Актуальные вопросы деятельности Федерального медико-биологического агентства: опыт, проблемы, перспективы
Интернет-конференция руководителя
Федерального медико-биологического агентства
Владимира Викторовича Уйба
24 сентября 2008 года в 12-00 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция с руководителем Федерального медико-биологического агентства Владимиром Викторовичем Уйба.
Тема конференции: "Актуальные вопросы деятельности Федерального медико-биологического агентства: опыт, проблемы, перспективы".
Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".
Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович (Компания "Гарант").
Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Владимира Викторовича Уйба - Руководителя Федерального медико-биологического агентства.
Уважаемый Владимир Викторович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.
Тема конференции: "Актуальные вопросы деятельности Федерального медико-биологического агентства: опыт, проблемы, перспективы".
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), будучи органом исполнительной власти, обеспечивает медико-санитарное обслуживание работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, оказывает медицинскую и медико-социальную помощь данной категории работников и населения соответствующих территорий, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. Агентство предоставляет услуги в области санаторно-курортного лечения, проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, донорству крови, трансплантации органов и тканей человека.
ФМБА России принимает участие в реализации крупных социальных проектов, прежде всего, приоритетного национального проекта <Здоровье>, долгосрочной программы улучшения демографической ситуации в стране. Для решения возложенных задач Федеральным медико-биологическим агентством был принят проект долгосрочной целевой программы <Создание федеральных высокотехнологичных центров медицинской радиологии (2009-2015 г.г.)>, так в 2011 году в Ульяновской области появится Центр ядерной медицины. Определены основные задачи агентства на среднесрочную перспективу (2008-2010 годы). В 2008 году ФМБА России была поручена реализация двух новых направлений национального проекта <Здоровье>: осуществление медико-социальной экспертизы во всех субъектах РФ (с передачей всех территориальных подразделений МСЭ) и развитие Службы крови в России.
В ходе интернет-конференции планируется подвести итоги работы Федерального медико-биологического агентства за первое полугодие 2008 года, определить приоритетные направления деятельности на среднесрочную перспективу, проанализировать уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, рассказать о новых подходах в организации медико-социальной экспертизы и создании Службы крови (развитии донорства). Почему проблемные направления поручены именно ФМБА России? Удастся ли агентству растиражировать свой положительный опыт в масштабе страны? Повернется ли медико-социальная экспертиза лицом к инвалидам? Как уговорить россиян стать донорами?
Кроме того, планируется дать правовую оценку нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы в указанной сфере, а также обсудить дальнейшие тенденции развития законодательства в данной области.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Викторович Уйба.
К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущий: В октябре месяце будет четыре года со дня образования ФМБА России. Владимир Викторович, что удалось сделать за прошедшее время? Какие проблемы стоят перед Агентством в ближней и дальней перспективе? |
Уйба В.В.: Судьба медико-санитарной службы ФМБА России (бывшего 3-его Главного управления Минздрава СССР), берущей начало в 1947 году, тесно переплетается с возникновением и развитием атомной энергетики и атомной промышленности в нашей стране. Вместе со всей страной мы пережили и тяжелые девяностые: финансирование здравоохранения уменьшалось, строительства практически не велось, медицинское оборудование не закупалось, научно-исследовательские институты поддерживались слабо. Перед преобразованным в октябре 2004 году Указом Президента Российской Федерации агентством встали непростые задачи: провести в сжатые сроки реформирование системы медико-санитарного обеспечения работников особо опасных производств, последовательно осуществить реконструкцию существующих и строительство новых зданий и сооружений, пересмотреть материально-техническое обеспечение, разработать и внедрить новые медицинские технологии в области оказания специализированной медицинской помощи. И мы с этими задачами справились. Очень важным было решить вопрос с медицинским обслуживанием населения так называемых закрытых городов. После того, как была принята необходимая законодательная поправка, учреждения ФМБА России стали обслуживать не только работников, занятых на особо опасном производстве, но все население соответствующих территорий. Сегодня Федеральное медико-биологическое агентство по решению руководства страны выполняет исключительно важную задачу по обеспечению качественной, медико-санитарной помощи работающим на предприятиях с особо опасными и экстремальными условиями труда. Главной стратегической задачей ФМБА России продолжает оставаться обеспечение медицинской составляющей безопасности производства и усиления роли государственного санитарно-эпидемиологического надзора предприятий с особо опасными условиями труда населения отдельных территорий, сохранение здоровья и профессионального долголетия прикрепленного контингента, достижение эффективного функционирования системы промышленного здравоохранения как неотъемлемой части государственной системы жизнеобеспечения отдельных территорий Российской Федерации. Успех в реализации основных полномочий стал основанием для передачи новых. Нам предстоит модернизация Службы крови страны и реализация новой концепции медико-социальных задач, подразумевающих не только проведение экспертизы, но и комплексное решение проблем людей с ограниченными возможностями здоровья (включая реабилитацию). |
Ведущий: Владимир Викторович, спасибо за столь подробный ответ. Позвольте задать Вам следующий вопрос. До реформы системы здравоохранения в сферу деятельности ФМБА России входили территории, на которых располагались предприятия с особо опасными и вредными условиями труда, закрытые административные территориальные образования, объекты по уничтожению химического оружия, комплекс космодрома Байконур. В настоящее же время функции Агентства распространяются на всю территорию Российской Федерации. Как Вы можете прокомментировать столь значительное расширение полномочий Вашего ведомства? С какими проблемами Вам уже довелось столкнуться, и какие задачи Вашим Агентством были решены? Кроме того, после упразднения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию ряд его функций, в том числе и функция медико-социальной экспертизы, станции по переливанию крови, некоторые клинические учреждения перешли в ведение ФМБА России. Скажите, пожалуйста, какие новые функции в настоящее время закреплены за ФМБА и как Вы оцениваете произошедшие изменения? |
