О ходе выполнения федеральной целевой программы "Жилище" - основного инструмента реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России
Интернет-конференция
руководителя Федерального агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
Круглика Сергея Ивановича
16 октября 2007 г. в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Круглика Сергея Ивановича.
Тема конференции: "О ходе выполнения федеральной целевой программы "Жилище" - основного инструмента реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (Директор по внешним связям компании "Гарант").
Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя Круглика Сергея Ивановича - руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Тема конференции: "О ходе выполнения федеральной целевой программы "Жилище" - основного инструмента реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России ".
Доступное и комфортное жилье для всех, без исключения, граждан России. Возможно ли такое в реальности? Вероятно, многим, а особенно старшему поколению, это может показаться чудесной сказкой. По 20, 30 лет стояли они в бесконечных очередях, чтобы улучшить свои жилищные условия. Улучшали, конечно, но подавляющее большинство населения переезжало в малогабаритные квартиры в одноликих пятиэтажках. Но и это по тем временам было счастьем. Безусловно, сегодня мы значительно продвинулись вперед. Давно уже нет ушедших в историю бараков, сносятся целыми микрорайонами обветшалые пятиэтажки, а их обитатели переезжают в красивые дома с просторными и светлыми квартирами.
Однако говорить о том, что все замечательно и все проблемы решены - значит пойти против совести. К сожалению, и по сей день жилищная проблема носит острейший характер: 2/3 россиян не удовлетворены жилищными условиями, каждая четвертая семья проживает в плохих или очень плохих жилищных условиях. В очереди на получение квартир стоят около 4,5 млн. семей. По-прежнему 15-20 лет составляет время ожидания в очереди. По отношению к 1,2 млн. семей государство имеет установленные законодательством обязательства по обеспечению жильем. Общая потребность населения России в жилье составляет более 1,5 млрд. кв. м, и чтобы ее решить потребуется увеличить жилищный фонд почти на 50%.
Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Жилище", которая является базовым механизмом реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Программа направлена на стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке. Поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывает уже в течение ближайших пяти лет переломить ситуацию. Национальный проект предусматривает совершенствование жилищного законодательства, жилищного строительства, городского развития, малоэтажного домостроения, социальной жилищной политики и инфрастуктуры, промышленности строительных материалов, ипотечного жилищного кредитования и др.
В ходе интернет - конференции планируется обсудить основные направления государственной жилищной политики, актуальные проблемы законодательного обеспечения данной области, вопросы ипотечного жилищного кредитования, а также программы и мероприятия, которые планируется осуществлять в этом направлении. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе конференции ответит руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Круглик Сергей Иванович.
Ведущий: Вопрос пришел из г. Серпухова от Косолаповой Ирины. Уважаемый Сергей Иванович! Расскажите о состоянии строительной отрасли, в том числе о промышленности строительных материалов. |
Круглик С.И.: Строительная отрасль – это порядка 5 млн. трудящихся, это не только сами строители, строительные организации, это – производители строительных материалов, это - наука, это – проектные отделы, это архитекторы, и плеяда многих других специальностей и специалистов, которые, в общем-то, формируют весь аспект, который связан с формированием той среды, в которой мы проживаем. Если говорить о состоянии, вся ситуация оздоровилась, падение максимальное было на уровне в промежутке 1999-2001. Это касается как строительных материалов так и самого строительства. В то время мы, если говорить о стройке жилья, вводили порядка 33 млн. кв. м жилья. Сегодня уже за прошлый год это было 56 млн. кв. м. Мы, на период 1998 года, практически не производили или производили на уровне 7-8 процентов стройматериалов, которые соответствуют по качеству европейским стройматериалам. Сегодня мы практически удвоили объемы жилищного строительства, сегодня практически во всех регионах выпускаются строительные материалы. Правда, нужно сказать, что на Урале сконцентрирована большая часть и выпускается, практически все. Не хватает. Строительный комплекс набрал такой большой темп, что ведь наряду с жилищным строительством у нас и гидротехническое строительство возобновилось, и возобновились многие другие вещи. Сегодня не хватает цемента. Вы видите значительный рост цены цемента на рынке, те механизмы регуляции, которые может применить государство, оно применяет. Достаточно быстрыми темпами растет сталь опять-таки, та сталь, которая используется в строительстве. И тем не менее, эти все производства не развиваются. Так в прошлом году было два современных стекольных завода введено в России. Т.