Инвестиционная деятельность в Ивановской области: проблемы и перспективы развития
Интернет-конференция
Губернатора Ивановской области
Меня Михаила Александровича
10 октября 2008 года в 15 часов в компании "Гарант" началась интернет-конференция Губернатора Ивановской области Меня Михаила Александровича.
Тема конференции: "Инвестиционная деятельность в Ивановской области: проблемы и перспективы развития".
В конференции также принимают участие: президент компании "Гарант" Першеев Дмитрий Викторович, а также директор компании "Гарант-Инфо" Большаков Олег Витальевич.
Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович ( компания "Гарант").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Меня Михаила Александровича, Губернатора Ивановской области.
Тема сегодняшней конференции: "Инвестиционная деятельность в Ивановской области: проблемы и перспективы развития".
Образованная в 1928 году, Ивановская область в настоящее время входит в число наиболее динамично развивающихся регионов России и по основным показателям занимает одно из лидирующих мест в Центральном федеральном округе по развитию внешнеторговых связей с более чем 80 странами мира.
Значительный экономический рост области, наблюдающийся в последнее время, связан прежде всего с существенным увеличением инвестиций на территории региона.
Именно поэтому, одним из основных направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти Ивановской области на данном этапе является совершенствование нормативной правовой базы, способствующей созданию благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности социально-экономической сферы Ивановской области, формированию благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, способствующих экономическому росту и активизации жизнедеятельности населения области, его занятости и повышению жизненного уровня.
В Ивановской области действует сложившаяся система законодательного обеспечения инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность на территории региона регулируется следующими актами: законами Ивановской области N73-03 от 06.11.1998г. "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ивановской области", "О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области" от 26.04.2007г., постановлением законодательного собрания Ивановской области "О защите иностранных инвестиций на территории Ивановской области" и др.
В ходе интернет-конференции планируется осветить каковы основные направления инвестиционной политики на территории региона, проблемы взаимодействия различных ветвей власти при реализации инвестиционных проектов, о преимуществах и недостатках действующего законодательства в сфере инвестиций на территории Ивановской области, а также дальнейшие пути его развития и совершенствования, а так же обсудить другие актуальные проблемы, возникшие в ходе реализации инвестиционной политики. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Губернатор Ивановской области Мень Михаил Александрович.
К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущий: Первый вопрос пришел из Ивановской области от Марины Викторовны: Современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном, концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал. Какое место по своему инвестиционному потенциалу занимает Ивановская область по сравнению с другими субъектами РФ. И второй вопрос: какова Ваша оценка инвестиционного потенциала области? Задействован ли он в полную мощность или скрытые резервы еще есть? |
Мень М.А.: Спасибо за вопрос. Мы очень серьезное внимание уделяем инвестиционной привлекательности нашего региона. Дело в том, что последние десятилетия текстильная отрасль являлась базовой для нашего региона, и более 25% валового регионального продукта формировалось за счет текстильной отрасли. После того, как в 90-е годы легкая промышленность в целом в стране получила очень сильный удар, у нас был сильный спад и экономическая депрессия в регионе. Это достаточно негативно сказалось, в том числе, на имидже, на инвестиционной привлекательности региона. Поэтому за последние три года мы много делаем для того, чтобы исправить не только социально-экономическую ситуацию, инвестиционную привлекательность, но и в целом имидж Ивановской области для того, чтобы максимально привлекать как