Совершенствование российского законодательства, регламентирующего вопросы осуществления мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения
Интернет-конференция
руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Александра Ивановича Бедрицкого
18 августа 2008 года в 11-00 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция с руководителем Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александром Ивановичем Бедрицким.
Тема конференции: "Совершенствование российского законодательства, регламентирующего вопросы осуществления мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения".
Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович (Компания "Гарант").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Александра Ивановича Бедрицкого - Руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Уважаемый Александр Иванович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.
Тема интернет-конференции: "Совершенствование российского законодательства, регламентирующего вопросы осуществления мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения".
Экологический кризис, причиной которого является экономическая деятельность общества и государства, затронул практически все развитые страны мира. Совершенствование деятельности по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного техногенного воздействия на окружающую среду и ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью - приоритетное направление деятельности российского государства.
Устойчивость и эффективность многих секторов экономики (сельского хозяйства, энергетики, транспорта, строительства, городского хозяйства) и Вооруженных Сил Российской Федерации в значительной мере зависит от наличия информации о погодно-климатических условиях и степени загрязнения окружающей среды.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Росгидромет является единственным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выпуск экстренной информации - штормовых предупреждений и оповещений об опасных природных явлениях в Российской Федерации, а также о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде, а также работы по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы.
Вопросы в области охраны окружающей среды, организации государственного экологического мониторинга, проведения оценки воздействия на окружающую среду подробно регламентируются Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. С целью снижения угрозы жизни населения и ущерба экономике страны от погодно-климатических явлений, обеспечения высокого уровня гидрометеорологической безопасности России, недопущения причинения вреда окружающей среде, гласности и достоверности информации о ее состоянии Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 г. N 437 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994-1996 г.г. и на период до 2000 г.". Срок реализации программы на 2001 год был продлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. N 1034. И только с 2002 года по 2005 год эта программа осуществилась в качестве подпрограммы ФЦП "Экология и природные ресурсы России".
Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды принят Доклад "О результатах и основных направлениях деятельности на 2009-2011 годы", содержащий информацию о метеорологических, климатических и гидрологических явлениях, негативно воздействующих на жизнь общества и его социально-экономическое развитие, обеспечение гидрометеорологической безопасности российского государства и т.д.
В ходе интернет-конференции планируется проанализировать актуальные вопросы осуществления Росгидрометом мониторинга окружающей природной среды, обеспечения потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей среды; лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также выполнения работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, дать правовую оценку нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы в указанной сфере, обсудить дальнейшие тенденции развития законодательства в данной области.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Иванович Бедрицкий.
К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущая: Марина Панова из Санкт-Петербурга спрашивает, что является наиболее приоритетным направлением в деятельности Службы на данном этапе? |
Бедрицкий А.И.: Спасибо! Хороший, масштабный вопрос. Но, прежде чем я начну на него отвечать, хотел бы отметить, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является одной из 188 национальных метеорологических и гидрометеорологических служб, которые осуществляют международное сотрудничество в рамках Конвенции Всемирной метеорологической организации. Всемирная метеорологическая организация – это международная организация, которая была учреждена в 1873 году. Ее главная задача: координировать обмен информацией между национальными службами для того, чтобы национальные службы могли выполнять возложенные на них задачи. И это принципиальный момент нашей деятельности, потому что "погода не знает границ". Для того, чтобы дать прогноз погоды на срок более, чем на сутки, мы должны иметь информацию практически со всего земного шара. Службы сотрудничают, обмениваются между собой информацией, чтобы в каждой стране они могли бы выполнять свои задачи. Хотел бы добавить, что в прошлом году я был избран на второй срок Президентом Всемирной метеорологической организации. В первый раз я был избран в 2003 году. Это немаловажное событие, поскольку за последнее столетие в руководящих органах президентом не избирался представитель