Новости и аналитика Мнения Глеб Шуклин Принятие антипиратского законопроекта без учета мнения интернет-сообщества разрушит рынок цифрового контента

Принятие антипиратского законопроекта без учета мнения интернет-сообщества разрушит рынок цифрового контента

Глеб Шуклин,
координатор комиссии по правовым вопросам РАЭК

Еще на стадии внесения в Госдуму антипиратский законопроект [был принят в первом чтении 14 июня 2013 г. – Ред.] вызвал ряд опасений экспертов интернет-индустрии. Напомню, что речь идет о внесении изменений в ГК РФ, АПК РФ, ГПК РФ и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Как следует из пояснительной записки к проекту закона, его цель – совершенствовать механизмы защиты авторских прав от нарушений, связанных с размещением информации, содержащей объекты авторских и смежных прав, информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете.

Одно из главных претензий интернет-сообщества возникает из-за возложения на информационных посредников финансового и досудебного бремени по разрешению частно-правовых споров в сфере интеллектуальной собственности. Также нарекания вызвали дисбаланс правовых интересов правообладателя и распространителя объекта авторских и смежных прав, юридически необоснованная подведомственность дел Московскому городскому суду, отсутствие досудебных процедур, не вовлекающих обеспечительные меры, чреватая злоупотреблениями возможность предварительных обеспечительных мер, блокировка по ip-адресам и другие.

Фактически реализация законопроекта означает перекладывание финансового бремени по пресечению нарушений авторских и смежных прав с плеч правообладателей и их объединений на плечи бизнес-компаний другого сектора — информационных и технологических посредников. Необходимо отметить, что реализация норм законопроекта в текущем виде не будет способствовать значительному снижению потребления нелегального контента, но, более того, реализация законопроекта снизит потребление контента легального, как кино, так и других видов.

Разрушится сложившийся рынок цифрового контента (не только кино, но и книжного, музыкального и игрового) вследствие досудебного характера блокировки контента в отсутствие экспликации принципа notice-and-takedown. В данном контексте речь идет только о легальном рынке цифрового контента, который в последние несколько лет начал формироваться и наращивает объем стремительными темпами. Те авторы, которые жалуются на то, что их печатные произведения можно нелегально скачать в интернете (а это значит, что не приносят прибыли), просто не умеют монетизировать свои произведения в новых условиях горизонтального распространения информации с помощью сетей. На сегодняшний момент уже давно существуют и активно развиваются такие ресурсы как: ivi.ru, ЛитРес, Либрусек и т.д.

Помимо этого, реализация законопроекта в его нынешнем виде приведет к следующим негативным последствиям:

  • судебные ошибки вследствие размытой подведомственности приведут к потере инвестиционного климата рунета;
  • возникнет финансовое и организационное бремя для российских провайдеров и операторов связи;
  • требования законопроекта технически не соответствуют характеру взаимодействий в сети Интернет, а значит, могут нарушить его целостность и функционирование;
  • несоответствие и противоречие отдельных норм законопроекта современному законодательству, международным нормам и практикам создаст непреодолимый барьер на пути внутреннего роста российских рынков и расширения их на международный контекст.

Комиссия по правовым вопросам РАЭК, в которую в том числе входят представители компаний Google, Mail.Ru Group, Яндекс, Рамблер-Афиша-СУП, HeadHunter и других, разработали поправок проект изменений в текст законопроекта, устраняющих указанные недостатки с учетом сложившейся российской и международной практики и позволяющий сохранить баланс интересов авторов, правообладателей, информационных посредников и пользователей (таблица). Есть мнение, что законопроект примут на этой неделе, и мы надеемся, что наши предложения будут учтены.

Таблица. Предлагаемые РАЭКом поправки в законопроект № 292521-6 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях"

Статья

Текущая редакция

Предлагаемая редакция

Комментарий

Статья 1 пункт 1

1) Пункт 2 статьи 1252 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав при размещении материала в информационно — телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, к ресурсам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные гражданским процессуальным законодательством, направленные на ограничение доступа к информации, нарушающей исключительные права. Порядок ограничения доступа устанавливается законодательством Российской Федерации об информации.»;

1) Пункт 2 статьи 1252 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав при размещении материала в информационно — телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, к ресурсам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные гражданским процессуальным законодательством, направленные на ограничение доступа к информации, нарушающей исключительные права. Порядок ограничения доступа устанавливается законодательством Российской Федерации об информации.