отечественных, так и зарубежных инвесторов в наш регион. Если говорить о различных оценках, которые проводят различные консалтинговые группы, информационные агентства , наша область на сегодняшний день находится выше середины турнирной таблицы и явно вышла из аутсайдеров и по темпам по роста у нас наблюдается достаточно позитивная тенденция. Это нас на сегодняшний день устраивает и вдохновляет на дальнейшую работу. Я хочу сказать, что по оценкам Минэкономразвития у нас даже выше показатели, нежели, чем по оценкам различных рейтинговых агентств, и здесь нужно смотреть на объективность и этих оценок. Что касается второй части вопроса – это оценка инвестиционного потенциала области, и задействован ли он уже на полную мощь. Безусловно, наш потенциал еще полностью не раскрыт. Это связано как с объективными, так и субъективными обстоятельствами. Первая объективная причина заключается в том, что все-таки инвесторы постепенно, выходя за пределы Московской кольцевой дороги и уже за пределы Московской области, все-таки максимально осваивают те регионы Центрального Федерального округа, которые напрямую, непосредственно прилегают к Московской области. Мы находимся как бы во втором кольце, и это является объективной причиной того, почему еще не на полную мощь включен инвестиционный потенциал нашего региона. Вторая объективная причина – это сложивший имидж депрессивного региона, имидж текстильного края, города невест – всего, чего угодно, но только не экономически и инвестиционно развитого региона. Но мне кажется, что здесь наметились очень положительные тенденции за последние годы. И мы активной работой немножко эту ситуацию изменили. У нас есть серьезный инвестиционный потенциал. Например, наличие энергомощностей, которые во регионах уже отсутствуют – это серьезный плюс, который мы используем. Вы знаете, что недавно мы подписали соглашение с компанией "Северсталь" о строительстве крупного электрометаллургического комбината на выпуск миллиона тонн проката в год. И, конечно, это было бы невозможно сделать без наличия свободных мощностей. У нас на сегодняшний день 510 мегаватт свободных мощностей, плюс к этому у нас идет активная работа по комсомольской ГРЭС – это парогенерирующая установка в городе Комсомольске Ивановской области – первая в России. И парогенерирующая установка, работающая на отечественной турбине, изготовленной на Рыбинском заводе Ярославской области. Было несколько попыток запустить эту турбину и, наконец, этим летом, мы вместе с руководством РАО ЕЭС, присутствовали при торжественном пуске первой очереди. В 2010 году будет функционировать и вторая очередь. У нас появятся еще свободные энергомощности, они, конечно, недешевы, как и везде по стране, но они есть. И это является нашим преимуществом. Также я хотел бы отметить кадровый потенциал. По такому показателю, как количество студентов на тысячу жителей, наша область занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. У нас очень много студентов, очень много талантливой молодежи, которая хотела бы найти рабочие места непосредственно рядом со своим домом. И наша задача – им максимально помогать. |
Ведущий: Давайте перейдем к следующему вопросу, который пришел из Москвы. В настоящее время активно обсуждается вопрос о создании в городе Плес особой экономической зоны туристко-рекреационного типа. Как Вы считаете, станет ли туризм доходной отраслью экономики Вашего региона и инвестиционно привлекательным проектом для российского и иностранного инвестора? |
Мень М.А.: Очень важный вопрос. Дело в том, что наш регион никогда не позиционировался как Поволжский регион. Это связано с тем, что столица Ивановской области - город Иваново, находится в 60 километрах от реки Волга, в отличие от Костромской области, Ярославской, Нижегородской областей, где областные центры непосредственно находятся на Волге. Поэтому мало кто знает, что у нас около одной трети границы территории – это река Волга . И у нас есть очень красивые места. Это и Кинешма - знаменитый город, где просто оживают персонажи Островского, и даже театр Островского есть прямо на берегу. И город Плес, о котором говорится в вопросе – это наша изюминка, это наша гордость, который нам удалось за последние несколько лет восстановить практически из руин. Это один из немногих городов