глазами ребенка". А в настоящее время в образовательных учреждениях Подмосковья внедряется институт Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, задачей которого является в том числе и просветительская работа. Уже более двух лет на страницах областных информационных изданий - газеты "Ежедневные новости. Подмосковье" и еженедельника "Пенсионеры Подмосковья" выходят один - два раза в месяц рубрики "Спросите у "ЕНП" и "Из приемной Уполномоченного по правам человека в Московской области", где публикуются правовые консультации и ответы на вопросы читателей.
С целью активизации и расширения совместной работы и повышения правовой культуры журналистов 25 июня 2008 года было заключено Соглашение о сотрудничестве с Союзом журналистов Подмосковья. В содействии правовому просвещению используются и новые информационные технологии - в сети Интернет функционирует официальный сайт Уполномоченного www.ombudsmanmo.ru, проводятся интернет-конференции, и сегодняшняя - тому пример. В 2009 году планирую продолжать работу в этом направлении, используя новые формы. К сожалению, в Московской области пока нет программы по правовому просвещению граждан. Однако в настоящее время идет разработка долгосрочной целевой программы по развитию библиотечного дела, одной из задач которой предполагается повышение правового просвещения населения путем создания центров правовой информации на базе государственных и муниципальных библиотек в Московской области.
Ведущий: Как вы оцениваете ситуацию с соблюдением прав человека в Московской области за последнее время? Есть ли какие-либо изменения?
Жаров А.Е.: Считаю, что в целом она может быть охарактеризована как удовлетворительная. С одной стороны, первое полугодие прошлого года отмечено высокими темпами социально-экономического развития, постоянным совершенствованием законодательства о социальной поддержке граждан. Под руководством Губернатора Московской области реализованы практически все поставленные на 2008 год задачи.
С другой - финансово-экономический кризис, безусловно, сдерживает развитие промышленности, торговли. Подвергся корректировке бюджет области, люди теряют работу, снижается покупательная способность, цены в магазинах растут чуть ли не каждый день. Вместе с тем, руководство области выразило намерение не сокращать финансирование социальной сферы. В такой непростой ситуации свою задачу как Уполномоченного вижу в том, чтобы способствовать реализации прав граждан на труд, медицинское обслуживание, образование, жилище и социальное обеспечение.
Ведущий: Усилился ли поток жалоб в связи с экономическим кризисом?
Жаров А.Е.: Резкого всплеска обращений пока не отмечено. За два месяца 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года рост числа обращений в аппарат Уполномоченного составил 13 %. Процессы увольнения, отправления в бессрочный неоплачиваемый отпуск, ликвидации организаций и связанные с ними падения покупательной способности и уровня жизни в целом происходят. Косвенно это подтверждают и результаты опроса, проводимого сейчас на сайте Уполномоченного. Из проголосовавших 77 % респондентов на вопрос "сталкивались ли вы (ваши друзья, знакомые) с сокращением рабочего дня, вынужденными отпусками без сохранения денежного содержания или увольнением в связи с финансово-экономическим кризисом?" ответили утвердительно. Также ощутимо и повышение цен на товары первой необходимости - 100% опрошенных отмечают рост цен. В этой ситуации можно ожидать дальнейшее увеличение числа жалоб на нарушение социально-экономических прав граждан, в первую очередь, трудовых.
Ведущий: В настоящее время в России остро стоит проблема защиты прав детей. Положение детей-сирот, детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов не улучшается. Какими вы видите пути решения данной проблемы? Что, по Вашему мнению, является основной проблемой в организации профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и социального сиротства не только в Московской области, но и во всей России?
Жаров А.Е.: В Подмосковье придается особое значение формированию современной системы защиты прав семьи и детей. В этих целях с 1 января 2008 года в аппарате Уполномоченного создан отдел защиты прав детей. Органами власти Московской области также предпринимаются определенные меры по улучшению положения детей. В 2008 году увеличены средства, направляемые из бюджета области на выплаты и пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекаемым и усыновлённым детям, детям-инвалидам, детям, проживающим в приёмных и многодетных семьях, а также на оплату труда приёмным родителям и опекунам. Законодательство Московской области пополнилось новыми нормативными актами, защищающими права семей с детьми и детей-сирот.
На мой взгляд, основной проблемой в организации профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и социального сиротства является недостаточная скоординированность действий субъектов профилактики: комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов социальной защиты населения, образования, органов опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, органов внутренних дел. Необходима более интенсивная и эффективная профессиональная работа с семьями "группы риска", осуществляющая индивидуальный подход к каждой семье. Важно, чтобы проблема социального сиротства рассматривалась в комплексе с проблемой семейного устройства детей. 89 % из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых находятся в региональном банке данных Московской области на 01 января 2008 года, - социальные сироты.
Решение данной проблемы я вижу в следующем:
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика ДТП, более доступное и качественное медицинское обслуживание и обязательные медосмотры;
- ужесточение уголовного и административного законодательства в отношении нерадивых родителей; введение ответственности за отказ от ребенка; совершенствование механизма взимания с родителей платы за содержание и воспитание детей в интернатных учреждениях;
- укрепление семейных ценностей, религиозное и нравственное воспитание молодежи, подготовка к родительству;
- увеличение размера социальных пособий, расширение мер поддержки семей и перечня категорий, которым они предоставляются; улучшение жилищных условий; особая поддержка несовершеннолетним, а также одиноким матерям; профилактическая работа с семьями, беременными женщинами; расширение числа учреждений, оказывающих помощь семьям и детям; программа адаптации асоциальных личностей, принудительное лечение от алкоголизма, наркомании, игромании.
Ведущий: Спасибо большое, Александр Евгеньевич, за интересные и исчерпывающие ответы, за то, что вы нашли время ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.