Уйба В.В.: В связи с успешной реализацией возложенных на агентство задач по медико-санитарному обеспечению подведомственных территорий с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 года № 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" на ФМБА России возложены следующие функции: организация медико-социальной экспертизы; организация деятельности службы крови; функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов; функции по организации предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. В настоящее время в рамках исполнения указанных государственных функций подготовлен и реализуется план по совершенствованию нормативной базы, предусматривающий в том числе разграничение полномочий с Роспотребнадзором путем подготовки Регламента взаимодействия; разграничение полномочий с Росздравнадзором путем подготовки Регламента взаимодействия при осуществлении контроля и надзора в сфере донорства крови и ее компонентов, так как за Росздравнадзором закреплен лицензионный контроль и надзор. Без сомнения, мы столкнулись с определенными проблемами: это и нехватка доноров по всей стране, и неудовлетворительное материально-техническое оснащение как станций переливания крови, так и учреждений медико-социальной экспертизы, кадровый вопрос. Подобные проблемы мы решили в рамках агентства и намерены применить наш успешный опыт на территории всей страны. Передача полномочий по организации деятельности службы крови Федеральному медико-биологического агентству позволит создать вертикаль управления станциями переливания крови различного уровня подчинения (федерального, субъектов РФ, муниципальных) и различной ведомственной принадлежности на основе единой политики в сфере донорства крови, единого информационного пространства и единого методического обеспечения. Для повышения эффективности функционирования трехуровневой системы медико-социальной экспертизы, общей координации взаимодействия и оперативного решения практических вопросов создана единая служба медико-социальной экспертизы. Будет продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в части разработки и утверждения стандартов организации и проведения медико-социальной экспертизы, определены научные базы и расширены НИР по изучению распространенности инвалидности в зависимости от социально-экономических, демографических и других факторов, и мы обязательно внедрим механизмы действенного контроля за этой сферой деятельности. /P> |
Ведущий: Спасибо большое. Следующий вопрос. Как Вы оцениваете уровень доступности и качества медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на закрепленных за Федеральным медико-биологическим агентством территориях? |
Уйба В.В.: В системе ФМБА России работает около 60 тысяч человек, в том числе медицинский персонал составляет около 38 тыс. человек (12,5 тыс. - врачи, 25,5 тыс. - средний медицинский персонал). Коечный фонд составляет 20 402 койки, амбулаторно-поликлиническая сеть обеспечивает 40000 посещений в смену, высокотехнологичная медицинская помощь оказывается по 101 виду, бригад скорой медицинской помощи в 36 ЛПУ - 193, в том числе124 врачебных, 54 фельдшерских, 15 интенсивной терапии, дневные стационары 1111 коек. Если сравнивать показатели доступности медицинской помощи в ФМБА России и РФ в целом (на 10 тыс. населения, данные 2004 года), то обеспеченность врачами составит 44,6 и 39,4 соответственно, средним медперсоналом - 91,3 и 94,9. О качестве медицинской помощи можно судить по показателям общественного здоровья на отдельных территориях РФ в 2007 году. В связи с достаточной доступностью медицинской помощи для работников с особо опасными условиями труда и населения на отдельных территориях имеет место заболеваемость несколько выше(1697 на 10 тысяч населения), чем по РФ в целом (около 1200 на 10 тысяч). Это объясняется высокой выявляемостью патологии. В то же время, показатели общей смертности значительно ниже, чем по РФ (11,5 и 16,6 на 10 тысяч населения) - своевременно выявленные и пролеченные заболевания позволяют снизить смертность и инвалидность среди прикреплённого контингента. |
Ведущий: Большое спасибо. Владимир Викторович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях взаимодействия ФМБА России с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности международного сообщества? В каких наиболее актуальных международных проектах принимает участие российское государство на сегодняшний день? |
Уйба В.В.: ФМБА России является правопреемником 3 ГУ при Минздраве СССР, которое было создано для решения комплекса задач по медицинскому обеспечению создания ядерного щита страны. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений деятельности Агентства являются вопросы медико-санитарного обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации. Приведу несколько примеров о сотрудничестве в этой области. Так, ФМБА России участвует в реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки от 14 января 1994 года о сотрудничестве в области изучения радиационных воздействий с целью минимизации влияния последствий радиоактивного загрязнения на здоровье человека и окружающую среду, срок действия которого продлен распоряжением Правительства РФ от 17 января 2005 года. ФМБА России подготовлено для подписания аналогичное соглашение, связанное с медико-санитарными аспектами работ по утилизации атомных подводных лодок, с Правительством Норвегии. Что касается вопроса обеспечения химической безопасности, то ФМБА России участвует в выполнении работ по уничтожению химического оружия, координацию которых в мире обеспечивает международная Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). В частности, ФМБА России обеспечивает решение всех проблем, связанных с медицинским обеспечением охраны здоровья и безопасности международных инспекторов в ходе инспекций ОЗХО российских объектов в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. В области обеспечения биологической безопасности подведомственные ФМБА России научно-исследовательские организации биотехнологического профиля в рамках программы "Биологическая и индустриальная инициатива" - BII, финансируемой из средств бюджета США, выполняют целый ряд работ по проектам Международного научно-технического центра. Помимо этого, ФМБА России все достижения современной медицины в области обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности демонстрирует на международных выставках, проводимых, в том числе, по межправительственным соглашениям. |
Ведущий: Спасибо. Перейдем к следующему вопросу. Федеральное медико-биологическое агентство принимало активное участие в мероприятиях по оказанию помощи пострадавшим в ходе грузино-югоосетинского конфликта. Владимир Викторович, расскажите, пожалуйста, об участии Агентства в указанных мероприятиях. Какие задачи им были выполнены? |
Уйба В.В.: Федеральным медико-биологическим агентством выполнены все задачи, поставленные перед нами Оперативным штабом по ликвидации последствий вооруженного конфликта на территории Южной Осетии. С первого дня конфликта группа специалистов центрального аппарата и подведомственных учреждений (около 120 человек) под моим руководством вылетела на место происшествия для участия в решении вопросов оказания медицинской помощи пострадавшим. В Южную Осетию были отправлены необходимые медикаменты - около 50 тонн на сумму 24,5 млн рублей (в том числе ФМБА России доставило 16 тонн на сумму 8 млн рублей). Врачи работали в развернутых госпиталях МЧС и Центра медицины катастроф, оказывая стационарную и амбулаторную помощь пострадавшим, осуществляли отбор и транспортировку тяжело больных, которым помощь могла быть оказана в ведущих лечебных учреждениях Минздравсоцразвития, в том числе клинических больницах ФМБА России. В лечебно-профилактических учреждениях агентства комплексное лечение в полном объеме получили 38 пострадавших в конфликте (всего в столице проходили лечение 57 раненых). Все пострадавшие получили психологическую помощь, суггестивную терапию. Первые пролеченные были отправлены во Владикавказ уже 29 августа. На сегодняшний день в удовлетворительном состоянии отправлены к месту жительства 19 человек. Специалисты ФМБА России также приняли участие в оценке степени разрушения лечебных учреждений Южной Осетии и в организации восстановительных работ. |
Ведущий: Спасибо. Давайте перейдем к следующему блоку вопросов, касающихся законодательного регулирования деятельности ФМБА России. Расскажите, пожалуйста, о тенденциях совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы осуществления контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций с особо опасными условиями труда? Планируются ли какие-либо кардинально новые законодательные изменения в данном направлении? |