в России, сохраненный в первозданном виде периода XVIII-XIX века, набережная которого, если убрать современные столбы освещения и поменять их на фонари, будет полностью соответствовать ее виду в то время. И на сегодняшний день мы добились того, что в городе достаточно развитая инфраструктура, сюда вкладываются средства областного бюджета.: хорошие отели, рестораны, кафе и замечательная набережная, проходят различные мероприятия и фестивали классической музыки в дачном театре имени Шаляпина и знаменитый уже фестиваль льняной моды "Плес на Волге", куда съезжаются представители регионов нашей страны, которые выпускают льняную продукцию, выращивают лен. И прямо у воды происходит показ льняных мод. Действительно, мы боролись за право стать особой экономической зоной туристко-рекреационного типа федерального уровня. Это нам дало очень серьезную школу подготовки заявок и документов в федеральное правительство. Но, к сожалению, мы не стали победителями. Связано это с тем, что город Плес – самый маленький город в РФ. В нем проживает всего 2800 жителей. И в Минэкономразвития посчитали, что такой маленький город , даже при всей его красоте и привлекательности, вряд ли сможет серьезно повлиять на туристические потоки России в целом. Хотя я с этим несколько не согласен, потому что у нас проходит огромное количество, до полумиллиона в год, туристов через город Плес, город Левитана. Здесь Левитан написал свое знаменитое полотно "Над вечным покоем" и многие другие произведения. Здесь была дача Шаляпина и много-много других достопримечательностей. Я думаю, что, в целом, туристический потенциал у Ивановской области очень значителен. И мы в эту сторону двигаемся достаточно активно. Мы сейчас разрабатываем трехлетнюю программу, включающую в себя дальнейшее развитие Плеса, Палеха, Холуя. Палех – это тоже наше знаменитое место, наш бренд в культуре. Холуй – это вторая родина лаковой миниатюры. Эти три муниципальных образования у нас включены основными, базовыми в программу развития туризма. Помимо них, есть село Дунилово с замечательными монастырями, которое может быть мини-Суздалью, село Лух, Южа и еще ряд муниципальных образований. |
Ведущий: Давайте перейдем к следующему вопросу. Василий Рогов из Москвы спрашивает: важной инвестиционной привлекательной основой экономики области является текстильная промышленность. Именно текстильная промышленность – один из самых возможных путей быстрого роста региона. В текстиль стали вкладывать большие деньги. До сих пор две третьих хлопчатобумажных тканей в РФ производится на Ивановских фабриках. Зачастую можно встретить выражение "ивановские ткани" - мировой бренд. Вопрос: планируется ли строительство новых фабрик и на каком этапе в настоящее время находится реализация инвестиционного проекта - создание текстильного кластера на территории Ивановской области? |
Мень М.А.: Очень важный вопрос. Как я уже говорил, текстильная отрасль действительно является экономическим брендом нашего региона. Мы, несмотря на то, что стараемся привлекать инвестиции во все отрасли промышленности, предоставляем этой отрасли определенный набор преференций, о которых я чуть позже скажу. Но самое главное – то, что сейчас замедлились темпы падения нашей дорогой текстильной отрасли. Говорить о том, что мы вышли из кризиса пока еще, к сожалению, рано. Только за последние два года открылись две новых фабрики, одна из них в Вичугском районе, построена с нуля, в Шуйском районе взяты за основу старые стены. Это хороший показатель того, что все-таки шанс сохранения текстильной отрасли у нас есть. Это первый момент. Второе – то, что есть внимание к отрасли на уровне Президента страны, премьер-министра, что воодушевляет наших текстильных производителей к тому, чтобы все-таки не бросать свою отрасль и стараться ее максимально развивать. Недавно состоялся президиум Госсоввета под председательством Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева, на котором рассматривался вопрос развития текстильной промышленности. Президентом было поручено изменение бюджета РФ, куда было предложено добавить изменение субсидирования процентной ставки для текстиля с 1,2 до двух третей. Это принципиальный момент. То есть текстильная компания, которая инвестирует средства в развитие своего производства две третьих