России. И это подчеркивает значение той деятельности, которую осуществляет наша федеральная служба в отношении наблюдений, подготовки прогнозов и обеспечении им потребителя. Первая стратегическая цель нашей Службы заключается в обеспечении необходимого уровня защищенности населения, собственности, экономики от воздействия неблагоприятных явлений погоды и климата. Вторая стратегическая цель – обеспечение населения, экономики, отраслей экономики, органов государственной власти для поддержки управленческих решений соответствующей информацией в области погоды, климата, и, конечно, загрязнения окружающей природной среды. Исходя из этого нашими приоритетными задачами являются развитие, укрепление и модернизация инфраструктуры и системы наблюдений за различными параметрами природной среды, совершенствование прогностической деятельности для того, чтобы наши прогнозы и предупреждения имели более высокую оправдываемость, и, соответственно, более заблаговременно мы могли бы предупреждать об опасных явлениях. Это необходимо для того, чтобы принимать соответствующие решения, и предотвратить негативные последствия. Таким образом, наиболее приоритетным я считаю развитие системы наблюдений и совершенствование прогнозирования. У нас также есть ряд других важных направлений деятельности, которые обеспечивают решение геополитических задач, наблюдение и исследование в полярных регионах нашей планеты, наблюдение и исследование мирового океана, предотвращение негативного воздействия природной среды на сельхозкультуры путем активного воздействия на гидрометеорологические процессы. Но все-таки наиболее приоритетным я назвал бы развитие системы наблюдений. |
Ведущая: В связи с последними недавними структурными изменениями в Правительстве, добавились ли какие-либо новые полномочия Росгидромету? И какие на Ваш взгляд основные направления деятельности в Вашей работе Вашего ведомства Вы могли бы назвать самыми сложными? |
Бедрицкий А.И.: Фактически последние структурные изменения не привели к дополнительным обязанностям. Мы не лишились никаких функций, кроме функций нормативно-правового регулирования, вот это пожалуй для нас является проблемой, поскольку теперь мы находимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. И эта одна из причин, по которой нас передали из ведения Правительства в ведение этого Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Также были функции в области экологии, охраны окружающей среды. Но если взять по объемам, так это направление занимает примерно 10% деятельности. В чем оно заключается? Мы ведем мониторинг загрязнения окружающей природной среды и обеспечиваем этой информацией соответствующие организации, органы власти, природоохранные организации для того, чтобы можно было оценить уровень загрязнения, динамику загрязнения и во многих случаях ориентироваться на то, какие меры надо принимать для того, чтобы окружающая среда выздоравливала. Я это говорил не один раз, что наша независимость от природоохранного органа в смысле информационного обеспечения информацией об охране окружающей среды и являлось залогом того, что информация будет объективной. Другие направление гидрометеорологии, скажем в исследовании, например, в полярных регионах, они вообще говоря не входят в функции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Теперь какая проблема самая сложная в нашей работе? Это развитие инфраструктуры наблюдения. Наверное, будет ясно для всех, что наличие технологически правильно выстроенной и обеспечивающей необходимую плотность системы наблюдений, является очень актуальной для такой страны как Россия. И для того, чтобы фиксировать процессы, которые являются важными для развития экономики, для деятельности человека, и тем более прогнозировать их, оценивать изменение климата, пытаться формулировать рекомендации, которые позволяли адаптироваться к этим изменениям, конечно, нужно иметь очень серьезную систему наблюдения. Также если мы хотим контролировать состояние рек нашей страны, то, конечно, как минимум мы должны иметь пункт наблюдения на каждой реке. Только представьте у нас рек под сотню тысяч, а пунктов наблюдения у нас на реках 3100, но в советское время было немного больше. И, конечно, в целом мы можем, через использование исторических данных, различных экспедиционных исследований оценить характеристики наших водных ресурсов, речных бассейнов, озер. Вы знаете, что в Конституции записано, что каждый гражданин РФ имеет право на достоверную информацию о состоянии загрязнения окружающей природной среды. По существую акцент всегда делался на аспект загрязнения. Поэтому, конечно, надо знать в какой атмосфере мы живем, то есть, что для нас является может быть негативным фактором в этом смысле, но по существу человек имеет право знать информацию о состоянии окружающей природной среды. Что это такое? Это обычные параметры, температура, влажность, ветер и т. д. И если в этом контексте рассматривать, то у нас вы знаете больше 200000 населенных пунктов в РФ, а пунктов наблюдения за окружающей средой у нас 1867. И поэтому очень сложно определить. Почему эта задача сложная? Здесь все упирается, во-первых, возможности государства, раз. Но надо сказать, что для разных стран есть положения разные. Если страна допустим 50000 кв. километров площади, то, конечно, на ней можно организовать систему наблюдения, которая в буквальном смысле всех удовлетворит, скажем в том же Люксембурге или Монако или даже в таких странах небольших по размерам, как скажем Молдавия, Латвия, Литва, там все это сделать проще. Для