е. она развивается по своим законам, она достаточно динамичная отрасль. Если сравнивать по темпам роста в текущем году стройки – это где-то порядка за полгода 35 процентов, то аналогичные отрасли практически нет. Если говорить о производстве стройматериалов – это средний уровень роста по сравнению к половине предыдущего года – это где-то 18-20 процентов. Это тоже такие темпы, которые превосходят темпы других отраслей экономики России. |
Ведущий: Первые вопросы именно про ситуацию в России, в связи со строительством. Следующий вопрос из Мурманска. Расскажите о стратегических целях, ориентирах, задачах жилищной политики и о развитии жилищного строительства в РФ и по регионам в отдельности? |
Круглик С.И.: Стратегию можно обосновать в двух словах. Это тем измененным законодательством, которое было проведено в 2004 г. для того, чтобы существовали механизмы, позволяющие человеку реализовывать право на жилище, с одной стороны. С другой стороны, выработка государственной поддержки определенных слоев, те, которые не могут приобретать на рынке либо с помощью ипотечных кредитов. И следующий пласт населения малоимущих, которым государство должно предоставлять жилье бесплатно по срочному договору социального найма. Это цели политики, рассчитанные на доходы населения, на те группы, которые, еще раз повторюсь, сами могут купить либо взять кредит, это одна категория, с небольшими поддержками это другая. И та категория, которая не может ни так, ни так принимать участие на рынке, должно обеспечить государство. Нужно понимать, что эти цели не могут быть достигнуты за два года, поскольку, я вам напомню, совершенно недавно еще 10 миллионов семей стояло в очереди с этим же сроком. И все те программы, которые принимались государством, для того чтобы решить проблемы за счет государства, реализованы не были. Поэтому вот суть сегодняшней политики, создать условия для реализации прав людей на жилище. Что касается стройки. Я уже сказал о темпах роста. О физических величинах, я думаю, что в этом году это будет уже близко к 60 миллионам квадратных метров. По тем темпам, которые сохраняются сегодня максимальный ввод жилья, безусловно, происходит в 11 регионах, к которым относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская область, т. е. одни из самых развитых регионов. И постепенно начинает по темпам роста доминировать сибирские регионы, что очень радует. Причем достаточно серьезно уже начинает доминировать не только областной центр сибирских городов, но и другие более небольшие муниципальные образования. Вот так сегодня существует строительный рынок. |
Ведущий: Следующий вопрос от Василия Павловича из Москвы. Добрый день, Сергей Иванович, что у нас будет происходить с ценами на жилищном рынке? Пока во многих регионах после бурного прошлогоднего роста они стоят. |
Круглик С.И.:
Вы должны понимать, что рынок жилья – это составная часть общего рынка. И все, что происходит с кредитно-финансовыми механизмами на рынке, с влиянием внешних финансовых рынков на наш рынок – все это сказывается тем или иным образом на нашем рынке жилья. Значит, когда мы делали прогноз в начале текущего года каким образом будет складываться цена, темпы роста жилья этого года и т.д., мы рисовали синусоиду, потому что если брать последние годы, можно даже по десятилетиям, рынок, не идет по одной кривой, я имею в виду ценообразование. Обязательно есть пики, обязательно есть спады. Но если взять всю эту кривую, разложить на одну дощечку, все-таки постепенный рост вверх наблюдается всегда, поскольку есть такие понятия, как инфляция и многие другие вещи, которые не позволяют идти к снижению. Кроме того, мы понимаем, что даже при сегодняшней стабильной цене во многих регионах РФ достаточно серьезно растет стоимость цемента, стоимость металла, подрастает заработная плата. Т.е. многие факторы, которые влияют на себестоимость продукции – с одной стороны, а с другой стороны- темпы роста ипотечного кредитования, они сдерживаются. Если они у нас сначала начинали в 6 раз галопировать, потом в 4, сегодня, где-то планировали на год 250 миллиардов ипотечных кредитов население возьмет, за первое полугодие было взято порядка 203 миллиардов. Т.е. мы уже ожидаем где-то двукратный рост. Темпы роста ипотечного кредитования – это все спрос снижает. Безусловно, это связано с несколькими факторами. Во-первых: достаточно серьезно увеличился процент ввода жилья. В прошлом году основная масса жилья была сдана в декабре, в этом году у нас во втором квартале темпы роста были связаны с тем, что ритмично идет сдача жилья. Поэтому таким образом складывается сейчас ситуация на рынке. И в общем-то, если сейчас цена жилья стоит, то это не говорит о том, что завтра конъюнктура не поменяется. |