процентной ставки субсидирует за счет государственных средств – это уже хороший рывок для развития. И это будет уже с 2009 года, как нам докладывают наши представители в Государственной Думе, в Совете Федерации. Также есть другие решения Президиума Госсовета, которые находятся в работе. Но в чем главная причина проблем отрасли? Очень сложно конкурировать с Турцией, с Китаем, с Пакистаном, с Индией по ряду объективных и субъективных причин. Во-первых, мы не можем себе позволить такие низкие заработные платы, которые есть в Китае или в Пакистане. У нас в текстильной отрасли они тоже невысоки, сейчас у нас средняя зарплата около 10 тысяч рублей. И показатель по заработной плате "просаживает" текстиль. Потому что, если брать город Иваново, в котором мало в настоящее время осталось текстильного производства, все в основном выведены за город, – 13 тысяч рублей, но за счет текстиля и ряда других вопросов, происходит "просаживание" этого показателя до 10 тысяч. Но и все равно по сравнению с Китаем и с другими странами – это высокая заработная плата на текстильных предприятиях. Но потом есть и элементарные вещи: они не отапливают свои помещения, например. Вот один простой ответ на ценообразование. И мы прекрасно понимаем, что выйти из сложившейся непростой ситуации можно только опираясь на какие-то новые, серьезные технологии. И сейчас по поручению Президента мы активно подбирали инвестора для инвестиционного проекта по созданию на территории нашей области предприятий по производству химического волокна. Это ни в коем случае, я хочу еще раз подчеркнуть для наших предпринимателей, что это разные вещи. Потому что у многих появилось сразу неправильное понимание того, что мы будем отходить от натуральных волокон и полностью переходить на химическое волокно. А это не так, потому что постельное белье мы с вами никогда из синтетики не сделаем, и даже если сделаем, никто не будет на нем спать. Поэтому здесь нужно просто параллельное развитие. Процесс этот достаточно сложный. На сегодняшний день нами подписано соглашение с Индонезийской компанией Индорама, одной из крупнейших компаний в мире по производству синтетического волокна, по строительству такого предприятия на территории области с общим объемом инвестирования 50 миллиардов рублей. Я очень надеюсь, что мировой финансовый кризис все-таки даст нам возможность реализовать этот проект, потому что здесь, конечно, очень многое будет зависеть от кредитования, от возможности получения исходного материала, из которого будет терифталевая кислота создаваться. У нас есть потенциальные договоренности с нефтяными регионами и с Татарстаном, и с Ханты-Мансийским автономным округом. Мы надеемся, что этот проект, не смотря на нестабильность на финансовых рынках, все-таки нам удастся реализовать. И тогда имея более технологичную базу, мы сможем серьезно расширить гамму выпускаемой продукции. Это уже могут быть и стройматериалы, и геотекстиль, и бытовой текстиль – все, что угодно. Таким образом, ни в коем случае не надо путать кластер экономический с особой экономической зоной, потому что иногда такое смешение терминов происходит. Потому что особая экономическая зона – это определенная, узкая, ограниченная территория, на которой есть свои преференции для работы группы предприятий. Кластер – более широкое понятие, когда на территории, притом не ограниченной километражем (как в особой экономической зоне – 20 квадратных километров) работают предприятия и образовательные учреждения, в том числе, которые делают всю цепочку: от обработки сырья непосредственно до выпуска уже конечного товара. По сути некое подобие кластера на сегодняшний день в Ивановской области существует. Но наша задача его упорядочить, привести в порядок, стабилизировать и хотя бы частично уйти от поставок сырья из-за рубежа. Для чего и прорабатывается вопрос по производству синтетического волокна. |
Ведущий: Следующий вопрос от Назарова Дениса. Советом по размещению инвестиций Ивановской области одобрен проект по созданию самого крупного на сегодняшний день в стране завода по производству биотоплива в городе Тейково Ивановской области, реализация которого обещает 500 рабочих мест для жителей с зарплатой не менее 15 тысяч рублей. Расскажите поподробнее об этом проекте, как Вы оцениваете его перспективность и свои силы по его реализации. Как планируется контролировать продовольственные цены, которые неминуемо повысятся после начала его работы? |