нас это наиболее сложная проблема из всех стран, которые существуют. В данном случае я хотел бы привести пример по сравнению нас с США. Вот кажется самая экономически богатая страна, по площади она меньше, чем РФ, с этой точки зрения им меньше пунктов наблюдения надо иметь. Но и там государственная система наблюдения не охватывает всю территорию. Но там системы наблюдений развивают частные структуры в этой стране. И я в апреле месяце был в США, мы рассматривали вопросы двусторонних наших отношений, формировали программу работы, и познакомился с деятельностью компании, которая поддерживает 8000 пунктов автоматических наблюдений. Конечно, это неполный спектр того, что надо, но это все-таки очень серьезно. Они такие наблюдения осуществляют в школах. У них стоит станция пожарных команд, полицейских участков, в основном в школах, колледжах, университетах. И эта информация попадает в национальную систему обработки данных, т.е. к нашим коллегам с Гидрометеослужбы, они за это платят и, естественно, ею пользуются и, конечно, это повышает возможности для людей, проживающих, а вы знаете в США там не все в городах живут, много мелких населенных пунктов, которую хотят получить такую информацию. Я думаю, что и в этом направлении тоже можно развивать наше сотрудничество, хотя здесь есть проблема, потому что мы работаем по разным моделям. В США служба работает так. Вся ее деятельность финансируется государством, и информацию, которую они передают, предоставляется бесплатно. Мы работаем по европейской модели. Бюджет финансирует часть расходов службы, а дальше служба получает право по договорам, т. е. за оплату обеспечивать потребителей специфической информации. То есть, мы не всю информацию, которую производим отдаем бесплатно, потому что часть информации мы производим за счет средств, которые нам платят непосредственно потребители. Это наше отличие от США, чтобы было понятно. Развивая систему наблюдения, конечно, мы будем искать возможности сотрудничества с компаниями уже частного сектора, которые по тем или иным причинам заинтересованы. И поскольку у нас интернет-конференция я даже мог бы назвать интернет-сайт, на котором представляется фактическая информация от метеорологических станций, которые принадлежат разным компаниям по многим городам. И вообще говоря, я только приветствую усилия тех людей, которые это сделали, потому что это объективно полезно и для наших граждан и я думаю, что мы будем искать возможность сотрудничества с этими компаниями. Сайт называется www.realmeteo.ru, и там вы можете увидеть информацию этих автоматических станций. Как пример, я очень доволен, что я этот пример могу привести того, что мы в этом отношении идеологии, может быть по масштабам отстаем, но не отстаем ни в идеях, ни в возможности их реализации. |
Ведущая: Следующий вопрос задает Марков Евгений из Москвы. Насколько мне известно, Вашей службой подготовлен Доклад "О результатах и основных направлениях деятельности на 2009-2011 годы". Какие наиболее важные вопросы и проблемы планируется решить в предстоящие годы Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды? |
Бедрицкий А.И.: Действительно такой доклад существует. И, кстати, слушатели или интересующиеся этим вопросом могут ознакомиться с ним на нашем интернет-сайте – www.meteorf.ru, и там найти его. В рамках основных направлений деятельности мы своей главной задачей до 2011 года видим кардинальное техническое переоснащение наших наблюдательных сетей и наших информационных технологий. Для того, чтобы это реализовать мы используем возможности проекта модернизации учреждений, организаций Росгидромета, который осуществляется за счет финансирования займов всемирного банка и бюджетного финансирования, которое выделяется нашей службой. Мы практически до 2011 года должны полностью обеспечить все наши наблюдательные органы метеорологические новым, современным оборудованием. Я имею в виду те станции, на которых работают люди. То есть они должны получить такие полуавтоматические средства наблюдения. Например, мы должны заменить ртутные барометры на электронные. И я надеюсь, что мы заменим практически на всех станциях, хотя тут есть и проблемы, потому что электронный барометр, как вы понимаете, ему требуется электроэнергия. А у нас на труднодоступных станциях не везде есть постоянная электроэнергия, там работают дизель-агрегаты, или от аккумуляторов питание. Но в целом, я думаю, что мы заменим на всех. Кроме этого мы должны установить на территории страны порядка 200 автоматических метеорологических станций, которые измеряют основные параметры – это температура, влажность, ветер, осадки. Места их установки определяются исходя из трех принципов. Первое: надо разместить эти пункты наблюдения там, где у нас не хватает информации для расчета региональных моделей, то есть регионального прогноза. Это первое. Второе: пункты наблюдения будут размещаться в местах, где они помогут нам улучшить систему обнаружения опасных явлений. Дело в том, что некоторые опасные явления они не прогнозируются, к сожалению, на сегодняшнем уровне науки. Их только можно обнаружить – это, например, такие явления как смерч, скажем, или локального характера ветры, грозовые явления. И вот для этого мы будем размещать вот эти двести станций. Далее, мы кардинально образом переоснастим свои вычислительные возможности. Наш суперкомпьютер, который мы в 1996 году закупили в США, фирмы "Крей" устарел за это время и фактически прекратил свою работу. Мы получили в августе месяце новый суперкомпьютер, производительностью, собственно