Ведущий: Особенность нашей страны в том, что у нас каждый год наступает зима. Наступает она длинная, холодная. И каждый раз для нас это большая проблема: подготовка к отопительному сезону. В связи с этим вопрос из Химок от Елены Геннадьевны. Расскажите, пожалуйста, что уже сделано и что еще предстоит сделать, чтобы мы были готовы к зиме в этот раз. |
Круглик С.И.: Однозначно на этот вопрос не ответить. Я могу по годам сказать, что в этом году мы готовы лучше, чем в прошлом году. В прошлом мы готовы были лучше, чем в позапрошлом – вот так по годам. Поскольку был период, 1994, допустим, год, когда все муниципалитеты начинали принимать от ведомств жилье, начинали принимать объекты социальной инфраструктуры: котельные, системы водоснабжения и канализации, после этого я вам не случайно напомнил 1994 год. Было безденежье, когда существовала эта система, накапливала долги и являлась тем самым социальным фактором для остальной экономики. Потом сразу эту ситуацию надо было оздоровить, чтобы она бегом вбежала в зиму и радовалась приходу плательщиков в зимний период, наверное, все не так быстро все это произойдет, поскольку даже процесс передачи жилья во многих муниципальных образованиях, он еще не закончился. Поскольку достаточно много еще поселений, где мэры делают вид, что они не замечают стоящего дома уже ликвидировавшегося акционерного общества, либо государственного предприятия, это практически есть в каждом городе, в каждом поселении. И если говорить в среднем по больницам, то температура нормализуется. Например, если говорить для конкретного дома, который так и не замечает никто, то в нем может быть всякая ситуация. И поэтому, что нужно сделать? Первое: нужно все-таки до логического конца довести все те преобразования, которые были прописаны и утверждены в Указе Президента в Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Второе: серьезным было стимулом – это работа в следующем году корпорации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, где пройдет не самый сложный сегмент – где на жилище выделено 240 миллиардов рублей, которые должны поспособствовать, с одной стороны отселению из ветхого жилья, с другой стороны – ремонт и модернизация жилищного фонда. Причем, нужно подходить, спрашивать: что нужно сделать? Не просто покрасить фасад, а сделать, чтобы снизить теплопроводность наших стен, чтобы действительно они были непроницаемыми, итак мы отапливаем улицы. Потому что мы совершенно недавно на Правительстве Москвы обсуждали эту тему, и Юрий Михайлович привел пример, когда японцы просто совершенно недавно заявляли, что потери на наших домах превышают японские в 18 раз. Куда это годится? И какая экономика может выдержать? А экономика – это ведь наши с вами карманы. Поэтому сделать придется очень много. Если сейчас сделан организационный вопрос, теперь нужно на каждом доме, на каждой котельной не просто счетчики ставить, а прежде всего предотвратить вот те утечки, те затраты тепла лишние, которые утекают в воздух, а потом уже будем считать, сколько это стоит. |
Ведущий: Кстати как раз про оплату жилищно-коммунальных услуг. Вопрос из Святогорска от господина Богданова. Многие из нас получают предупреждения, что в случае неоплаты коммунальных услуг будет отключена горячая вода, снабжение и так далее. Вопрос, действительно ли это законно? Могут ли отключить горячую воду? Если да, то в какой форме должны поступать предупреждения? Какова процедура? |
Круглик С.И.: Да, могут. Но для этого и это по закону, для этого за месяц должны предупредить, и после этого может последовать отключение. Наверное, не такое, как недавно показывали по телевизору. Как в Чегдомыне входит мэр, входят сварщики, срезают радиаторы за то, что люди не платят, наверное, это уже совсем крайние меры. Мне кажется проще выселить за долги человека из квартиры, это более гуманно, переселить его в меньшее помещение, где он в состоянии содержать, чем просто обрезать. Тем паче в многоквартирном доме, отрезая одного, мы ухудшаем условия другого. Здесь в крайности впадать не надо. Но нужно понимать, что если мы являемся злостными неплательщиками, значит, мы должны нести за это ответственность, вплоть до лишения жилья, не только отключения услуг. |