Уйба В.В.: Особенности организации деятельности ФМБА России обусловлена наличием на предприятиях технологий как производства, так и утилизации вооружений, а также актуальностью обеспечения безопасности персонала критически важных объектов страны в условиях возможных техногенных, природных и террористических угроз. Все перечисленное коренным образом отличает сферу государственной деятельности ФМБА России, исключая случаи дублирования с функциями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и возможность передачи указанных полномочий на другой уровень. В свою очередь размещение территориальных органов и их численность оптимизированы для исполнения государственных функций, позволяющих реализовать единую технологию, включающую медико-биологическую оценку воздействия на организм человека поражающих факторов (как боевых, так и производственных) образцов вооружений, контроль и надзор за обеспечением безопасных условий труда, а также специализированное медицинское обслуживание работников указанных предприятий. Если говорить об особенностях осуществления контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, то они определены Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №206, распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 года № 1156-р, приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2007 года № 809 "Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях". В части совершенствования законодательства в указанной сфере следует отметить, что ФМБА России подготовлены предложения по уточнению отдельных норм Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части функций федеральных органов исполнительной власти, так как в тексте федерального закона отсутствует терминологическое единство в употреблении понятий при упоминании органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Также требуется внесение изменений в Федеральный закон от 12.06.2008 года № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", так как это связано с исполнением ФМБА России государственных функций в рамках Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 года № 569. |
Ведущий: Большое спасибо. Маргарита Лазарева из Гатчины спрашивает, в подготовке и реализации каких крупных социальных проектов в настоящее время принимает участие ФМБА России? |
Уйба В.В.: В настоящее время Федеральное медико-биологическое агентство принимает участие в реализации национального проекта "Здоровье". В частности агентство осуществляет дополнительные выплаты медперсоналу, выдает родовые сертификаты. Показатели по программе "Вакцинопрофилактика", санитарно-эпидемиологическая обстановка на территориях, обслуживаемых ФМБА России, одни из лучших по стране в целом. В рамках реализации данного проекта жители отдельных территорий Российской Федерации обеспечены необходимыми объемами первичной, скорой и определенными видами высокотехнологичной медицинской помощи. Нужно отметить, что в результате реализации программы "Вакцинопрофилактика" в рамках Национального календаря профилактических прививок и национального проекта "Здоровье" (дополнительная диспансеризация) среди населения, обслуживаемого ФМБА России, в 2007 году произошло снижение инфекциями, управляемыми средствами специфической иммунопрофилактики (управляемые инфекции). Кроме того, ФМБА России принимает участие в создании Федерального медико-биологического центра, реорганизации службы медико-социальной экспертизы РФ, реорганизации и модернизации службы крови России, в развитии дистанционной консультативно-диагностической службы ФМБА России, программе улучшения оказания медицинской помощи при ДТП, программе развития перинатальных центров, программе развития радиологических центров, программе развития центров вспомогательных репродуктивных технологий и др. |
Ведущий: Большое спасибо. Владимир Викторович, расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях деятельности ФМБА в рамках реализации федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2005 - 2010 годы" и др. |
Уйба В.В.: Данной программой определены работы по медицинскому и санитарно-гигиеническому обеспечению мероприятий по утилизации и ликвидации снимаемых с вооружения ракетных комплексов стратегического назначения и ракетно-космических систем, утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного и технологического обслуживания и экологической реабилитации радиационно-опасных объектов. Медико-санитарные работы по заказу ФМБА России проводятся с 2006 года и представляют собой комплекс научных, практических и организационных мероприятий, направленных на решение перечисленных выше задач. |
Ведущий: Большое спасибо. Перейдем к следующему вопросу. Станислав Савчук из г. Калининграда спрашивает. Какие профилактические мероприятия проводит Федеральное медико-биологическое агентство, направленные на охрану здоровья работников предприятий с особо опасными и вредными условиями труда (Роспром, Росатом, Роскосмос и др.)? Какими нормативными правовыми актами регламентированы вопросы осуществления профилактики профессиональных заболеваний? |
Уйба В.В.: Проведение мероприятий, направленных на охрану здоровья работников предприятий с особо опасными условиями труда и профилактику развития у данной категории работников профессиональных заболеваний, является одним из основных направлений деятельности ФМБА России. Всем работником при поступлении на работу проводится медицинская комиссия, определяющая годность человека по состоянию здоровья к работе, связанной с особо опасными и вредными условиями труда. Ежегодно проводятся периодические медицинские осмотры с выдачей заключения о возможности работы по состоянию здоровья в условиях особо опасных и вредных производств. В штаты лечебно-профилактических учреждений ФМБА России введены должности врачей - профпатологов. В ЛПУ ФМБА России действует 7 центров профпатологии, с головным Центром при Федеральном медико-биологическом центре им А.И. Бурназяна ФМБА России. Кроме того, проводятся скрининг-исследования для раннего выявления различной патологии, и, в первую очередь, онкологических заболеваний. Цеховая служба проводит работу, направленную на активную диспансеризацию работников, своевременное лечение и назначение восстановительных и реабилитационных медицинских мероприятий. Цеховые врачи изучают профмаршруты работающих, выявляют факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье персонала и предпринимают меры по их минимизации. На всех участках предприятий действуют определённые правила, инструкции, в основу которых легли научные обоснования и разработки, которые обязательны для исполнения со стороны работников. Организация профилактической работы способствует тому, что на обслуживаемых ФМБА России предприятиях не растёт профзаболеваемость. |
Ведущий: Большое спасибо. И следующий вопрос от Ангелины Курдиной из г. Владимира. В 2007 году на территории Российской Федерации введены в действие Международные медико-санитарные правила, одобренные 58 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения. 15 мая 2008 года был издан Приказ Федерального медико-биологического агентства № 166 "О реализации Международных медико-санитарных правил" с целью совершенствования мероприятий по санитарной охране территорий и организаций, обслуживаемых ФМБА России. Как в настоящее время обеспечивается реализация данного Приказа и на сколько эффективно осуществляется деятельность ФМБА по проведению комплексных экстренных медико-санитарных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление причин, локализации и ликвидации очага особо опасной инфекционной болезни на обслуживаемых территориях и организациях? |