интеллектуальных прав на аудиовизуальные произведения и (или) фонограммы при размещении материала в информационно — телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, к страницам сайта в сети Интернет, в отношении которых предъявлено заявление о нарушении исключительного права, в случае, если информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материалов на таких страницах, не принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав в соответствии с п. 3 ст. 12531 настоящего Кодекса и законодательством об информации, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, направленные на ограничение доступа к материалам, нарушающим интеллектуальные права. Порядок ограничения доступа устанавливается законодательством Российской Федерации об информации. Указанные обеспечительные меры применяются при условии, что они не влекут нарушение и (или) ограничение прав и законных интересов третьих лиц. »;

В Арбитражном процессуальном кодексе уже предусмотрены нормы, касающиеся принятия предварительных обеспечительных мер.

В системе арбитражных судов формируется Суд по интеллектуальным правам, который будет способствовать формированию единообразной и непротиворечивой практики.

Статья 1 пункт 2

"Статья 1253^1. Особенности ответственности информационного посредника

1. Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети или предоставляющее возможность размещения материала в этой сети, — информационный посредник — несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

2. Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, произошедшие в результате такой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) информационный посредник не является инициатором такой передачи и не определяет получателя материала;

2) информационный посредник не изменяет указанный материал после его получения, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;

3) информационный посредник не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего такой результат или средство индивидуализации, является неправомерным.

3. Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материалов в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, произошедшие в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) информационный посредник не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащегося в таком материале, является неправомерным;

2) информационный посредник в случае получения письменного заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием места размещения такого материала в информационно-телекоммуникационной сети своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Перечень необходимых и достаточных мер, а также порядок их осуществления могут быть установлены законом.

4. К информационному посреднику, не несущему в соответствии с настоящей статьёй ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.".

"Статья 1253^1. Особенности ответственности информационного посредника

1. Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети или предоставляющее возможность размещения материала в этой сети, — информационный посредник — несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

2. Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, произошедшие в результате такой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) информационный посредник не является инициатором такой передачи и не определяет получателя материала;

2) информационный посредник не изменяет указанный материал после его получения, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;

3) информационный посредник не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего такой результат или средство индивидуализации, является неправомерным.

3. Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материалов в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, произошедшие в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) информационный посредник не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащегося в таком материале, является неправомерным;

2) информационный посредник в случае получения от правообладателя письменного заявления или заявления в иной форме с соблюдением процедуры, установленной информационным посредником, правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием точного места размещения такого материала в информационно-телекоммуникационной сети своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Заявление правообладателя должно содержать следующую информацию: 1) контактная информация заявителя, включая имя (наименование) и адрес; 2) сведения об объекте авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение; 3) описание оспариваемых материалов и ссылка на страницу сайта в сети Интернет, на которой размещены оспариваемые материалы; 4) подтверждение заявителя о наличии у него прав на объект авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение; 5) заверение в том, что заявитель предупрежден об ответственности за предоставление недостоверной информации

Перечень необходимых и достаточных мер, а также порядок их осуществления могут быть установлены законом устанавливаются законодательством об информации.

4. К информационному посреднику, не несущему в соответствии с настоящей статьёй ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.".

 

Статья 2

Статья 2.

Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

1) Дополнить статью 26 частью третьей следующего содержания:

«Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со статьей 1441 настоящего Кодекса.«;

2) Дополнить часть 1 статьи 140 пунктом 31 следующего содержания:

»31) возложение на ответчика и других лиц обязанности совершить определённые действия в целях прекращения нарушения интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»;

3) Дополнить главу 13 статьей 1441 следующего содержания:

«Статья 1441 Предварительные обеспечительные меры защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет».

1. Суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты интеллектуальных прав заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» до предъявления иска.

2. Предварительные обеспечительные меры, предусмотренные настоящей статьей, принимаются судом по правилам, предусмотренным настоящей главой, с особенностями, установленными настоящей статьей.

3. Заявление об обеспечении защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

4. При подаче заявления об обеспечении защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов интеллектуальных прав, и свои права на указанные объекты.

В случае непредставления указанных документов суд оставляет заявление об обеспечении имущественных интересов без движения по правилам статьи 136 настоящего Кодекса до представления указанных в настоящем пункте документов.

5. Об обеспечении имущественных интересов суд выносит определение. В определении устанавливается срок, не превышающий пятнадцати дней со дня вынесения определения, для подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя.

6. В случае принятия Московским городским судом предварительных обеспечительных мер, предусмотренных настоящей статьей, исковое заявление о защите интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается заявителем в указанный суд.

7. Если заявителем не было подано исковое заявление в срок, установленный в определении суда об обеспечении имущественных интересов, обеспечение отменяется тем же судом.

Об отмене обеспечения имущественных интересов выносится определение.