их два блока: 27 террафлопс – это один из довольно мощных компьютеров в мире. Хотя есть уже и под тысячу террафлопс компьютеры в Америке для метеорологических служб. Это мощный компьютер. Где-то в середине сентября по крайней мере им уже можно будет пользоваться для проведения опытных расчетов наших численных моделей. Затем, мы устанавливаем рабочие места практически во всех наших центрах по гидрометеорологи. Это более 80 таких центров, где локальные компьютерные системы обеспечивают специфические возможности для прогнозистов, гидрологов, синоптиков, агрометеорологов. Аэрологическая наша сеть получит за счет этого проекта 60 из 120 аэрологических локаторов. Вот с гидрологическими наблюдениями похуже, потому что мы за счет средств проекта сейчас будем модернизировать гидрологические наблюдения с одновременным созданием математических моделей прогноза паводков для бассейнов трех рек – это Кубань, Ока и Уссури. Это реки, где наиболее опасные паводковые проявления. А кроме того мы закупим комплекты приборов для всей нашей остальной гидрологической сети. То есть это средства для измерения расходов воды, автоматические самописцы и т.д. Есть другая программа, которая принята, вернее рассматривалась на Правительстве. Это программа совершенствования и модернизации системы аэронавигации. Одно из наших важных направлений – это метеорологическое обеспечение авиации, которое мы осуществляем для того, чтобы поддерживать высокий уровень безопасности полетов. В рамках этой программы мы должны будем, правда, уже до 2015 года, начиная с 2010 установить 100 метеорологических радиолокаторов доплеровского диапазона. И установка этих локаторов, она не только позволит нам существенно повысить уровень безопасности при полетах авиации в конкретных аэропортах. Это 100 аэропортов. Но и повысить общий уровень. И предупреждение об опасных гидрологических явлениях, и метеорологических, потому что с помощью локаторов можно обнаруживать и грозы, и зоны обильных осадков, зоны сильных ветров и т.д. Таким образом главная наша задача осуществить техническую модернизацию за эти годы. Конечно за предыдущий период мы очень существенно отстали, потому что капитальных вложений в нашу сферу практически не было, или они были не достаточны. Я не сказал о системе мониторинга загрязнений. Мы ее планируем модернизировать и не только ее. Но и сеть мониторинга, которая находится в субъектах Федерации. Ведутся разработки федеральной целевой программы совершенствования мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Вот как раз эта программа она должна быть логическим продолжением Постановления правительства, которое мы готовим, и которое должно определить все необходимые аспекты мониторинга загрязнения окружающей природной среды, потому что не только наша служба занимается этим мониторингом, но есть, как я уже говорил, и другие компоненты, другие уровни мониторинга, которые надо развивать, чтобы вся эта система работала комплексно, была взаимосвязана и взаимодополняла друг друга. |
Ведущая: Следующий вопрос задает Кононова Инна из Тамбовской области. Скажите, пожалуйста, ведется какая либо работа вашей службой именно по развитию методов активного воздействия на гидрометеорологические процессы? |
Бедрицкий А.И.: Да, это еще одно направление, которое является очень важным. Мы уже сейчас защищаем от градобития 2 миллиона 400 тысяч гектар сельхозугодий в южном регионе нашей страны, в Краснодарском крае. Ведущая: Каким образом? Бедрицкий А.И.: Путем воздействия на облачные процессы с целью предотвращения градобития. Для этого применяются специальные метеорологические ракеты, которые запускаются в облако, распыляют реагенты, таким образом нарушают условия появления градин, и соответственно их выпадения. 2 миллиона 400 тысяч гектаров – приличная площадь. Кроме этого мы осуществляем предотвращение негативного воздействия от лавин. Например, в районе Рокского перевала, который сейчас широко известен. Защита склонов тоннеля Рокского зимой, так как, вы знаете, дорога эта стратегическая, она круглый год действует. И опасность схода лавин там всегда существует, в зависимости от условий она меняется, но тем не менее остается. Мы осуществляем прогнозирование условий спуска лавин, а также вот такие превентивные воздействия. Но здесь это делается с помощью бывших зенитных орудий, когда в отдельных случаях, в зависимости от условий применяются минометы. Естественно, не нами, а соответствующими частями военизированными. Из орудий наши специалисты обстреливают лавинные склоны и тем самым предотвращают накопление там снега и потом формирование лавин. Кроме этого, у нас есть направление воздействия на процессы с целью получения дополнительных осадков. Получение дополнительных осадков – эта технология используется в Ставропольском крае. Причем это делается по договорам с администрацией или с какими-то структурами, то есть это не финансируется из бюджета. Например, в Якутии несколько лет мы работали, наша организация, когда там были лесные пожары, и в этих условиях можно было вызвать дополнительные осадки с целью эти пожары потушить. А дальше эти технологии применяются, скажем, с помощью наших специалистов по контрактам, скажем, в Иране для вызывания дополнительных осадков, в Сирии такие работы проводились, Израиль проявляет интерес, китайские наши коллеги. Очень долго мы сотрудничаем в этой области, вы, наверное, слышали об этом во время Олимпиады, они проводили такие воздействия с тем, чтобы обеспечить отсутствие осадков в это время. Так что это направление работ, оно для нас тоже является важным. Есть такие технологии рассеивание тумана, которые позволяет обеспечить более регулярные сообщения особенно там где по особенностям местности бывают туманы. |