Ведущий: Следующий блок вопросов касается как раз Федеральной целевой программы «Жилище», и первый из них от Самохиной Анны из Санкт-Петербурга. Расскажите, пожалуйста, о реализации Федеральной целевой программы «Жилище». Совпадают ли ожидаемые прогнозы и факты? Скажите, пожалуйста, какие проблемы тормозят процесс? |
Круглик С.И.:
Не совпадают прогнозы и факты, поскольку… Мы, наверное, опять забежали несколько вперед, поскольку мы прописывали в программе не прямое бюджетное финансирование на конкретные цели, к чему всегда все привыкли. А мы прописывали те побуждающие мотивы, которые должны были в общем-то провоцировать местные органы власти, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты на реализацию тех полномочий, которые в силу закона определены за ними. В частности, допустим, мы прописали такой институт, как институт гарантий, институт субсидирования процентных ставок, компенсация, которые используются при заимствовании на подготовку инженерной инфраструктуры, практически чисто муниципальная задача. Не находит реализации ни та, ни другая тема: ни гарантии не востребованы, ни процентные ставки. Вторая тема – это молодая семья. Что это такое? Она нуждается прежде всего в первоначальном взносе, все остальное должно складываться уже из тех обязательств перед обществом, перед кредитными механизмами, которые семья должна восполнять по истечении 20-25 лет. Первый год была реализована нормально компания. Второй год уже не нормально, полтора миллиарда рублей не использовано. Почему? Потому что у субъектов осталась заинтересованность не в реализации своих полномочий перед молодыми семьями, а в достижении большего количества бюджетных денег. А я хочу сказать, что мы специально закладывали, допустим, от 30% до10% наших, а остальные деньги из тех бюджетов, в обязанности которых входит решение этой задачи. И как раз программа у нас нацелена на то, чтобы обеспечивать молодые семьи, способные вернуть кредит. То есть, с одной стороны развивать системы ипотечного кредитования, с другой стороны создавать мотивации к труду у молодежи- это достаточно интересная тема. Тем не менее сегодня благодаря этой подпрограмме более 25 регионов только лишь за прошлый и текущий год сформировали у себя ипотечные программы, которых вообще не было в регионах. Хотя на самом деле эффект весь в другом: мы по нудили регион заняться созданием той экономической системы, которая позволит населению реализовывать свое право на жилище. |
Ведущий: Следующий вопрос пришел к нам из Волгограда. Объясните, пожалуйста, как работает Программа предоставления жилья ветеранам и инвалидам? В Федеральной программе есть отдельная строка, выделены определенные деньги, но у нас в городе очередь совсем не движется. |
Круглик С.И.: На самом деле, что касается этой программы. Эта программа реализуется в форме субвенций. Это что такое? В начале года каждому субъекту РФ в зависимости от пропорционального отличия в том или ином субъекте количества семей ветеранов и инвалидов перечисляются деньги из расчета 18 квадратных метров на одного человека. Все остальные задачи, связанные с обеспечением жильем проживающих с ним должны решать местные органы власти. Т.е. они к нашим деньгам должны добавлять свои полномочия, либо делать обмен, либо делать каким-то другим путем. В каждых регионах делается по-разному, примеров предостаточно, когда идет реализация. Здесь просто не желание вероятнее всего местных властей разобраться с этой ситуацией. |
Ведущий: В настоящий момент существуют определенные гарантии и льготы при приобретении жилья в собственность государственными служащими. Будет ли в новом проекте и не забудут ли в очередной раз служащих, не имеющих статуса государственных, но состоящих в штате государственных и муниципальных учреждений? |
Круглик С.И.: На эту тему я не могу вам сказать. Дело в том, что даже для федеральных государственных служащих ни в прошлом году не было порядка предоставления жилья, и в этом году тоже пока нет. |
Ведущий: После того, как новый Жилищный кодекс обязал собственников жилья нести все расходы по его содержанию вплоть до проведения капремонта жильцы старых и новых домов оказались явно в неравном положении. Что делается для устранения этой несправедливости? |
Круглик С.И.: На самом деле, вот мы тут начинали с чего? С чего состоит жилищная политика. Я хочу сказать, что она состоит из многих несправедливостей, не только из этой. На самом деле, проблема в другом. Нужно научиться, что у нас нет. Собственникам ремонтировать свои дома. Если мы говорим, что это плата за капитальный ремонт, мы будем где-то ее аккумулировать, то ее просто съест инфляция. На сегодня один из самых сложных механизмов для собственников, а соответственно и для муниципалитетов, поскольку они являются такими же собственниками – это выработать механизмы заимствования на капитальный ремонт жилых зданий с последующим возвратом. То есть не для того, чтобы их терять в инфляции, а для того, чтобы наоборот, чтобы наперед привлекать деньги, экономить ресурсы, экономить те потери, которые сегодня существуют на жилых домах и возвращать за счет этой экономии уже через сэкономленное тепло, горячую воду, холодную воду. Вот те заимствования, которые они должны делать в кредитном секторе. |