Мень М.А.: Я хочу сказать, что у нас в Ивановской области в большинстве муниципальных образований все-таки существует так называемая зона рискового земледелия. Например, в Посадском районе, где есть чернозем и можно развивать активно сельское хозяйство, но таких территорий очень мало, а рапс растет везде достаточно прилично. Поэтому мы с удовольствием выслушали те предложения, которые нам поступили от группы инвесторов по созданию такого биоэтанольного предприятия. Было несколько предложений. Одно из таких строительств находится в городе Тейков. Но, к сожалению, нужно говорить правду, финансовый кризис, который наступил сегодня, не дал возможность динамично развивать этот проект. Поэтому будем надеяться на позитивные изменения финансовой ситуации в мире и что все же нам удастся реализовать этот проект. Что касается контроля продовольственных цен, то это вопрос очень сложный. И государство в рынок вмешиваться напрямую, конечно, не должно. Например, когда около года назад был серьезный рост цен на продукты питания, мы собрали наших оптовиков, поговорили с ними и заключили некое соглашение о надбавках. В общем, все, что в рамках закона можно было сделать – мы сделали. На мой взгляд, здесь нужно больше опираться на рыночные механизмы, чем на административные. Рыночный механизм – один. Это - конкуренция, увеличение количества торговых сетей, которые в конкурентной борьбе будут не повышать цены для того, чтобы привлекать покупателя. Мы сейчас активно над этим работаем. |
Ведущий: Давайте перейдем к следующему блоку вопросов, касающихся законодательного обеспечения инвестиционной деятельности в Ивановской области. И первый вопрос от Шикунова Матвея из Москвы. В какой мере законодательство защищает права инвесторов? И какие шаги власти региона предприняли для правовой защиты инвесторов в последние годы? |
Мень М.А.: В предыдущем вопросе мы коснулись Совета по инвестициям и размещению производительных сил. Это очень важный орган, который мы создали буквально с первого дня работы новой команды в Ивановской области. Я считаю, что он является одним из главных средств борьбы с коррупцией. На мой взгляд, самое главное средство – это максимальная открытость принятия решений. Это одна из гарантий защищенности инвестиций. Также разрабатываем нормативно-правовые документы. Правительством недавно был принят закон Ивановской области о поддержке инвестиционной деятельности, и в этом законе есть отдельная статья, которая касается поддержки текстильной отрасли. Например, 17,5% - это налог на прибыль. Этот налог мы уменьшили, не смотря на то, что это для нас было непростое решение. Сейчас налог на прибыль текстильные предприятия платят в размере 13,5%. Я считаю, это серьезная поддержка. Затем поддерживаем финансированием процентные ставки и на местном уровне. Конечно, таких возможностей, как на федеральном уровне, мы не имеем, - в размерах 100 миллионов в год, не более. С учетом того, что нам за 3 года удалось в 2 с лишним раза увеличить доходную часть бюджета, а это очень серьезная цифра, если нам удастся такую динамику сохранить, то, может быть, в ближайшее время мы будем расширять финансовую поддержку, но опять же только на субсидирование процентной ставки. |
Ведущий: Вопрос от Антоновой Натальи Сергеевны из Москвы. Какие мероприятия организуются в целях повышения уровня информированности о действующих и планирующихся проектах и мероприятиях, а также законодательных изменениях в области осуществления инвестиционной политики в Ивановской области? |