Ведущая: Расскажите, пожалуйста, существует ли на данный момент какая-либо система, направленная на развитие энергосберегающих технологий? Есть ли какая-либо нормативная база, регулирующая эту проблему? |
Бедрицкий А.И.: Я думаю, что прежде чем отвечать на этот вопрос, надо чтобы для всех было ясно, с чем он связан. и какое это имеет значение. Энергосбережение, энергоэффективные технологии рассматриваются нами с той точки зрения, насколько это уменьшает выбросы парниковых газов, а парниковые газы считаются одним из важных элементов антропогенного воздействия на климатическую систему. И в результате человеческой деятельности антропогенные парниковые газы, которые возникают при сгорании ископаемого топлива, промышленных процессов, в сельском хозяйстве, повышая свою концентрацию в атмосфере, как раз и создают парниковый эффект, из-за чего средняя глобальная температура возрастает. Это, конечно, не единственный фактор, который влияет на изменение климата, но ,тем не менее, он по последним научным данным считается достаточно существенным. Поскольку Россия является стороной рамочной конвенции ООН об изменении климата, вступившей в силу в 1994 году и ратифицированной в этом же году РФ, и является стороной Киотского протокола, вступившего в силу в 2006 году, в рамках обязательств по этой конвенции и протоколу страны должны предпринимать меры для того, чтобы снижать уровни выбросов парниковых газов. И повышение энергоэффективности является в этом смысле 100% выигрышным и необходимым шагом не только для того, чтобы понижать концентрацию парниковых газов, но и для того, чтобы сделать свою экономику более конкурентоспособной и более экономно расходовать ресурсы. У нас в стране существовала программа повышения энергоэффективности, энергоэкономии. И ее реализация привела к тому, что у нас существенно повысилась энергоэффективность. Энергоемкость нашего ВВП с 2001 по 2007 год снизилась на 25%. Это означает, что данным объемом ресурсов мы можем производить гораздо больше продукта. И сейчас к 2012 году предполагается, что у нас энергоемкость ВВП будет 60% от уровня 2001 года. Это осуществляется за счет реализации федеральных целевых программ развития промышленности, транспорта, экономии электроэнергии, реализации энергетической стратегии нашего государства. Сейчас федеральная целевая программа по энергоэффективности обновляется и после того, как будет принята стратегия развития до 2020 года, будет продлена на новый срок. |
Ведущая: Следующий вопрос от Василия Воронова из Читы. От качества и достоверности предоставляемых Росгидрометом услуг зависит эффективность мер по снижению ущерба, повышения защищенности экономики и населения от экстремальных погодных явлений. Какие шаги предусмотрены на законодательном уровне в модернизации государственных средств и систем наблюдений, в том числе средств дистанционного зондирования Земли из космоса, систем телекоммуникаций и средств обработки оперативной информации Росгидромета в настоящее время? |
Бедрицкий А.И.: Спасибо, это масштабный вопрос, но частично я на него ответил. Правительство рассматривало вопросы развития системы наблюдений еще в 2002 году. В 2005 году было подписано соглашение по решению Правительства о займе. К 2006 году был разработан масштабный разносторонний проект, о котором я говорил. И сейчас мы ведем его реализацию. Но я говорил только о наземных системах наблюдения. Вы знаете, у нас есть и системы наблюдения морского базирования, и космического базирования. Кстати, системы космического базирования – это международная система наблюдений, которая включает в себя метеорологические спутники и здесь у России есть определенные обязательства. Мы должны вкладывать со стороны России в эту систему спутниковую информацию с двух полярно-орбитальных метеорологических спутников и с геостационарного метеорологического спутника "Электро". Последний наш геостационарный спутник был запущен в 1994 году. Он просуществовал недолго. А полярно-орбитальные работали значительно дольше, но сейчас таких спутников нет, т.о есть они выработали ресурс. Для того, чтобы эта система работала, существуют соответствующие нормативные документы. И, в частности, это Постановление о реализации федеральной космической программы. Вот по этой программе (Роскосмос является ответственным) должны запустить в третьем и четвертом кварталах полярно-орбитальные спутники "Метеор-3М" и геостационарный спутник "Электро2". Они находятся в высокой степени готовности. И я надеюсь, что ничто не помешает эти запуски сделать. Но это только часть вопроса. Это мы обеспечиваем выполнение международных обязательств и будем получать информацию уже тоже от отечественных спутников. Сейчас пользуемся спутниками зарубежными. Но я должен сказать, пользуемся мы активно. Например, хочу показать, если это будет интересно, мы выпускаем ежемесячный спутниковый мониторинг российского сектора Черного и Азовского морей. Это зарубежные спутники, но система дешифрирования, распознавания, интерпретации этой информации – это наши отечественные системы. И мы умеем отслеживать и нефтяные загрязнения, другие загрязнения, в том числе и увеличение, уменьшение естественных элементов водной среды, таких как водоросли. Вы знаете, что от загрязнения иногда разрастаются определенные виды водорослей. И эту информацию мы производим. Конечно, это не оперативный режим, но, тем не менее, эта информация передается органам надзора и органам власти, которые соответственно могут ее использовать при принятии решений, выявлении источников загрязнения и т.