76% респондентов уверены, что применение мер физического воздействия к авиадебоширам поможет повысить безопасность авиаперелетов
С инициативой ужесточения ответственности авиадебоширов выступили в конце февраля авиаперевозчики. В частности, предлагается расширить полномочия членов экипажей воздушных судов и сотрудников службы авиационной безопасности и предоставить им полномочия применять меры физического воздействия к правонарушителям, вплоть до заключения в наручники прямо на борту самолета.
Напомним, сейчас командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, включая право удалить такое лицо с борта воздушного судна по прибытии на ближайший аэродром и передачи его правоохранительным органам, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ). При этом случаи, которые можно отнести к угрозе безопасности полетов, законодательно не определены, поэтому экипаж опасается пользоваться данной нормой. За невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна пассажиру грозит административный штраф в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ). Чаще всего "буйные" пассажиры одновременно привлекаются к административной ответственности за мелкое хулиганство (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ). Максимальное наказание за каждое из этих правонарушений составляет 1 тыс. и 1,5 тыс. руб. соответственно или административный арест на срок до 15 суток.
Мы опросили читателей портала ГАРАНТ.РУ, как они относятся к предложению авиаперевозчиков.
76% респондентов полностью поддерживают инициативу, соглашаясь, что такая мера поможет бороться с нарушителями общественного порядка во время перелетов. "Безусловно, буйный пассажир на борту самолета представляет повышенную опасность. Любые меры воздействия – от наручников до изоляции, и при необходимости применение электрошокера, в такой ситуации более чем оправданы'', – одобряет предложение один из участников опроса. "Обездвиживание дебошира – оправданная мера, но только при наличии видеозаписи, чтобы не было злоупотреблений", – делает оговорку другой участник опроса.
При этом 9% опрошенных не одобрили это предложение посчитав, что применение наручников неэффективно и само по себе создает угрозу безопасности полета. "Попытки "успокоить" авиадебошира силой могут обернуться катастрофой – ведь такой пассажир, к примеру, может попытаться повредить оборудование самолета, разбить иллюминатор и т. д.'', – делится своими опасениями наш читатель. "При умиротворении нарушителя могут пострадать другие пассажиры", – отмечает другой.
7% участников опроса не считают применение средств обездвиживания к пьяным или неуравновешенным пассажирам эффективным средством. "Нужно бороться не со следствием в лице буйного пассажира, а с основной причиной – алкоголем. Пьяных пассажиров нельзя допускать к полету, а, кроме того, нужно полностью запретить провоз и продажу спиртного на борту", – считает респондент. "Справиться с по-настоящему буйным пассажиром в условиях ограниченного пространства салона самолета крайне непросто. Экипаж обязан оценивать состояние каждого пассажира еще до вылета и командир воздушного судна должен быть наделен правом снимать с полета любого пассажира без объяснения причин!", – полагает другой респондент. "Как бы это не вылилось в культ силы со стороны членов экипажей самолетов", – беспокоится еще один участник опроса.
Еще 5% наших читателей внесли различные предложения по повышению безопасности авиаперелетов. "Нужно выдавать пилотам травматическое оружие", – предлагает один читатель. "Необходимо предусматривать в салонах самолетов специальные помещения для изоляции буйных пассажиров"– полагает другой. А часть респондентов из этой группы считают, что правонарушителей нужно законодательно пожизненно лишать права пользования авиатранспортом.
И только 3% участников опроса оказались безразличны к инициативе авиаперевозчиков в связи с тем, что не пользуются их услугами.
Время проведения опроса: 29 февраля – 8 марта 2016 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 424 респондента
Документы по теме:
- Воздушный кодекс Российской Федерации
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Читайте также:
Предлагается увеличить штрафы для авиадебоширов и разрешить членам экипажа применять пластиковые наручники
Такие меры должны способствовать предотвращению возникновения конфликтных ситуаций на борту воздушных судов и повышению безопасности полетов.
В России необходимо создать министерство гражданской авиации
Такого мнения придерживаются и парламентарии, и представители отрасли.