Уйба В.В.: Международные медико-санитарные правила 2005 года - это международный закон, который способствует сотрудничеству стран в снижении той опасности для жизни, здоровья и благополучия людей, которая связана с распространением болезней и другими рисками в международном масштабе. Основная цель этих правил - предупредить международное распространение болезней посредством профилактических и противоэпидемических мероприятий, не создавая при этом излишних препятствий для международных поездок, перевозок и торговли, а также уменьшения риска распространения болезней в международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах. В ММСП 2005 года устанавливается новый набор правил в поддержку имеющейся глобальной сети оповещения и реагирования на вспышки инфекционных заболеваний, которые также требуют, чтобы страны улучшили международные механизмы эпидемиологического надзора и уведомляли о событиях, представляющих опасность для здоровья населения, и укрепили свой национальный потенциал в сфере надзора за такими угрозами для здоровья и принятия ответных мер. Согласно ММСП, государства должны уведомлять ВОЗ о всех событиях, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, а также отвечать на запросы относительно подтверждения информации, относящейся к таким событиям. Это позволит ВОЗ обеспечить необходимый уровень технического сотрудничества с каждой страной для эффективного предотвращения чрезвычайных ситуаций или сдерживания вспышек инфекций. В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 11.05.2007 года № 27 функции национального координатора по Международным медико-санитарным правилам 2005 года возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Вместе с тем, инфекционные вспышки возможны и на территориях, подлежащих обслуживанию ФМБА России. В целях совершенствования экстренного реагирования на различные эпидемиологические осложнения ФМБА России были изданы следующие нормативные правовые акты: приказ от 27 апреля 2007 года № 122 "О повышении готовности организаций, подведомственных ФМБА России, при работе в чрезвычайных ситуациях", который обязывает организации ФМБА России представлять немедленно предварительную и в течение 24 часов уточненную информацию в центральный аппарат ФМБА России обо всех случаях регистрации особо опасных инфекций, массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), авариях на промышленных объектах, в том числе, связанных с загрязнением окружающей среды, на объектах использования атомной энергии, даже в случаях, когда инциденты носят "0" уровень по международной шкале оценки (в целях профилактики "паники" среди населения); Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2006 года № 886 "Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по подготовке предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях", в котором устанавливаются требования к проведению противоэпидемических мероприятий, порядку информирования органом местного самоуправления, ФМБА России, Роспотребнадзора, подготовке предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в случае выявления очага особо опасной инфекции на территориях, подлежащих обслуживанию ФМБА России. Если говорить языком цифр, в 2007 году среди населения, обслуживаемого ФМБА России, было зарегистрировано 6 вспышек инфекционных заболеваний с общим числом пострадавших 376 человек в гг. Обнинск, Саров, Озерск, Лермонтов, Краснокаменск, Снежногорск (в 2006 году 7 вспышек с общим числом заболевших 141 человек). Данные вспышки носили локальный характер, факторы их передачи подразделениями ФМБА России были своевременно выявлены и пресечены. Случаев особо опасных инфекционных заболеваний на территориях, подлежащих обслуживанию ФМБА России, зарегистрировано не было. |
Ведущий: Большое спасибо. Давайте перейдем к следующему блоку вопросов, касающихся развития Службы крови Российской Федерации. В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации проводится реформирование организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов. Какие полномочия в данной области отнесены к компетенции Федерального медико-биологического агентства? |
Уйба В.В.: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 года № 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" ФМБА России переданы полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации деятельности службы крови, а также по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов. |
Ведущий: Спасибо большое. Расскажите, пожалуйста, о программах, направленных на модернизацию Службы крови и о перспективах развития массового донорства в Российской Федерации? Какая работа ведется ФМБА России в данном направлении? |
Уйба В.В.: В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в рамках национального проекта "Здоровье" реализуется масштабная программа технического переоснащения учреждений службы крови. Непосредственное исполнение программы возложено на Федеральное медико-биологическое агентство. За счет средств федерального бюджета всего в течение ближайших лет должно быть приобретено 100 типовых базовых комплектов оборудования по заготовке, переработке, исследованию и хранению донорской крови и ее компонентов с последующей его передачей в федеральные учреждения службы крови, а также в собственность субъектов Российской Федерации. В рамках проекта реорганизации службы крови предусмотрено создание единой информационной сети службы крови России. В результате создания информационной донорской базы будет возможно отстранение от донорства лиц с абсолютными противопоказаниями еще на стадии регистрации, что повысит уровень безопасности продуктов крови. Регистр запасов крови обеспечит возможность эффективного управления ресурсами крови в масштабах города, региона, всей страны. ФМБА России на основе анализа ситуации с донорством крови в различных субъектах Российской Федерации формирует рейтинги учреждений службы крови с целью их включения в программу оснащения, начиная с 2008 года и на последующие периоды. Проводит конкурсы на поставку оборудования, разработку информационных систем, а также реализацию рекламно-информационных мероприятий по привлечению граждан Российской Федерации к донорству крови. |
Ведущий:Спасибо за ответ. Новиков Сергей Васильевич из г. Санкт-Петербурга спрашивает. В случае аварии на АЭС аналогичной чернобыльской, готово ли государство оказать медицинскую помощь населению, ликвидаторам? Есть ли новые методики для защиты здоровья человека при его работе в зоне аварии и для лечения последствий облучения? |
Уйба В.В.: В системе ФМБА России имеется ряд федеральных научно-практических учреждений, которые осуществляют медико-санитарное обеспечение предприятий ядерно-топливного цикла и отдельных территорий. К их числу относятся медико-санитарные части, территориальные управления, центры гигиены и эпидемиологии. Одной из основных задач этих учреждений является обеспечение в пределах своей компетенции безопасности функционирования обслуживаемых предприятий и готовность к действиям в условиях ЧС на предприятиях. Для этих целей в учреждениях имеются подготовленные кадры, материальные ресурсы. Головным учреждением в системе ФМБА России по медицинским проблемам обеспечения безаварийного функционирования предприятий, использующих в технологии радиационный фактор, является Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна (ФМБЦ), созданный на базе ФГУЗ клиническая больница № 6 им. А.И. Бурназяна и ГНЦ "Институт биофизики". Именно эти два учреждения взяли на себя всю тяжесть оказания медицинской помощи пострадавшим в Чернобыльской аварии. В ФМБЦ сохранилась школа ученых и врачей, работавших в то время, имеется преемственность поколений. Это позволяет на основе имеющихся научных и клинических наработок осуществлять дальнейшее их развитие с учетом современных достижений. Но, как Вы верно заметили, эффективное оказание медицинской помощи - это государственная проблема и ее решение зависит не только от степени готовности отрасли здравоохранения. И здесь есть проблемы в части обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия, финансового, ресурсного обеспечения аварийного реагирования. Эти проблемы находятся в зоне постоянного внимания и Министра здравоохранения и социального обеспечения России и МЧС России, и руководителей других заинтересованных ведомств. |