д. Вообще, у нас с помощью спутниковых методов производится до 80 видов различной продукции, в том числе это температура водной поверхности. Это важная очень информация для рыбаков. Это прогностические характеристики, поля ветра и много другой информации. И это тоже на нашем сайте, вернее на сайте НПЦ "Планета" - это наш научный центр космической метеорологии. Есть специфическая проблема для нашей страны, вы знаете, у нас арктическая страна, и мы работаем в арктическом регионе, и живем в арктическом регионе и для того, чтобы развивать там навигацию в северном морском пути, освоение шельфа, конечно, требуется гидрометеорологическое обеспечение, которое невозможно без спутниковой информации. И вот в апреле этого года рассматривался вопрос об обеспечении интересов России в полярных регионах. И был принят целый ряд очень важных решений, одно из которых – это создание спутниковой системы "Арктика", многоцелевой системы, которая будет состоять из двух метеорологических спутников на высоких полярных орбитах, двух спутников связных и двух природо-ресурсных, то есть 6 спутников. Чем отличается от обычной полярная орбита? Обычная полярная орбита идет на высоте 200-300 километров, 400 километров. В общем, это высота одинаковая над всей земной поверхностью. Такие спутники есть не только у нас, у американцев, у европейцев сейчас появился. Они как бы дают полосу, которую захватывает спутник, информацию в полосе 700 тысяч километров, но потом спутник уходит, и следующий виток он уже дает с разницей во времени. Вот эта система "Арктика", которая уже проектируется, она отличается обычной полярно-орбитальной тем, что спутник находится высоко над полюсом, над полярным регионом, а когда он летит уже над территорией средних широт, над экватором, Южным полушарием, он идет на низкой высоте. То есть у него полярная орбита, это примерно также, как геостационарный спутник. Вы знаете, он висит на высоте от 25 до 30 тысяч километров над поверхностью земли. И все время весь земной шар он видит. Но обычный геостационарный спутник для нас не годится, потому что он полярные районы не видит. Он дальше 60 градусов не видит ничего. И поэтому для нас вот эта информация исключительно важна. Не только для того, чтобы можно было прогнозировать передвижение ледяных массивов, там специальный локатор бокового обзора планируется на этом спутнике, но и для научных исследований, конечно, это очень важно. Все время полярный регион будет освещен информацией, непрерывно. И это принципиально важно для многих аспектов, поэтому в этом направлении решения приняты. И я думаю, что через 2-3 года первые спутники появятся. Только мы и американцы можем запускать спутники на высокую полярную орбиту, больше никто этими технологиями не владеет. |
Ведущая: Переходим к следующему блоку вопросов, касающихся международного сотрудничества, а также сотрудничества с общественными организациями в области осуществления мониторинга состояния окружающей природной среды. Следующий вопрос от Павла Карина из Екатеринбурга. Расскажите, пожалуйста, осуществляется ли в настоящее время Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды взаимодействие со Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО)? Если да, то какие направления Вы могли бы назвать? |
Бедрицкий А.И.: Вообще Конвенция Всемирной Метеорологической Организации является основополагающим документом, на базе которого ведется международное сотрудничество и осуществляется взаимодействие. Наш закон о гидрометеорологической службе, который был разработан и принят впервые в 1998 году, а затем изменения к нему были внесены в 2006 году, основывается на фундаментальных принципах, провозглашенных в Конвенции. А что это за принципы? Это – единство наблюдений, так если с разными методиками производить наблюдения в различных точках земного шара, то мы никогда не получим сопоставимых результатов. И, конечно, мы не сможем получить приемлемого прогноза для его использования. Это – обмен, свободный и неограниченный обмен метеорологической информацией для целей прогнозирования, открытый для всех стран. Если страны закроют такой обмен, ни одна страна не сможет, даже страна, имеющая спутниковые системы, обеспечить необходимый уровень гидрометеорологической информации продукции, потому что спутники на сегодняшнем этапе развития без наземных наблюдений не могут обеспечить информацию для прогноза. И поэтому практически все страны мира являются членами Всемирной Метеорологической организации. Основные направления сходны с тем, о чем я говорил. Вообще, девизом Всемирной Метеорологической организации является: "Климат. Погода. Вода". Хотя с точки зрения гидрологии ВМО занимается только оперативными аспектами гидрологии, то есть прогнозированием, наблюдением паводков, весенних половодий и т.