Копии определения направляются заявителю и иным заинтересованным лицам не позднее следующего дня после дня вынесения определения.

8. В случае подачи заявителем искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя, эти меры действуют как меры по обеспечению иска.

9. Организация или гражданин, права и (или) законные интересы которых нарушены обеспечением имущественных интересов до предъявления иска, вправе требовать по своему выбору от заявителя возмещения убытков в порядке, предусмотренном статьей 146 настоящего Кодекса, если заявителем в установленный судом срок не было подано исковое заявление по требованию, в связи с которым арбитражным судом были приняты меры по обеспечению его имущественных интересов, или если вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда в иске отказано.«;

3) Дополнить часть 1 статьи 428 абзацем третьим следующего содержания:

«Исполнительный лист по определению об обеспечении защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в сети „Интернет“, выдается взыскателю не позднее следующего дня после вынесения определения.»;

4) Дополнить статью 429 частью 3 следующего содержания:

«3. На основании определения об обеспечении защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях, в том числе сети „Интернет“, по ходатайству взыскателя суд может выдать исполнительный лист в отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций, а также исполнительные листы по числу информационных посредников и/или лиц, осуществляющих распространение информации, послужившей основанием для вынесения определения об обеспечении защиты интеллектуальных прав.».

Исключить.

Наделение Мосгорсуда исключительными правами по рассмотрению дел о нарушениях интеллектуальной собственности не обосновано и приведет к чрезмерной нагрузке на Мосгорсуд. Интеллектуальные права нарушаются на всей территории России, и сосредоточение борьбы с нарушениями в Мосгорсуде понизит её эффективность.

Рассмотрение споров, связанных с защитой интеллектуальных прав, включая авторские и смежные права в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», не может быть передано на рассмотрение в рамках исключительной компетенции суда общей юрисдикции. Напротив, необходимо установить их подведомственность арбитражным судам.

Статья 3

Статья 3.

Внести в статью 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение, дополнив пункт 42 части 1 словами
«за исключением дел, рассматриваемых в соответствии со статьей 1441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 3.

Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

1. Изложить пункт 42 части 1 статьи 33 в следующей редакции: «по спорам о защите интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети „Интернет“, о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, в том числе в сети „Интернет“, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса»;

Дополнить ч. 1 ст. 91 пунктом 7) следующего содержания: «по делам, связанным с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети „Интернет“, на ответчика может быть возложена обязанность совершить действия, направленные на блокирование и (или) ограничение доступа к определенной информации, содержащей материл, нарушающий интеллектуальные права, и размещенной по указателю страницы сайта в сети „Интернет“, в срок, установленный определением суда о принятии обеспечительных мер, и в порядке, предусмотренном законодательством об информации».

В ст. 91 АПК РФ необходимо предусмотреть отдельный вид обеспечительных мер, направленных на предотвращение нарушений в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет». Данная конструкция позволит обозначить специфику данных обеспечительных мер и предусмотреть в федеральном законодательстве (в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») дополнительные требования к данным обеспечительным мерам.

В случае неисполнения ответчиком определения суда о блокировании информации, содержащий материал, нарушающий исключительные права, для принудительного исполнения судебного акта возможно обращение исполнительным листом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи по правилам статьи 7 ФЗ «Об исполнительном производстве» с соблюдением положений статьи 15.2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Статья 4

Статья 4.

Дополнить Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ
«Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, 1658) статьей 152 следующего содержания:

«Статья 152 Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением интеллектуальных прав

1. Правообладатель, в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационной сетях, в том числе в сети Интернет, аудиовизуальных произведений и (или) фонограмм, распространяемых без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию, на основании судебного акта.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на основании вступившего в силу судебного акта в течение 3 рабочих дней:

а) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-коммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет» указанного информационного ресурса (далее — провайдер хостинга);

б) направляет провайдеру хостинга в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении интеллектуальных прав с указанием наименования произведения, автора и правообладателя и требованием принять меры по удалению такой информации;

в) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга в соответствующей информационной системе.

3. В течение суток с момента получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления незаконно размещенной информации и (или) принять меры по ограничению доступа к ней.

4. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о необходимости удаления незаконно размещенной информации владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех суток с момента получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи.

5. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, сведения об информационном ресурсе, позволяющие идентифицировать информационных ресурс в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сайт в сети «Интернет», направляются по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к такому информационному ресурсу, в том числе сайту в сети «Интернет», или к размещенной на нем информации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на основании вступившего в силу судебного акта в течение 3 рабочих дней со дня получения судебного решения об отмене ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим аудиовизуальные произведения и (или) фонограммы без разрешения правообладателя или иного законного основания, уведомляет провайдера хостинга и операторов связи об отмене мер по ограничению доступа к таким сайтам.

