Дмитрий Носов: "Если человек курит, несмотря на все предупреждения о вреде курения, нужно исключать ряд услуг из его полиса ОМС"
1 июня исполняется три года с момента вступления в силу Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее – "антитабачный" закон). Его реализация, по данным различных независимых опросов, уже привела к снижению распространенности табакокурения среди населения с 39% до 33%, однако на протяжении прошлого года эта цифра практически не менялась. Поэтому экспертное сообщество продолжает разрабатывать новые "антитабачные" инициативы. О наиболее интересных из них порталу ГАРАНТ.РУ рассказал один из авторов "антитабачного" закона – член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Носов.
С исчезновением красивых пачек, безусловно, должно сократиться количество курящих женщин и девочек-подростков. Красивая упаковка сейчас, по сути, выполняет те функции, которые раньше осуществляла реклама – завлекает покупателей. Пачки приятных розовых оттенков, стразы, различные вкусовые добавки – все это создает иллюзию безвредности таких сигарет, что, разумеется, недопустимо. Поэтому все подобные дизайнерские решения нужно убрать, чтобы подростки и женщины не воспринимали сигареты как модный аксессуар. Этот законопроект мы в ближайшее время разместим для публичного обсуждения на сайте Росстандарта и потом внесем в Госдуму.
НАША СПРАВКА
Законопроект об унификации упаковок сигарет (текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ) предполагает, что все пачки должны быть одинакового цвета – Pantone 448 C (похож на цвет сухого табачного листа), без каких-либо товарных знаков, а все надписи должны наноситься прописными буквами белого цвета. Единственное исключение – предупреждение о вреде курения, оно, как и сейчас, будет печататься черными буквами или каким-то иным цветом. Размер же этого предупреждения предлагается увеличить до 65% (или более) площади как лицевой, так и обратной стороны пачки (по действующим правилам – 30% и 50%). Кроме того, законопроект предусматривает запрет на размещение на пачках слов, создающих ложное впечатление о том, эти сигареты являются менее вредными, чем другие ("легкие", "мягкие", "с низким содержанием смол" и т. д.) или ассоциацию с пищевой продукцией (сигареты со вкусом вишни, кофе, шоколада и др.).
Некоторые положения законопроекта, в частности о запрете указания того, что сигареты являются "легкими", "мягкими" и т. д. или "вкусными" (со вкусом фруктов или других пищевых продуктов), дублируют положения вступившего в силу 15 мая технического регламента Таможенного союза на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014). Это сделано специально, так как регламентом предусмотрена возможность продавать пачки, оформленные по старым правилам, на протяжении полутора лет – до 15 мая 2017 года. Вот в этот переходный период и должны реализовываться соответствующие положения законопроекта.
Кроме того, мы считаем, что аналогичным образом должно регулироваться и производство некурительных табачных изделий, на которые не распространяется действие технического регламента Таможенного союза, – на них тоже не должно быть подобных надписей.
Нужно помнить, что все меры, которые мы принимаем, сам "антитабачный" закон в принципе направлен в первую очередь на защиту молодежи и детей. Если спросить у родителей, даже курящих, хотели бы они, чтобы их дети курили, 90% и даже больше ответят, что не хотели бы ни в коем случае. А еще 90% курящих хотели бы бросить курить, но у них это не получается из-за окружения. Как показывают исследования, большинство курильщиков хотят закурить именно, когда видят, как кто-то курит. Чем меньше вокруг курящих людей, тем меньше курят сами курильщики. Поэтому они поддерживают наш закон, многие пишут мне, благодарят за то, что после вступления его в силу стали меньше курить.
Введение такой пачки действительно очень эффективная мера, это показывает практика Австралии, где соответствующий закон реализуется уже несколько лет. Именно поэтому табачные компании, которые получают тысячи процентов прибыли (поскольку себестоимость сигарет очень низкая, производство полностью автоматизировано и на нем работают единицы людей), не захотят ее терять. Они обязательно будут пытаться как оспаривать данное решение в судах, так и искать какие-то новые креативные решения. Тем не менее, если такой закон будет принят в России, суды встанут на нашу сторону, что бы табакопроизводители не придумывали.
Идея о необходимости существенного повышения акцизов на сигареты обсуждается постоянно, однако поддержки со стороны Комитета Госдумы по бюджету и налогам пока не находит. Например, в законопроекте1, который мы вносили в 2014 году, было предусмотрено, что в 2016 году размер акциза на сигареты должен составлять 3000 руб. за 1000 штук, а не 1680 руб. за 1000 штук, как есть сейчас. На тот момент такое увеличение позволило бы не только сократить объемы потребления табака на 10-15 %, но и пополнить бюджет примерно на 500-600 млрд руб. На сегодняшний день, учитывая изменение ситуации с курсом рубля, необходимо устанавливать ставку акциза уже на уровне 6000 руб. за 1000 сигарет. Направив эти деньги на здравоохранение, можно обеспечить его колоссальный подъем. При этом средняя цена на пачку составит более 150 руб., что все равно меньше, чем в самых отсталых европейских странах. Почему предложения о повышении акцизов стабильно отклоняются? Вопрос открытый.