Мень М.А.: Я уже говорил о том, что у нас есть коллегиальный орган, куда входят не только чиновники, но и представители регионального парламента, представители федеральных органов государственной власти, функционирующих на территории нашего региона. Сейчас мы будем расширять Совет по инвестициям и размещению производительных сил и приглашать туда представителей естественных монополий. И журналисты практически всех изданий присутствуют на заседании этого Совета. На этом заседании идет достаточно бурное, открытое обсуждение необходимости размещения тех или иных предприятий, производств на территории региона. Помимо этого, конечно, информируем о подписании соглашений, где представители компаний рассказывают о своем инвестиционном проекте, также проводится выставочно-ярмарочная деятельность, которую мы активизировали очень серьезно. Мы выезжаем на экономические форумы, являемся постоянными участниками и Санкт-Петербургского экономического форума, и Сочинского экономического форума, участники форума МИПИМ, коммерческой недвижимости в Каннах, и т.д. Сейчас будем принимать участие в разных региональных экономических форумах со своими выставками, инвестпроектами, макетами. А также рекомендуем руководителям муниципальных образований на выставочном стенде, который работает постоянно в выставочном зале "Тестильпрофи", расположенный в городе Иванове, выставлять открыто те площадки, которые они предлагают для застройки жильем. И я думаю, что такая деятельность дает свой результат. |
Ведущий: Спасибо большое. Давайте перейдем к следующему блоку вопросов, касающихся государственного бюджетного финансирования инвестиционной деятельности и предоставления налоговых льгот. И первый вопрос из Ивановской области от Валерии. Расскажите, пожалуйста, о роли государственного бюджетного финансирования инвестиционных проектов. Каким образом осуществляется отбор инвестиционных проектов - претендентов на государственную поддержку, и кем определяются конкретные формы государственной поддержки по каждому инвестиционному проекту? |
Мень М.А.: Вопрос очень широкий, потому что мы подразделяем государственную поддержку на две составляющих. Первая – это создание инфраструктуры, а вторая – это реальная финансовая поддержка, но в плане, как я уже и говорил: субсидирование процентных ставок финансирования. Поэтому я сначала скажу по инфраструктуре. Инфраструктура, это, конечно, дело и правительства региона, и парламента. Мы решаем вопросы по бюджету коллегиально, как гласит наша Конституция. Наш парламент, Ивановская областная дума принимает, в том числе, и в рамках бюджета все наши инвестиционные программы – это и дороги, это газификация, это все то, что власть должна делать для того, чтобы бизнесу было легче развиваться. Я отдельно хочу остановиться на Ивановском гражданском аэропорте "Южный", который 13 лет был в забвении, не работал, и мало кто верил в то, что он возродится. Когда три года назад я приехал в Ивановскую область, и начал этим вопросом заниматься, мне просто говорили, что я сумасшедший, что это совершенно мертвое бессмысленное дело, что лучше застроить этот аэропорт, были даже предложения проводить там авторалли. Но нам удалось за три года аэропорт восстановить, сделать полностью новую взлетно-посадочную полосу, поставить полностью все новое навигационное оборудование. И даже отремонтировать небольшую часть самого терминала, которой нам вполне хватает. Здесь, конечно, я хочу отдельно поблагодарить правительство Москвы, лично мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, который принял такое решение, непростое для себя, поддержать нас и вложить средства в малую авиацию в рамках программы правительства Москвы по малой авиации. По городам центрального федерального округа, мы - первые. Две недели назад у нас начали ежедневно летать самолеты. Я думаю, что в ближайшее время начнется массовая рекламная компания, и все узнают о том, что к нам можно прилететь в любой день. Это и есть основная из задач государства по созданию инфраструктуры для бизнеса. То есть сейчас любой бизнесмен, инвестор, которому интересно что-то делать, например, в Ивановской области, может с утра приехать во "Внуково", сесть на самолет и через 45 минут на комфортабельном, европейского уровня самолете прилететь в Иваново, отработать тут весь день и вечером улететь назад. Это важнейший прорыв в инвестиционной привлекательности нашего региона. Второе – то, как принимаются решения по субсидированию процентной ставки. Здесь я опять же буду очень краток, возвращаясь к нашему Совету по размещению производительных сил и инвестиций. Здесь все решения принимаются коллегиально, публично. И у нас даже есть определенная очередь. И люди ждут, если в этом году они не попали в нашу программу субсидирования процентной ставки, то дожидаются следующего года. Желающих гораздо больше. Пока у нас есть на то возможности. |