Ведущий:Большое спасибо. С целью улучшения демографической ситуации в стране активно ведется программа по повышению рождаемости населения. Но в России наиболее острой остается проблема высокой смертности. В связи с этим хотелось бы задать Вам следующий вопрос. Разрабатываются ли органами государственной власти какие-либо программы, принимаются ли меры, направленные на снижение смертности населения, в частности, из-за сердечно-сосудистых, раковых и иных заболеваний? |
Уйба В.В.: В целях улучшения демографической ситуации в стране активно ведется не только программа по повышению рождаемости населения (в части создания перинатальных центров), но реализуется пилотный проект по организации обеспечения своевременной и качественной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Главная задача 2008 года - создать задел для решения в ближайшие два-три года проблемы высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и от дорожно-транспортных происшествий причин - главных виновников преждевременного ухода из жизни трудоспособных людей. Прямое и непосредственное участие в реализации поставленной задачи принимает Центр сосудистой хирургии на базе ФГУ Федеральный медико-биологический центр ФМБА России им. А.И. Бурназяна. В настоящее время в рамках программы в ФМБЦ им. Бурназяна осуществляется лечение пациентов с инсультами по специально разработанным методикам, обучение специалистов мультидисциплинарных бригад. Вторая задача - снижение смертности при дорожно-транспортных происшествиях. Впервые ФМБА России в рамках реализации нацпроекта поручено исполнение полномочий не только на обслуживаемых территориях, но и на межсубъектовом и федеральном уровнях, т.к. для наших больниц определена зона ответственности на федеральных трассах при ДТП. В указанной программе примут участие три учреждения ФМБА России - это ЦМСЧ № 8, МСЧ № 33 и КБ № 85. |
Ведущий:Спасибо за ответ. И следующий вопрос задает Караваев Александр из Ульяновской области. В Ульяновской области планируется создание Центра ядерной медицины. Расскажите, пожалуйста, о деятельности данного Центра, его целях и задачах. |
Уйба В.В.: Во исполнение поручений Президента Российской Федерации ФМБА России разработан и прошел экспертизу в Минздравсоцразвития России проект долгосрочной целевой программы "Создание федеральных высокотехнологичных центров медицинской радиологии (2009-2015 гг.)" в четырех субъектах Российской Федерации в г. Димитровград Ульяновской области, г. Обнинск Калужской области, г. Северск Томской области, г. Снежинск Челябинской области. Целью создания Центра ядерной медицины в г. Димитровграде является организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи в непосредственной близости от производителя радионуклидов. Впервые в нашей стране в клиническую практику будут внедрены новые, ранее недоступные, методы диагностики и терапии, основанные на использовании коротко - и среднеживущих радионуклидов в соответствии с требованиями мировых стандартов. Основными задачами центра станут: обеспечение высокотехнологичной своевременной радиологической помощью населения; развитие новых технологий радионуклидной диагностики, лучевой терапии и внедрение их в клиническую практику; подготовка высококвалифицированных специалистов по радиационной медицине и медицинской физике. |
Ведущий:Большое спасибо. Перейдем к следующему вопросу. Владимир Викторович, пожалуйста, расскажите о проекте целевой программы "Создание федеральных высокотехнологичных центров медицинской радиологии (2009 - 2015 г.г.)". Какими полномочиями они будут наделены? |
Уйба В.В.: На сегодняшний день потребность населения Российской Федерации в радионуклидной терапии, которая является наиболее оптимальным и результативным методом лечения онкозаболеваний, удовлетворяется не более чем на 1-3 %. Подавляющему большинству жителей страны не доступна высокотехнологичная лечебно-диагностическая помощь, осуществляемая с применением источников ионизирующего излучения. Проект целевой программы "Создание федеральных высокотехнологичных центров медицинской радиологии (2009-2015 г.г.)" разработан Федеральным медико-биологическим агентством и является вариантом комплексного решения проблем в сфере здравоохранения, обусловленных ростом смертности населения от злокачественных новообразований и сердечно-сосудистых заболеваний, а также отсутствием возможности проведения эффективного лечения значительной доле больных данных классов заболеваний. В ближайшей перспективе центры будут оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь с использованием радиофармпрепаратов населению Российской Федерации. |
Ведущий: Большое спасибо. Перейдем к следующему вопросу. Планируется ли разработка санитарно-гигиенических норм, правил и инструктивно-методической документации, регламентирующих требования по обеспечению безопасности при проведении работ с особо опасными условиями труда; а также вопросов оказания медико-санитарной помощи при возникновении аварийных ситуаций на предприятии? |
Уйба В.В.: Специальное санитарно-эпидемиологическое нормирование является одной из основных функций ФМБА. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2006 года № 412 агентство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственного регулирование безопасности при использовании атомной энергии. Это означает, что агентство и подведомственные ему научно-исследовательские институты наделены полномочиями по разработке санитарных норм и правил по обеспечению радиационной безопасности в организациях, эксплуатирующих ядерно и радиационно опасные объекты. За период с 2002 г. по 2008 г. учреждениями ФМБА России было разработано и утверждено главным государственным санитарным врачом РФ 18 санитарных правил в области радиационной безопасности населения, в том числе регламентирующие требования безопасности при проектировании и эксплуатации атомных станций, реакторов исследовательского назначения, комплексной утилизации атомных подводных лодок, эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками, при выводе из эксплуатации комплектующих предприятий (бывших объектов по сборке (разборке) ядерного оружия) и др. В 2008 году запланированы к утверждению гигиенические требования к проектированию и эксплуатации предприятий по добыче и обогащению урановой руды. Связано это с ростом числа производств по добыче урана в Российской Федерации, которых к концу 2010 года должно быть семь. В настоящее время функционирует три предприятия в Курганской области (Даллур), в Бурятии (Хиагда", в Забайкальском крае (Приаргунское горно-химическое объединение). Условия труда на уранодобывающих предприятиях, как правило, связаны с повышенным облучением персонала за счет повышенного содержания радона и продуктов его распада в воздухе рабочей зоны (шахты). Кроме того, по оценкам специалистов ФМБА России, ранее обеспечивавших медико-санитарное сопровождение уранодобывающих предприятий на территории бывшего СССР, рак легких у шахтеров урановых рудников встречается в 4 раза чаще по сравнению со средними данными. Поэтому очень важно иметь утвержденный в установленном порядке нормативный правовой акт, регламентирующий жесткие требования по безопасности персонала шахт, где добывают уран. С 1999 года ФМБА России принимает участие в выполнении обязательств Российской Федерации по уничтожению хранящегося на ее территории химического оружия. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июля 2007 года № 421 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения" Федеральное медико-биологическое агентство разрабатывает санитарные правила и нормы для объектов по хранению, уничтожению, бывших объектов по производству и разработке химического оружия, а также для зон защитных мероприятий. Всего за период с 2002 по 2008 год ФМБА России было разработано, утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ, зарегистрировано в Минюсте России почти 60 гигиенических нормативов, регламентирующих остаточное количество отравляющих веществ в объектах окружающей среды и на рабочих местах персонала, занятого утилизацией химического оружия. Данные нормативы используются специалистами проектных институтов для проектирования систем коллективной защиты персонала (вентиляция, очистка удаляемого воздуха, система производственного контроля за условиями труда персонала и т.д.), а также специалистами центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России, осуществляющими лабораторный контроль за содержанием ОВ в объектах окружающей среды. В 2008 году планируется завершение работы по утверждению Главным государственным санитарным врачом РФ санитарных правил "Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов уничтожения химического оружия, эксплуатации объектов хранения химического оружия", которые будут определять гигиенические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности персонала объектов, населения, проживающего в зоне защитных мероприятий, и охрану окружающей среды при транспортировке, временном хранении и расснаряжении боеприпасов и бочек, детоксикации отравляющих веществ, дегазации средств индивидуальной защиты; проведении химико-аналитического и приборного контроля технологического процесса; обезвреживании, утилизации, хранении и захоронении газообразных, жидких и твердых отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия. Кроме этого, НИИ ФМБА России в настоящее время ведутся НИР по обоснованию гигиенических нормативов содержания отравляющих веществ в строительных конструкциях, шламе после печей дожига, отходах объектов уничтожения химического оружия, содержания в объектах окружающей среды продуктов деструкции образующихся при утилизации компонентов ракетного топлива (жидкого, твердого), а также методические рекомендации, методические указания по различным направлениям, в том числе по вопросам оказания медико-санитарной помощи при возникновении аварийных ситуаций на предприятии (например, методические рекомендации "Операционные радиационные и медицинские критерии для введения неотложных мер защиты в случае радиационной аварии на ФГУП "СевРао", разработанные специалистами ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России для медицинских работников организаций ФМБА России, дислоцированных в Мурманской области). В среднем ежегодно ФМБА России издает от 30 до 40 наименований нормативно-методической документации, предназначенной для специалистов территориальных органов и практических учреждений здравоохранения. |
Ведущий: Владимир Викторович, большое спасибо. Перейдем к следующему вопросу. Кадровая политика в здравоохранении фактически отсутствует, а нынешний этап Национальной программы "Здоровье" отодвинул эту проблему на второй план, и это при дефиците врачей в больничных учреждениях до 40%. Социальное положение врачей за годы реформ резко понижено, заработная плата не адекватна физическим и психоэмоциональным затратам врача, не обеспечивает его общественного статуса, не позволяет врачу оплачивать страхование профессиональных рисков и достойно содержать семью. Бурно растущие частные медицинские организации и частнопрактикующие врачи остались без всякого профессионального, государственного и общественного презрения. Высококвалифицированные кадры уходят в частные медицинские организации, которые становятся опорой медицинского бизнеса. Скажите, пожалуйста, какие планируется предпринимать действия для устранения финансовых и кадровых ресурсов в сфере здравоохранения? |
Уйба В.В.: Кадровому обеспечению и вопросу подготовки управленческих кадров уделяется отдельное повышенное внимание, как в соответствии с поручениями Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, так и в рамках стратегии развития ФМБА России. Решение государственных задач, стоящих перед ФМБА России, должно поддерживаться и обеспечиваться плановой работой по своевременному пополнению системы квалифицированными молодыми специалистами, четко функционирующей системой переподготовки и повышения квалификации. Для целей подготовки кадров в системе ФМБА России находятся государственные образовательные учреждения "Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства", "Электростальское медицинское училище Федерального медико-биологического агентства", "Саровский медицинский колледж ФМБА России", "Санкт-Петербургский центр последипломного образования работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием Федерального медико-биологического агентства", "Обнинский центр последипломного образования работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием Федерального медико-биологического агентства". В решении Коллегии ФМБА России от 20.11.2007 значится следующее. Осуществить необходимые мероприятия по формированию системы высшего и послевузовского медицинского образования в системе ФМБА России путем реструктуризации и реорганизации подведомственных медицинских училищ, центров и института повышения квалификации, сформировав, таким образом, систему высшего сестринского образования, высшего образования с учетом включения клиник в состав ВУЗов (Медико-биологический университет). Ходатайствовать о разработке актов о предоставлении налоговых льгот для аккредитованных федеральных государственных научных организаций, участвующих в выполнении государственного заказа на проведение фундаментальных и прикладных исследований, а также инновационных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств, вне зависимости от организационно-правовой формы этих организаций. Обеспечить государственную поддержку подготовки кадров, включая предоставление на конкурсной основе грантов, увеличение размеров стипендии, возможность профессиональной подготовки на льготных условиях и материальной помощи в решении социально-экономических и социально-бытовых проблем; подготовить предложения по повышению эффективности государственной системы присуждения грантов молодым ученым и поддержки проектов в сфере науки и образования, а также совместно с объединениями промышленников и предпринимателей предложения по привлечению возможностей бизнес-сообщества для расширения грантовой поддержки молодых ученых и преподавателей, включая учреждение именных стипендий и создание специальных фондов; введение системы стимулирующих выплат в зависимости от объективных показателей результативности деятельности научных работников (формирование резерва учреждений науки). Ходатайствовать о разработке подзаконных нормативных правовых актов о государственных автономных учреждениях, порядке их создания на базе ФГУПов. В рамках федеральной целевой программы "Жилище" разработать подпрограмму "Жилье для молодых ученых", "Жилье для медицинских работников". Разработать и внести в установленном порядке предложения по развитию системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности. Разработать и ввести государственный заказ на подготовку научных кадров, систему формирования кадрового резерва, а также по ротации кадров. В качестве примеров реализации стратегии ФМБА России можно указать Программу поддержки научных исследований молодых ученых ФГУ "Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна" ФМБА России, деятельность автономной некоммерческой организации "Центр социальной поддержки медицинских работников и развития медицинских технологий "Врачебная Палата". Эти мероприятия, совместно с общероссийскими мероприятиями по реформированию системы оплаты труда работникам бюджетной сферы, повышению им уровня заработной платы, помогают сохранить коллектив подведомственных учреждений и обеспечить ему достойные условия работы. |