Табачные корпорации пытаются убедить всех, что повышение акцизов приведет к нереальному росту контрабанды. Но мы ведь говорим об адекватном повышении, а не об увеличении цены пачки сигарет, скажем, до 1000 руб. – в такой ситуации контрафактной продукции действительно стало бы много. Статистика показывает, что после увеличения акцизов до действующего размера уровень контрабанды вырос всего на 0,02%. Поэтому если решение о дальнейшем повышении акцизов все же будет принято, и при этом производители табачной продукции продолжат утверждать, что оно приведет к росту контрабанды, мы будем настаивать на введении системы учета производства и продажи каждой пачки сигарет, аналогичной действующей ЕГАИС в сфере оборота алкогольной продукции. В этом случае за каждую несанкционированную продажу пачки будет установлена серьезная санкция, и у табачных корпораций просто не будет поводов жаловаться на контрабанду.
Знаете, когда электронные сигареты только появились, я решил сам попробовать их покурить, чтобы понять, могут ли они на самом деле быть безвредной заменой сигарет. Через неделю я с ужасом для себя обнаружил, что электронная сигарета становится моей привычкой – хотелось постоянно подносить ее ко рту и затягиваться. Думаю, большое количество курильщиков, помимо никотиновой зависимости, имеют именно эту психологическую привычку.
Нельзя не сказать и о том, что детьми такая имитация курения воспринимается именно как курение сигарет, они ведь не понимают, что в электронных сигаретах нет табачного листа , тем более, что визуально процесс выглядит так же – с дымом (паром) и даже характерным огоньком (многие электронные сигареты оснащены специальными лампочками). Поэтому я полностью поддерживаю идею о необходимости установления правил реализации и использования такой продукции.
Да, такая идея действительно обсуждается. Мне кажется несправедливой ситуация, когда пенсионер или ветеран войны, который вел здоровый образ жизни, следил за собой, порой не имеет должного медицинского обслуживания из-за нехватки средств, которые тратятся в том числе на людей, сознательно губящих свое здоровье. Я считаю, что Минздраву давно пора перейти от предупреждений об опасности курения к простому регулированию: если человек курит, несмотря на все предупреждения о вреде курения, нужно увеличить для него стоимость полиса ОМС или исключить его из полиса по некоторым позициям. И тут уже медики должны решить, по каким именно. Конечно, имеется в виду оказание помощи именно по тем болезням, которые вызваны курением: онкологические заболевания, болезни, связанные с заболеванием сердца, и т. д. Человек, который делает свой выбор в пользу курения, должен понимать, на что идет и чего лишается. И такое правило, кстати, существует в передовых странах мира – для ведущих нездоровый образ жизни граждан устанавливается более высокая цена на страховку, поскольку риски повышаются. Согласитесь, это справедливо.
Фотографируйте нарушителя и вызывайте полицию. Конечно, надо понимать, что есть более серьезные вещи – убийства, ограбления и т. д., а штат полиции у нас сокращен, поэтому на курение она приедет в последнюю очередь. Поэтому если нарушение зафиксировано в ресторане, баре, гостинице, больнице, лучше направить соответствующее обращение в Роспотребнадзор, органы государственного пожарного надзора, Росздравнадзор. Пишете заявление, прикладываете фотографии.
Если нарушение происходит в общественном месте: на улице, детской площадке, в подъезде жилого дома, и полицейский отказывается штрафовать курильщика, запишите его данные, по возможности зафиксируйте отказ (видеосъемка, показания свидетелей) и сообщите в Главное управление собственной безопасности МВД России и прокуратуру, которые должны реагировать на бездействие должностных лиц полиции.
На самом деле система реагирования отлажена, просто люди сами не хотят ничего делать. Например, в случаях курения в подъезде многие считают неэтичным жаловаться на соседей. Дорогие друзья, хватит бояться! Объясните своему курящему соседу, что вы не хотите портить с ним отношения, но если он не перестанет наносить вред вашему здоровью и здоровью ваших детей, вы вынуждены будете обратиться в полицию. Государство не может поставить в каждый подъезд по дежурному полицейскому, они должны более серьезными нарушениями заниматься. Тем не менее выписать штраф нарушителю по заявлению гражданина может местный участковый.
Я очень доволен тем, как он реализуется. В прошлом году, например, активисты движения "Антидилер" по моей просьбе проверили более тысячи ресторанов Москвы, и только в 56 были найдены нарушения (например, предоставление возможности курить в помещении, наличие сигарет в меню). Это говорит о том, что в сфере общепита закон соблюдается очень хорошо. В ходе проводимых в учреждениях здравоохранения и образовательных организациях проверок тоже выявляются лишь единичные нарушения. Так что и официальная статистика, и подобные исследования показывают, что закон исполняется примерно на 95% – это лучший показатель среди подобных законов в мире.
Но проблемы еще есть, и на днях мы разговаривали об этом с руководителем Следственного комитета РФ Владимиром Маркиным. Мы обсудили концепцию определенных действий, которые будут направлены в первую очередь на активизацию деятельности Роспотребнадзора, поскольку существующая статистика показывает, что сейчас ведомство практически не штрафует никакие заведения, нарушающие положения закона. Также проблемными точками являются несоблюдение запрета на курение ночными клубами и курение в электричках. Кроме того, необходимо обратить внимание на кальяны – пока ими вообще никто не занимался. Именно в этих направлениях будем работать.