д., и частично оценкой и изучением водных ресурсов. А в области погоды и климата ВМО является лидирующей организаций в мире, одной из восьми специализированных организаций ООН, которая предоставляет Международному сообществу и странам наиболее авторитетную научную информацию о состоянии погоды, о развитии систем прогнозирования, а также по климату. ВМО координирует важнейшие научно-исследовательские программы: всемирная программа исследований климата, всемирная программа по гидрологии, всемирная служба погоды – эта программа является оперативной, благодаря ей существует система глобального обмена данными центров и региональных центров прогнозирования различных явлений. Для того, чтобы прогнозировать погоду в 60-е годы было создано три мировых метеорологических центра – Вашингтон, Москва и Мельбурн, и 28 региональных метеорологических специализированных центров, у нас их 2 – это Новосибирск, Хабаровск, которые выпускают продукцию прогностическую не только для удовлетворения потребностей своих стран, но и для международного использования. И в том числе мы несем, как региональный центр, ответственность за сбор информации по другим странам. Кроме этого, ВМО координирует исследования в области атмосферных наук, в области информации о парниковых газах, о состоянии озонового слоя. И такие бюллетени выходят ВМО. В рамках ВМО функционирует так называемая глобальная служба атмосферы, в рамках которой страны наблюдают за состоянием озонового слоя, за концентрацией парникового газа и за элементами загрязнения природной среды. ВМО тесно сотрудничает с другими организациями, такими как ЮНЕП, программа ООН по окружающей среде, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО, которая занимается океаном. ВМО предоставляет систему сбора информации для распространения сигналов цунами. Но я должен сказать, что не все службы занимаются этим направлением. В России есть три центра предупреждения от цунами, которые выдают прогнозы и предупреждения о волне цунами на базе информации Академии наук российской, сейсмологической информацией, и на базе расчета и прогнозирования моделей расчета и возможностей появления цунами. Но из-за того, что такие службы не были организованы в Индонезии, на Филиппинах 4 года назад катастрофическое цунами привело к большим жертвам. ВМО является также координатором этой деятельности. И безусловно климат. ВМО инициировало созыв двух всемирных климатических конференций, на которых проблемы изменений климата стали ясными или явными, актуальными уже не только для ученых, но и для политиков, для специалистов. И первая климатическая конференция, она в 79 году прошла, привела к тому, что ВМО и ЮНЕП создали межправительственную группу экспертов по изменению климата, которые начали анализировать научные данные в различных аспектах и проблемах, благодаря чему потом появилась в конечном итоге рамочная Конвенция ООН по изменению климата. Специфическими направлениями деятельности являются активные воздействия на гидрометеорологические процессы, то есть в рамках ВМО обсуждаются научные аспекты этой деятельности и вырабатываются совместные исследования, полярные регионы ВМО являлись инициатором проведения и второго полярного года, а это было в 1932 году, и сейчас в 2007 году – третьего международного полярного года, это исследования в Арктике, Антарктике. Эти исследования направлены, как на выявление новых закономерностей в развитии погодных процессов, так и в исследовании климата. Сейчас, например, ВМО ведет всемирную программу "Торпекс". В ней участвует и Россия. Эта программа направлена на то, чтобы получить информацию из проблемных зон. Например, известно, что зоной зарождения циклонов является Северная Атлантика, или Северная часть Тихого океана, оттуда они идут, в основном, на США а вот Северная Атлантика – это вот все то, что мы с вами получаем, все наши дожди зарождаются там. Но информации оттуда нет, там нет станций, там облачность постоянная не позволяет спутниковыми методами получать данные, и "Торпекс" организован для того, чтобы из этих зон путем наблюдений и с кораблей, и со спутников в том числе, беспилотных аппаратов получать данные для того, чтобы понимать закономерности возникновения циклонов, их развитие, потому что, конечно, чисто теоретическим путем это сделать невозможно. ВМО также координирует работу по тропическим циклонам, по тайфунам. В том числе, и для России это представляет интерес, потому что тайфуны выходят и на наш район Дальневосточный. Вот это и есть основные направления работы, однако это, конечно же, не исчерпывающий список. |
Ведущая: Вопрос задает Антонина Васильева из Алтайского края. Какую совестную работу с общественными объединениями в рамках мониторинга состояния окружающей природной среды ведет Росгидромет сегодня? Назовите наиболее активные общественные объединения, реально помогающие решать насущные задачи? Действуют ли на территории РФ международные общественные организации, чья деятельность помогает Росгидромету? |
Бедрицкий А.И.: Многие проявляют интерес к информации, особенно в области загрязнения окружающей среды. Но вместе с тем я должен признать, что у нас есть контакты с общественными организациями в области охраны окружающей среды, которые интересуются проблемами, тенденциями загрязнениями в сфере окружающей среды. При Росгидромете есть общественный совет, он сравнительно недавно создан, в прошлом году. В него входят такие известные люди, как Владимир Михайлович Захаров, он член общественной палаты, он возглавляет Российский экологический центр. Членами нашего общественного совета являются представители учебных заведений, трех университетов: Московского, Казанского и Санкт-Петербургского гидрометеорологического университета. Мы сотрудничаем с всероссийским обществом по охране природы. Есть организации, которые в нашей области интересуются, например, Деловая Россия, у них есть соответствующее направление, которое связано с охраной окружающей среды. Также с Торгово-Промышленной палатой мы сотрудничаем, проводим вместе различные мероприятия. Я, например, с удовольствием участвую перед "восьмеркой", которая была в прошлом году. Представители общественных организаций, обсуждали проблемы окружающей среды, которые рассматривали лидеры стран восьмерки. Сейчас много организаций, которые хотят участвовать в процессах реализации Киотского протокола в реализации проектов совместного осуществления. Что касается международных общественных организаций, то мы сотрудничаем со Всемирным фондом дикой природы, у них есть особенное климатическое направление. |