Ведущий: Спасибо большое, Михаил Александрович. Перейдем к следующему вопросу, поступившему от Пуховой Татьяны из Ивановской области. Согласно статье 12 Закона Ивановской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Ивановской области" от 26 апреля 2007 года налоговые льготы предоставляются определенной группе инвесторов, реализующей инвестиционные проекты на территории области. Однако, конкретный перечень налогоплательщиков в законе отсутствует. Поясните, пожалуйста, кто имеет право на получение налоговых льгот? |
Мень М.А.: У нас сейчас идет работа над разъяснениями данного закона. Я предлагаю Вам через 2 недели зайти на наш официальный сайт, где будут размещены подробные разъяснения данного закона, исчерпывающая информация. Ведущий: Спасибо! И в продолжение вопроса: появятся ли налоговые льготы для иностранных инвесторов? Да. У нас уже имеется такая практика. Вы знаете, что на территории Ивановской области 2,5 года назад открылось австрийское предприятие "Эгер", деревообрабатывающее предприятие, которое производит ДСП. И для инвесторов решением Областной Думы были изначально введены определенные льготы. И мы в этой практике будем, безусловно, двигаться дальше. Однако, я считаю, что необходим индивидуальный подход к каждому конкретному инвестиционному проекту. Ведущий: А теперь, если позволите, я хотел бы дать слово журналистам, присутствующим в зале. |
Вопрос из зала: Добрый день, Михаил Александрович! В настоящее время ведутся обсуждения относительно того, чтобы вернуть городу прежнее название: Иваново-Вознесенск. Скажите, пожалуйста, каково Ваше мнение по данному вопросу? |
Мень М.А.: Хотел бы отметить, что это не самая острая проблема, которая в настоящее время стоит перед нашим областным центром, однако, все же является темой, которую, необходимо обсуждать. Я думаю, что не власть должна быть инициатором подобных предложений. Если вы спросите мое личное мнение, то я отвечу, что мне импонирует старое русское название Иваново-Вознесенск по одной простой причине, что в русском языке все города бывают только мужского либо женского рода. А среднего рода, как правило - названия сел и поселков. Кроме того, я – человек православный, и считаю, что было некорректно в 1932 году изменить название города и убрать приставку Вознесенск, которая связана с праздником Вознесения. С другой стороны, я хорошо понимаю людей, которые родились, живут в городе Иванове, у которых именно со словом "Иваново" связано очень многое. Поэтому я считаю, что решению изменения названия города должно предшествовать очень серьезное обсуждение. Я очень благодарен депутатам Ивановской Городской Думы, их коллегам из Областной Думы, Общественной Палате за то, что они взяли на себя инициативу и начали активно обсуждать эту тему, дискутировать. Что касается финансирования, насколько мне известно, сейчас Ивановская Городская Дума совместно с мэрией ведут подсчеты этих затрат. Я думаю, что если общественное мнение начнет склоняться в сторону возвращения исторического названия, то необходимо будет создать фонд для сбора средств. И если данный фонд поможет бюджету решить проблемы, связанные с возвращением исторического названия, финансовые проблемы все равно будут возникать, потому что необходимо будет менять карты, вывески и многое другое. |
Ведущий: Михаил Александрович, позвольте Вам задать последний вопрос. Принимаются ли какие-либо меры по нивелированию последствий финансового кризиса на экономику региона? Как может отразиться кризис на инвестиционном потенциале Ивановской области? |
Мень М.А.: Я хочу сказать, что у нас пока нет никаких оснований говорить о том, что кризис серьезно затронул граждан Ивановской области, нет необходимости вмешиваться в этот процесс. И, надеюсь, такая необходимость не появится. Я полагаю, что кризис таким регионам, как наш, сыграет на руку, потому что многие застройщики и инвесторы, наконец-то подумают на тему инвестирования в небольшие регионы средней полосы России, увидев то, что именно такие регионы меньше всех пострадали от кризиса. И те бизнесмены, которые у нас работали, выйдут с наименьшими потерями из кризисной ситуации. Ведущий: Я хочу поблагодарить Михаила Александровича, что Вы нашли время приехать к нам на конференцию и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Спасибо за интересные, подробные ответы. |