Ведущий: Вопрос из Хабаровска, снова на тему Жилищного кодекса. Новый жилищный кодекс действует уже два года. Напомним, именно этот закон кардинально поменял жилищные права и обязанности граждан. Кого конкретно и по каким критериям отнести к малоимущим Жилищный кодекс прямо не сказал. |
Круглик С.И.: Нет, в Жилищном кодексе прямо прописано: если вы говорите о платежах, то это относится к тем, кто нуждается в услугах - те, у кого расходы семьи, исходя из квадратных метров превышают 22% в доходах семьи. Следующий момент уже идет на компенсацию – что касается оплаты жилья и коммунальных услуг. Что касается для предоставления жилья бесплатно, то о чем я говорил: малоимущим предоставляется бесплатное жилье – это на уровне субъекта РФ должен быть принят закон, который определяет ту категорию людей, у которых не хватает денег, поскольку в каждом регионе цена жилья у нас разная. Не хватает денег выйти напрямую на рынок покупок, не хватает денег использовать ипотечную систему кредитования, либо другую систему, и он может быть только лишь обеспечен за счет муниципалитета. То есть это специальные формулы, в которых учитываются все доходы гражданина в зависимости от стоимости жилья в конкретном населенном пункте. Если та категория, которая не попадает ни в ипотеку, ни в приобретение напрямую на рынке, то относится к категории малоимущих. Это может быть в таких богатых регионах, как Москва достаточно высокообеспеченная категория людей с точки зрения доходов, но на эти доходы в этом регионе жилья купить или поучаствовать в ипотеке невозможно и эта категория относится к малоимущим. Проект такого нормативного акта субъекта РФ был вывешен у нас на сайте начиная с января 2005 года. И те, кто хотел использовать эту ситуацию в субъектах, они это все использовали. |
Ведущий: Практические вопросы. Один из них из Калининграда от Натальи Ковалевской. Я и мой муж военнослужащие. Муж стоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Мне же отказывают в постановке на учет, мотивируя тем, что муж уже стоит в очереди на получение жилья с учетом его в составе семьи, в том числе и меня. Ответьте, пожалуйста, правомерен ли мне отказ, если да, то на каком основании. |
Круглик С.И.: Неправомерен. Муж не имеет права в двух местах стоять в очереди на жилье, а она имеет право стать еще. |
Ведущий: Вопрос из Волгограда от Сергея Гоманко. Я офицер запаса, служил на Черноморском флоте в Севастополе. Я гражданин России, жена с дочерью – граждане Украины. После увольнения встал на учет нуждающихся в получении жилья в городе Волгограде. Мне отказывают в выдаче ГЖС, мотивируя тем, что мы не проживаем совместно, так как зарегистрированы в разных местах: я в Волгограде, жена с дочкой – временно в Севастополе. Правомерен ли данный отказ? |
Круглик С.И.: Здесь нужно разбираться в судебном порядке: кто входит в состав, где граждане России, где граждане Украины, поскольку это распространяется на граждан России. |
Ведущий: Вопрос из Липецка от Светланы Васильевны. Как осуществляется предоставление жилищных субсидий северянам, выехавшим в 1998 году и имеющим стаж 13 лет ранее на очередь не ставили по недостаточности стажа 15 лет, хотя когда я заезжала, действовал закон о 10-летнем стаже. Сейчас ссылка, что очереди не существует. Имею ли я право на получение жилищной субсидии или сертификата в настоящее время. |
Круглик С.И.: Если очереди не существует, то все права пропали, потому что если люди были когда-то поставлены на очередь, то как бы не менялось законодательство, люди остаются. Поэтому здесь проблема в другом, здесь у них не было стажа того, который бы позволял встать на очередь. Я думаю, что проблема в этом. |
Ведущий: Вопрос из Московской области от Александра Зайцева. Я – майор запаса, стою в списках на получение жилья в Пушкинском районе по программе «15 плюс 15». Скажите, пожалуйста, когда все-таки ожидать вселение? |
Круглик С.И.: Пушкинский район Московской области? Ведущий: Да. Круглик С.И.: 2 дома будут сданы в декабре, я думаю, реальное заселение будет в январе месяце. |
Ведущий: Вопрос из Иркутска от Павла Михайловича Булыгина. Меня интересует следующий вопрос: какие проблемы законодательного характера требуют оперативного решения на данном этапе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье». |
Круглик С.И.:
На самом деле, это состояние такое перманентное. Если мы говорим о том, что мы сделали ключевых 24, потом 27, а из них 2 – это Градостроительный кодекс и Жилищный кодекс, закона, которые изменили вообще правоотношения в этом секторе, то теперь сегодня стоит другая череда законодательства. Это связано с техническим регулированием этой сферы, то есть выработки технических регламентов, системы строительного надзора, эксплуатации и многих, многих других уже связанных со строительной частью, но тем не менее увязанных опять-таки с национальным проектом, поскольку у нас сегодня нет технических регламентов по высотным зданиям и многих других. Сегодня вырастают не только ведь гостиницы , а вы посмотрите, сейчас в Москве строится по техническим нормам Москвы, допустим, башня Федерации, где будет и офис, и жилье и все. Мир совершенно меняется. И на сегодняшний день даже для такого типа жилья нужно тоже вырабатывать своего рода законодательство, которое бы регулировало, обеспечивало бы безопасность, как строительства, так и проживания в нем. Поэтому вот этот блок есть. Таких вот горящих, которые почему-то мешали законов нету, что вот без них жить нельзя. Уже сегодня в основном этот процесс урегулирован, а совершенствование, я еще раз говорю, это состояние такое перманентное. С НИПР нужно – это нормативная база порядка 700 старых сейчас перебрать, из них отобрать 140-150, которые будут действовать и многие другие вещи, которые нужно решать постоянно. |
Ведущий: Блок вопросов касается ипотечного кредитования. Вопрос от Минаева Александра Александровича из Рязани. Возможно ли в ближайшее время на федеральном уровне снижение процентной ставки по ипотечному кредитованию или это проблема будет решаться за счет субъектов и по их усмотрению. К примеру, сейчас в Тамбовской области действует Программа, по которой областной бюджет компенсирует часть затрат на погашение ипотечного кредита. |
Круглик С.И.: Если в целом банковском секторе я не думаю, что в этом году произойдет снижение процентной ставки. Безусловно, во многих субъектах РФ такие программы действуют, но нужно понимать, что с экономической точки зрения – очень рисковые программы для бюджета, поскольку в расчете на годы их просчитать крайне сложно. И они могут приводить к самым разным последствиям для бюджетной системы. Поэтому здесь лучше все-таки, как мы пошли, допустим, погашение первоначального вноса, который делается одновременно в рамках бюджетного года, а процентная ставка, если мы достигнем тех показателей, которые прописаны как в Программе «Жилище» 10,5% - это будет очень хорошее снижение. |
Ведущий: Еще один практический вопрос из Москвы. Распространяется ли ипотека для военнослужащих на служащих по контракту? Звание старший лейтенант. Где найти и куда обратиться за информацией? |
Круглик С.И.: Я на этот вопрос не смогу ответить относится ли на контрактников. На самом деле уже идет третий год, как эта система начала работать и по тем расчетам, когда начиналась ипотека для военнослужащих, то со следующего года у них должно было быть достаточно денег для погашения первого взноса и приобретения жилья. Именно контрактников, наверное, Министерство обороны отреагирует. Мы можем назвать адрес и дать ответ. С 2007 года ипотека для военнослужащих по контракту распространяется и на них. |
Ведущий: Еще два вопроса по Программе «Молодая семья». Первый из них из Лыткарино от Литиной Надежды. Здравствуйте. Мне тридцать лет, сейчас моя семья состоит из меня и моей дочери, своего жилья у нас нет. Ответьте, пожалуйста, каким образом, я могу реализовать свое право на участие в программе «Молодая семья» и получением государственной субсидии на покупку жилья. |
Круглик С.И.: Вы перешагнули рубеж от 30-летнего возраста, значит вы уже не являетесь молодой семьей. Вот и все. |
Ведущий: Вопрос из Архангельска от Людмилы Васильевны. Вопрос о молодых семьях. Субсидии облагаются подоходным налогом, при этом ипотечный кредит дает налоговую льготу. Получается, что государство поддерживает тех, кто может взять кредит, то есть состоятельные семьи, а с нас дерут «три шкуры». Правильно ли это? |
Круглик С.И.: Неправильно. Весь год мы совещались с разными ведомствами на этот счет. Со следующего года подоходный налог с этих субсидий высчитываться не будет. |
Ведущий: Спасибо большое за интересные ответы. Мы видим, что в зале присутствуют представители средств массовой информации. Сейчас у вас есть возможность задать свои вопросы Сергею Ивановичу. Газета «Строительный бизнес», Иванов Виктор Васильевич: Сергей Иванович, сейчас идут разговоры о представлении каких-то объектов жилищно-коммунальной сферы в концессии, в том числе иностранным компаниям. Скажите, пожалуйста, как будет обходиться вопрос о гарантиях для этих компаний, когда тарифы не будут совпадать и увеличение тарифов с реальной инфляцией, их нужно будет повышать, а есть закон, ограничивающий рост тарифов, кто же пойдет на такие концессии и как договариваться? |