Ведущая: Вопрос от Олега Владимирова из Псковской области. Скажите, пожалуйста, доводится ли информация, полученная по результатам проведения мониторинга до общественности в полном объеме, и где можно ознакомиться с реальным состоянием планеты в области экологии? |
Бедрицкий А.И.: Однозначного ответа на данный ответ нет. Получить информацию о состоянии планеты вы могли бы на сайте ВМО. Кроме того, достаточно много разнообразной информации содержат программы ЮНЕП о состоянии окружающей среды, сведений о работе Межправительственной группы экспертов по изменению климата. На сайте ВМО имеются оценочные доклады об изменении климата на русском языке. Это что касается планеты. Что касается нашей системы, то, собственно говоря, вы знаете, что согласно Конституции РФ информация о состоянии окружающей среды является открытой и доступной. Указанная информация является открытой. Мы выпускаем много публикаций: ежегодники и специализированные издания. Например, "Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ на рубеже XX-XXI века", "Ежегодник качества поверхностных вод", "Ежегодник состояния экосистем поверхностных вод", "Ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям", "Ежегодник состояния атмосферы в городах России", "Ежегодник состояния загрязнения пестицидами объектов природной среды", "Годовой обзор экологического состояния морей и отдельных районов мирового океана", "Ежегодник радиационной обстановки на территории России и сопредельных государств" и т.д. На сайтах нашей организации довольно много информации, которая касается загрязнения. Например, Московский центр по гидрометеорологии выпускает прогнозы уровня загрязнения атмосферного воздуха в Московском регионе. Когда метеорологические условия складываются определенным образом, то возникает повышенная концентрация в атмосфере из-за слабого рассеивания загрязнителя, и делаются специализированные прогнозы. Это не только в Москве, но и в других наших организациях и в центрах по гидрометеорологии. Всю информацию об этом можно найти в интернете. Помимо определения состояния загрязнения, Служба осуществляется мониторинг климата Северного полушария, ежегодный мониторинг климатических характеристик РФ, что также имеется на сайтах наших организаций. Через наш сайт www.meteorf.ru можно выйти через список организаций на их сайты и получить информацию, то есть найти ее в электронном виде. Кроме этого в рамках Федеральной целевой программы "Мировой океан" мы создали единую систему информации о состоянии мирового океана (ЕСИМО). В данную систему входит около 20 министерств и ведомств. Отмечу, что существует сайт ВНИГМИ (Всероссийский институт научно-исследовательский гидрометеорологической информации) – мировой центр данных. ВГНИМИ является оператором единого государственного фонда данных о состоянии загрязнения природной среды. Имеется ряд проблем, в силу которых нельзя получить доступ ко всем данным. Например, там есть данные на микрофильмах, на магнитных лентах ЕС ЭВМ, всего более 50 тысяч лент. Кстати, в рамках проекта модернизации мы закупили средства не только для перезаписи этой информации, но и для современной архивации все эти данные будут переписаны на магнитные картриджи, и тогда можно будет практически к любым историческим данным получить доступ через интернет. Сейчас, конечно, этот доступ ограничен, но каждый год на 3 - 4 % количество пользователей фондов данных у нас должно увеличиваться. И мы над этим работаем. Ведущая: Вы уверяете нас, что факты сокрытия не имеют места? Бедрицкий А.И.: Помните, я говорил, чтобы факты сокрытия вообще никогда не имели места, необходимо, чтобы информационная система была независима от тех, кто принимает решения в конкретной области. Вот почему гидрометслужба должна быть самостоятельна, а не входить в состав какого-либо министерства или ведомства, потому что мы даем агрометеорологические прогнозы. Эти прогнозы имеют не только научную, но и практическую ценность. Вы же знаете, оттого какие урожаи могут быть, зависят цены на рынке, положение многих компаний и т.д. Поэтому мы выпускаем прогноз ограниченного характера и передаем его Министерству сельского хозяйства, чтобы конкуренты нашей страны не получили к нему доступ. В настоящее время эта система наладилась, а весной в начале 90-х годов прогнозом стали интересоваться работники американского посольства. Такова информация об урожайности или о состоянии озимых культур или зерновых. Эта информация является стратегической. Министерство природных ресурсов и экологии интересует информация об охране окружающей среды. Министерство транспорта интересует информация об авиации и т.д. Минрегион - информация климата, Минэнерго - прогнозы температурного режима долгосрочного характера, так как без них они не могут готовиться к зиме. Они не могут спланировать, как им накапливать запасы топлива и т.д. Ведущая: Спасибо большое, Александр Иванович, за подробные, исчерпывающие ответы. И за то, что Вы нашли время сегодня приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Напоминаем, что интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ"). |