Ведущий: Большое спасибо. Перейдем к следующему вопросу. Предоставляется ли в настоящее время инвалидам малосложная ортопедическая обувь бесплатно (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 877, Распоряжения № 3472-р)? В Фонде социального страхования ссылаются на Приказ МСО РСФСР № 35 от 1991 г., а разве он автоматически не отменяется вышедшим новым постановлением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации? |
Уйба В.В.: С 1 октября 2008 года вступают в силу новые Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", которое, в свою очередь, отменяет ныне действующий Порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствам реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 877. |
Ведущий: Если позволите, я передам слово коллегам, присутствующим в зале. |
Вопрос из зала: В связи с Указом Президента №724 планируется ли в нормативно-правовом обеспечении сферы Вашей деятельности принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов? Если можно, расскажите об этом подробнее. |
Уйба В.В.: Указ Президента РФ № 724 от 12 мая 2008 года - это второй правовой акт, который состоялся в последнее время. Первым было июньское Постановление Правительства № 423, касающееся вопросов Минздравсоцразвития РФ, ФМБА России. Этим постановлением Федеральному медико-биологическому агентству передана часть дополнительных полномочий. Это полномочия по медико-социальной экспертизе, потому что до этого у нас они были усеченные - только на территориях, которые мы обслуживали до мая месяца. Сейчас это вся страна. Следующий блок - служба крови. И уникальная тема, которой мы раньше не занимались - это контроль. У нас ведь был всегда надзор и контроль только в части санэпиднадзора на наших территориях.Структура ФМБА России вообще очень интересная. Геннадий Григорьевич Онищенко - главный государственный санитарный врач России, а мой заместитель, Романов Владимир Алексеевич - он главный государственный санитарный врач по объектам и территориям ФМБА России, является одновременно и заместителем Онищенко по санэпиднадзору. Вот такая схема, и она 60 лет так и работает. В настоящее время, кроме надзора в части санитарно-эпидемиологических вопросов, у нас впервые появился надзор по службе и обороту компонентов и цельной крови. Один из тех ответов на вопрос: "Что будет впереди?" - это регламент по работе по оказанию медико-социальной экспертизы, регламент по надзору и контролю за оборотом компонентов крови и другие. Это основные направления, которые необходимо будет отрабатывать по тем полномочиям, которые мы получили, в виде именно нормативной базы. |
Вопрос из зала: Скажите пожалуйста, о таком приоритетном направлении деятельности Федерального медико-биологического агентства, как повышение уровня здоровья работников предприятий с особо опасным производственным фактором? |
Уйба В.В.: Я уже сказал, что наш приоритет - не допустить профессиональных заболеваний и снижать заболеваемость среди работающих и населения на наших территориях. Распоряжениями Правительства РФ №1156 от 2005 г. и № 1745 от 2006 г., сфера регулирования которых сейчас расширяется, за ФМБА России, наверное, единственным из агентств, закреплялись конкретные территории и предприятия. По сути за нами закреплялись поименно люди, ответственность за здоровье которых мы должны были нести. И одна из наших основных задач это, конечно, профилактика снижения заболеваемости. Когда в 2005 году Михаил Зурабов впервые начал обсуждать развитие такого известного направления нацпроекта, как дополнительная диспансеризация населения РФ, то единственно у кого Минздрав мог посмотреть действующую модель диспансеризации в России, было нашеАагентство. Больше действующей модели вот так, как она должна работать, не было в России. Дополнительная диспансеризация была именно тем побуждающим фактором, чтобы снова вернуть основной приоритет российского здравоохранения, который у нас очень многие взяли на вооружение, - профилактику. Причем схема у нас отработана, она не нарушена. И каждый из работающих знает свой регламент. Если это работающие в особо опасных условиях труда, то у него регламент раз в полгода, у некоторых - раз в квартал. Причем это не то, что человек пришел, отметился, и врач, не глядя, с его слов записал, что человек здоров. Нет. Это скрининговая программа, то есть проводится обязательный набор инструментальных и лабораторных методик, которые, врач должен просмотреть, проанализировать и сделать заключение, здоров человек на этом этапе жизни или у него есть уже проблемы. Именно это и позволяет своевременно людей "спрофилактировать" и на начальных стадиях вывести из особо опасных, вредных производств. Скрининговая программа работает не только на работающих, но и на население. Население раз в 3 года, а по возрасту чаще - раз в год, проходит такие же программы, профилактические. И в результате этих программ и анализа состояния здоровья, создаются специальные схемы лечения по каждому человеку на территории. То есть это так, как должно работать здравоохранение, тогда мы в принципе с вами можем получить очень приличный уровень продолжительности жизни, снижения смертности только от одного этого, от нормально организованной профилактической работы. Поэтому в настоящее время целью любой развитой страны является не лечение, а налаживание системы профилактики. Когда человек приходит с огромной запущенной, с запущенной опухолью, то, к сожалению, какая бы ни была оснащенность медицинских учреждений, человеку остается только степень дожития - год, два, три, в результате проводимых многочисленных операций. Не в этом идея. Идея именно в том, чтобы спрофилактировать это опасное заболевание и на ранних этапах сегодня применить большой арсенал средств лечения И наши территории и клинические больницы, и медико-санитарные части очень хорошо оснащены. Если мы выявляем начало заболевания, либо там уже какую-то степень заболевания, то есть ресурс и как врачебный, и инструментальный, организационный с тем, чтобы вылечить человека. Понятно, что все равно и у нас люди умирают, и это естественно, но я повторяю, мы, проживая и работая в условиях России, имеем уровень жизни больше на 7-8 лет у женщин, на 5 лет у мужчин в среднем российском именно за счет этого. Мы сегодня по нашим территориям соревнуемся с Германией по продолжительности жизни профилактическая. Основная проблема сегодня - заставить человека прийти на профосмотр. К сожалению, нет культуры у людей, даже на наших территориях за 60 лет она до конца не сформировалась. Вот работает человек на предприятии, где существует жесткий регламент: не прошел медосмотр - не допущен к работе, тебя возвращают принудительно на медосмотр. И у тебя это в контракте записано. Но как только человек перешел пенсионный возраст или он работает не на основном предприятии, а на вспомогательном, возникает проблема, как его на этот профосмотр привести. Вот эта тема сейчас основная. |
Вопрос из зала: Как Вы считаете, в чем причина нежелания людей участвовать в мероприятиях по дополнительной диспансеризации? |
Уйба В.В.: Уровень культуры населения, а также зачастую формальный подход со стороны врачей. Человек не видит отдачи, не видит внимание к себе врача, профессионализма и понимает, что толку никакого не будет, поэтому он говорит: да я не пойду туда. Но парадоксально, что на территориях, которые мы курируем уже 60 лет, человек, пока работает на производстве, идет на профосмотр. Вышел на пенсию, он говорит: все, мне ничего не надо, отстаньте от меня. Такое ощущение, что его здоровье становится ему не интересно. Это вообще странная психология. И я думаю, что изменить подобную ситуацию - это основная задача государства, потому что какие бы деньги мы не вкладывали в развитие диагностических, лечебных центров, мы, повторяю, будем "бить по хвостам". Не будет результатов, которых мы ждем от вложенных немалых средств Государство в последнее время, начиная с 2000 года, вкладывает большие деньги в развитие медицинских технологий. И это важно, потому что у нас огромная когорта людей, которые больны, и им нужно оказывать специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь. Строятся высокотехнологичные сердечно-сосудистые. Это, безусловно, внесет свой вклад в снижение смертности, увеличение продолжительности жизни. |
Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, как в настоящее время обстоят дела с финансированием и нормативно-правовым регулированием деятельности служб крови, в том числе в субъектах РФ? Есть ли какие-либо проблемы в этом направлении? И планирует ли ФМБА какие-либо действия для того, чтобы стимулировать граждан более активно становиться донорами крови? Спасибо. |
Уйба В.В.: С 2004 года на законодательном уровне закреплено разграничение службы крови на три уровня: федеральный, субъектов и муниципальный. На территории Российской Федерации наблюдается очень интенсивная миграция населения. Кровь требуется везде и регулярно. Например, человек переехал из одного субъекта в другой, информации о том, что он профессиональный донор нет. У нас всегда имеется информация о наличии крови в субъектах. Кровь - такая субстанция, которую невозможно создать искусственно. Всегда должна быть достоверная информация о наличии крови и ее компонентов в субъектах, на местном и федеральном уровнях. Каждый субъект, любой муниципальный город должен иметь об этом информацию, потому что сегодня он отдаст свои запасы, а завтра ему эти запасы точно также привезутв случае ЧП. В 2008 году принята Программа по модернизации Службы крови. На модернизацию Службы крови по трем направлениям в 2008 году было выделено 4 миллиарда рублей, 4,5 миллиарда - в 2009 году, 4,2 миллиарда - в 2010 году и 4,4 миллиарда - в 2011 году. В настоящее время муниципальных станций крови около тысячи, в субъектах порядка 800, в субъектах - около 50. В предстоящие три года мы планируем обеспечить компонентами крови всю страну. Очень важна безопасность донора, защита его персональных данных. Каждому донору присваивается личный идентификационный штрих-код, который клеится на пакет с компонентами. Поэтому дешифратор в любой точке страны через три года, а сейчас в 20-ти субъектах РФ, определит откуда кровь. И по базе данных будет понятно, кто сдал, когда заготовлена, кем заготовлена. Донор - это герой, человек, совершающий подвиг. Донор ежегодно получает компенсацию порядка 6 тысяч рублей. В настоящее время подготовлена новая редакция закона "О донорстве", в которой достаточно подробна будет закреплена вся информация о донорстве в Российской Федерации. |
Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, какие наиболее опасные факторы окружающей среды влияют на жизнь населения такого мегаполиса как Москва? Спасибо. |
Уйба В.В.: Город Москва - не совсем наш объект. Опасными факторами воздействия на окружающую среду являются загрязнение от автотранспорта, городской шум. Все это ведет к постоянному стрессу, различным заболеваниям. Назову такой термин: "социальная напряженность", который означает, что человек находится в постоянном напряжении. В метро опасно, в подъезде опасно, на улице опасно. Это приводит к заболеваниям сосудистой и вегетативной системы, которые управляются подкоркой головного мозга, является причиной возникновения в молодом возрасте инфарктов, ранних инсультов, гипертонических кризов. |
Вопрос из зала: В настоящее время в России проживает огромное число больных, нуждающихся в пересадке органов. Трансплантация органов ткани - это очень серьезная проблема. Скажите, пожалуйста, как вопросы трансплантации органов и тканей человека урегулированы действующим законодательством? Спасибо. |
Уйба В.В.: Тяжелая тема. Достаточно сложно провести грань между биологической и клинической смертью, особенно правоохранительными органами. Организованные убийства людей с целью изъятия дорогостоящих органов привели к тому, что закон о трансплантации органов и тканей был подвергнут жесточайшей критике. Но в настоящее время данная проблема решена. В системе ФМБА существует несколько клиник, которые занимаются пересадкой органов и тканей. И эта функция изначально принадлежала нашему ведомству и выражалась в лечении, например, острых лучевых поражений, особенно профессиональных. Отмечу, что ничем, кроме пересадки ткани острый лучевой ожог не излечить, останется дефект, и скорее всего, возможно, ампутация пораженного органа. Кроме того, деятельность ФМБА заключается в лечении острых отравлений, последствием которых может быть прекращение работы почек, и как следствие, необходимость ее пересадки. Таким образом, уже порядка 40 лет ФМБА России занимается пересадкой органов и тканей человека. В своей деятельности Агентство руководствуется федеральной системой законов и подзаконных актов по пересадке органов и тканей человека. Я хочу при этом сказать как врач, чтобы орган был пересажен и заработал у нового хозяина, он должен быть изъят у погибшего в самый короткий период, как раз на гране между клинической и биологической смертью. В противном случае орган не заработает и человек погибнет. Каким я вижу хирурга-трансплантолога? Это минимум 20 летний опыт работы по пересадке органов и тканей человека. Это ультраспециалисты, уникальные специалисты, причем не каждый к этому через 20 лет приходит. |
Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, сотрудничает ли ФМБА с какими-либо международными организациями? И в каком направлении? |
Уйба В.В.: Международное сотрудничество Агентство поддерживает с самого начала своего создания, мы так или иначе используем опыт зарубежных стран всегда. Ну, одно время работать в условиях "холодной или горячей войны", с точки зрения макрополитической ситуации, другое время, например, 70-е, конец 80-х, 90-х годов. 2000 год - это уже проекты, это уже отработанные технологии, продолжающиеся и сейчас. В настоящее время разрабатывается два больших проекта. Это российско-американский проект по радиационным факторам. И основная тема - это изучение последствий уже на четвертом, на пятом поколении, произошедшей катастрофы на маяке. Это первый большой проект с американцами. И он многолетний, ему уже 10-лет, и он продлен снова на период до 2010 г. Сейчас осуществляется очень интересный проект с норвежцами, с норвежским агентством. Проект касается северных морей. Все, что сошло с боевого дежурства и имеет атомную начинку, например, атомная подводная лодка или надводный корабль с атомным реактором, это поступает в наше ведение по двум направлениям. Первое, это санэпиднадзор за утилизацией. Существует такая целевая программа по утилизации вооружения военной техники. А вторая тема, это здравоохраненческая тема, т.е. это медицинское обслуживание тех городов, это как правило закрытые города, где люди живут рядом с этим заводом, где разбирается атомная подводная лодка. Одно дело технологически собирать атомный реактор под землей, другое дело разбирать его на стапеле. Это совершенно иная технология и она очень опасна. Мы вышли с норвежцами на межправсоглашение и оно тоже долгосрочное до 2015 г. Во-первых, у них очень интересные технологии по утилизации, поскольку у них тоже есть и подводные лодки, и корабли с атомными реакторами, они известные морепроходцы. Поэтому очень много технологий, которыми они нас обогатили. А у нас очень жесткие нормы. |
Ведущий: Спасибо большое. Владимир Викторович, хочу поблагодарить Вас за то, что нашли время приехать к нам, и пожелать Вам успехов в Вашей нелегкой деятельности. Интернет-конференция организована информационным агентством ГАРАНТ при участии журнала "Законодательство". Напоминаем, что интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ"). |