Круглик С.И.: Как Вы думаете, если он не будет совпадать, значит не будет никаких концессий. Недавно, мы в Калининграде в пятницу рассматривали первый серьезный Концессионный договор на системы теплоснабжения города Калининграда. Он готовился тремя институтами, в том числе практиками и двумя институтами, и один из них институт зарубежный, французский, по-моему. Получился хороший договор Концессии. То, что Вы сказали по тарифной политике, там не только в этом проблема. Проблема еще в том, что, допустим, тепло, система принадлежит городу, а регуляцией занимается субъект- это накладывает риски большие. Это из области шлифования законодательства, о чем я говорил, что это постоянный процесс. Второе: те предельные уровни тарифов, которые сегодня устанавливаются законодательством, они прекращают с 2009 года свое право на жизнь. Значит, после этого можно говорить о каком-то концессе и о тарифной системе, которая могла бы позволять концессионеру прогнозировать свои вложения и систему возврата. Поэтому остается совсем за малым: дождаться 2009 года, но, если вы собрались делать концессию, поверьте, у вас уйдет не менее года на подготовку только лишь тендерной документации. Можно уже начинать. |
Ведущий: Пожалуйста, еще вопрос. «Вестник актуальных прогнозов», журнал «Родина»: Я хочу немножко отойти от конкретики и задать 2 небольших общих вопроса. На недавнем всемирном форуме городов в Ванкувере «Устойчивые города: воплощение идей в будущее» среди факторов условия устойчивости городской среды был отмечен, как обязательный – социальная интеграция, чтобы не возникало непонятно чего, вроде таких отстойников, как у нас в Капотне на данный момент. Вот эта проблема как-то продумывается при, когда намечаются какие-то строительные планы. И второй к этому примыкающий вопрос: На каком уровне, кем, и как гарантировано сохранение культурно-исторической среды городов, уж не говоря о точечной застройке, например, я сейчас был в командировке в Баку и видел во что можно превратить город, практически загубленный торчащими вот этими огурцами по всему пространству залива, где стоял старый город. Уж не говоря о том, что дома падают, и когда они падают, вот недавно случай, уже выселяют несколько соседей. Не грозит ли нам в будущем такая проблема? |
Круглик С.И.: Вы говорите о сегрегации жилья. Безусловно, не было такого, чтобы где-то было жилье для одной категории и микрорайон для другой категории. И на самом деле, если вы обратите внимание, даже сейчас при проектировании на самых крупных строительных площадках, как академический проект, там строится практически одинаковое жилье, только лишь с разной отделкой для того, чтобы не допустить колоссального расслоения проживания населения в этих новых городах, которые рассчитаны в общем-то на десять лет вперед. Т.е. эта норма учитывает, что касается архитектурного облика городов, безусловно, это все в руках субъекта РФ, муниципалитета. И там, где очень быстро ростут цены на землю, так сказать, люди чумеют от денег, вот там эти вещи происходят, потому что начинает продаваться все. И вот мы для этого специально делали экспериментальные проекты по комплексному освоению территории, потому что у нас много таких городов: и в Екатеринбурге, если вы видите, тоже сейчас такие же растут. Рядом с трехэтажным зданием вы можете увидеть 25-тиэтажное. Москва – не исключение, где пятидесятиэтажное зданий вы можете увидеть рядом с 2-этажным. Т.е. нарушается синхронизация страны, городской среды, но, Слава Богу, до Москвы, этот процесс уже дошел, переживут его практически все города. Потому что, к этому надо адаптироваться. Мы долгое время оставались без спроса на строительную продукцию, без понятия, что такое цена земли и многих других вещей, которые выстреливают, а осознаем это только теперь. Из зала: А на федеральном уровне? Круглик С.И.: Это не может регулироваться… Из зала: Даже в таких городах, которые составляют Золотой фонд России? Круглик С.И.: Таких городов нет в законе, как Золотой фонд. Тогда всю Россию нужно вносить в Золотой фонд. |
Леонид Доброхотов, «ЖКХ. Отраслевые ведомости»: Читаю: «программа направлена на стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке». Понятно, что спрос теоретически очень велик, но ведь мало кто может купить себе жилье. Вот что-то делается для стимулирования реального, практического спроса? Спасибо. |
Круглик С.И.: Я не буду вам вопросом отвечать: Что такое спрос? Я же вам говорил про ипотечное кредитование – в 6 раз выше ожидания и т.д. и т.п. Но у нас уже есть несколько регионов, где покупка жилья идет на уровне за счет ипотечных кредитов более 25%. И мы задумывались, а не повлияет ли тот ипотечный кризис в Америке и Европе на нашу ситуацию в этих городах. И их достаточно уже, не помню, где-то порядка 5-6 регионов уже точно есть. Поэтому, это и есть стимулирование спроса. Когда, допустим, мы с вами себе поставили задачу, что за счет ипотечного кредитования до 30% населения мы расширим диапазон к 2010 году. Сейчас мы рассматриваем еще одну ситуацию и находится уже проект закона в Думе о строительно-сберегательных кассах. Т.е. это уже для следующей категории подоходности, когда идет накопление денег, это опять переориентация банковской системы на очень специализированный сектор. И это опять направлено на спрос, потому что мы должны понимать, что как только заколебался спрос, сразу начинает колебаться предложение. И вот мы все возмущались ростом цен в прошлом году, но он как никогда простимулировал рост строительства в этом году. Понимаете? Эти вещи взаимосвязаны, поэтому она так и рассматривалась, программа. Я ответил на ваш вопрос? |
Вопрос из зала: Сколько должна составлять сумма долга, чтобы пришли коммунальщики и отрезали радиатор? |
Круглик С.И.: Значит, мы по сумме долга никогда не договоримся. В законе написано так, что если вы не платите 6 месяцев – те, кто поставляют уже вправе обратиться в суд и выселить вас, если вы живете в муниципальной квартире. Но что значит выселить? Никто не имеет права никого выселить на улицу. Эта норма существует с 1984 года в том Жилищном кодексе, где начинались слова с того, что Коммунистическая партия обещает каждому право на жилище и т.д. Поэтому здесь ничего не изменилось. Должны предоставить по нормам общежития не менее 6 метров на человека, т.е. соответствующими жилищным условиям. Это не обязательно паровое отопление и т.д. Это одна тема. Т.е. после 6 месяцев, не зависит от суммы долга. Механизмов много. Вы понимаете, вот мы не в ЖЭКе сидим. На самом деле, когда ЖЭК с населением работает. Список должников на двери повесь, и то, это уже срабатывает. Потому что если вы придете в любое домоуправление, или управляющую компанию, посмотрите, что там очень много должников, которые не платят годами. Далеко не малообеспеченных, которые просто забывают. А вот там, где люди не могут, нужно судиться, судиться с каждым человеком и думать: почему он не платит. Потому что, допустим, вы пришли к миллионеру и отрезали батарею, вы же этого не сделаете. Вы придете к старушке одинокой. А она просто по судьбе осталась в трехкомнатной квартире, может быть ей помочь поменять на однокомнатную квартиру? И у нее снимутся все проблемы. И она будет получать субсидию и жить. Эти все механизмы, они не новы, поменяли мы их в 1995 и в 1996 году сейчас просто, может быть, какие-то новые экономические требования у людей: пошел – отрезал. Но это только дороже. Мы раньше как-то не догадывались отрезать радиатор. Мы могли по просьбе человека отключить ему горячую воду, потому что она тоже дорого стоит, но отопление отключать в многоквартирном доме, мне кажется, это не правильно. |
Вопрос из зала: Почему за отопление нужно платить и летом? |
Круглик С.И.: А это зависит от того, каким образом формируется тариф. Либо, если он разложен по году. Т.е. вы понимаете в чем плохо, вот если платят только зимой. Зимой начался отопительный период, начали платить, тогда они должны аккумулировать эти деньги для того, чтобы летом заниматься ремонтом. Правильно? Но мы только что с вами проходили урок про инфляцию. Поэтому можно сделать тариф по кругу на весь год разложить все затраты на 12 месяцев и спокойно делать этот ремонт. Просто человек должен придти туда, где формируется эта цена и ему должны объяснить как это все складывается. Вот и все. В разных случаях по-разному. Это все в руках муниципалитета. |
Ведущий: Пожалуйста, последний вопрос. Вопрос из зала: Вчера прошло сообщение по поводу Челябинской области. Там некоторые люди получают жилье, получив кредит по 3,8 % годовых… Понятно, что процентную ставку оплачивает, судя по всему, их региональные власти. А существует ли здесь какая-нибудь законодательная гарантия? |
Круглик С.И.: Вы меня спрашиваете, или им завидуете? Конечно, нет. Никогда никакой законодательной гарантии по процентным ставкам конкретным людям не было и быть не может. Если в Челябинске есть такой закон, то там сменившаяся власть может придти и отменить этот закон. Поэтому… Жизнь же у нас такая штука, пусть люди радуются, раз в этом году по 3,8%. Что вы им завидуете? Пусть живут. Ну что я могу ответить? Приняли? Пусть люди радуются. Я всегда за то, чтобы людям было лучше. Спасибо. |
Ведущий: На этой оптимистичной ноте позвольте нашу интернет-конференцию объявить закрытой, поблагодарить от лица всех нас Сергея Ивановича, что он нашел возможность в своем плотном графике приехать к нам, ответить на вопросы. Спасибо всем участникам. Спасибо нашей Интернет-аудитории за интересные вопросы. |