7. Предусмотренный настоящей статьей порядок не применяется к информации, подлежащей включению в реестр, в соответствии со статьей 151 настоящего Федерального закона.«.

Статья 4.

Дополнить Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, 1658) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 1 дополнить словами: «, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом.»;

2) Дополнить статьей 152 следующего содержания:

«Статья 152 Порядок ограничения доступа к информации, размещенной с нарушением интеллектуальных прав

1. Правообладатель, в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационной сетях, в том числе в сети Интернет, аудиовизуальных произведений и (или) фонограмм, распространяемых размещенных без его разрешения или иного законного основания, если информационный посредник, предоставляющий возможность размещения таких материалов, не принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав в соответствии с гражданским законодательством и статьей 171настоящего Закона, вправе обратиться в арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, с заявлением о принятии обеспечительных мер, направленных на блокирование и (или) ограничение доступа к информации, содержащей аудиовизуальное произведение и (или) фонограмму, права на которые принадлежат правообладателю, провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети «Интернет».

2. При обращении в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет», правообладатель обязан указать полный указатель страницы в сети «Интернет», место расположения и описание материала, размещенного с нарушением интеллектуальных прав заявителя, а также представить доказательства, подтверждающие направление уведомления соответствующему информационному посреднику в порядке, установленном Статьей 171, права заявителя на указанный объект, доступность материала, размещенного с нарушением интеллектуальных прав заявителя, на момент обращения с заявлением по указателю страницы в сети «Интернет», содержащемуся в заявлении, а также доказательства, обосновывающие с учетом конкретных обстоятельств дела соразмерность ограничения доступа ко всему информационному ресурсу в целом в случае технической невозможности ограничения доступа к информации, содержащей материал, размещенный с нарушением интеллектуальных прав, по указателю страницы сайта в сети «Интернет», указанному в заявлении о принятии обеспечительных мер, и отсутствие нарушения прав третьих лиц в результате ограничения доступа к информационному ресурсу в целом.

3. В случае удовлетворения заявления правообладателя, направленного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, судом выносится определение, в котором, помимо сведений, предусмотренных процессуальным законодательством, указывается полный указатель страницы в сети «Интернет», место расположения и описание материала, размещенного с нарушением интеллектуальных прав заявителя, а также указание на допустимость с учетом конкретных обстоятельств дела ограничения доступа ко всему информационному ресурсу в целом в случае технической невозможности ограничения доступа к информации, содержащей материал, размещенный с нарушением интеллектуальных прав, по указателю страницы сайта в сети «Интернет», указанному в определении суда о принятии обеспечительных мер, при этом ограничение доступа к информационному ресурсу в целом для целей ограничения доступа к информации, содержащей материал, нарушающий интеллектуальные права в порядке, предусмотренном настоящей статьей, должно применяться только в исключительных случаях при соразмерности такой меры с учетом конкретных обстоятельств дела и не допускается, если такое ограничение доступа к информационному ресурсу в целом может повлечь ограничение доступа к иным информационным ресурсам, не указанным в заявлении правообладателя о принятии обеспечительных мер, а также привести к нарушению прав третьих лиц. В срок, не позднее дня, следующего за днем вынесения определения, в случае удовлетворения требования заявителя, суд направляет указанное определение ответчику для добровольного исполнения в срок, установленный таким определением.

4. 1. Правообладатель, в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационной сетях, в том числе в сети Интернет, аудиовизуальных произведений и (или) фонограмм, распространяемых без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в В случае отказа или уклонения ответчика от исполнения определения суда в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, исполнительный документ, выданный на основании определения суда, может быть направлен правообладателем для его исполнения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи с заявлением о принятии целью принятия мер по блокированию и (или) ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию, к информации, содержащей материал, нарушающий интеллектуальные права и размещенный по указателю страницы сайта в сети «Интернет», указанному в определении суда о принятии обеспечительных мер и выданном на основании судебного акта такого определения суда исполнительном документе.

2. 5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на основании вступившего в силу судебного акта полученного исполнительного документа в течение 3 трех рабочих дней:

а) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-коммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет» указанного информационного ресурса, указанной интернет — страницы (далее — провайдер хостинга), если указанное лицо не было определено в определении суда и исполнительном документе;

б) направляет провайдеру хостинга в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении интеллектуальных прав с указанием наименования произведения, автора и, правообладателя и указателя интернет — страницы, описанием оспариваемых материалов и требованием принять меры по удалению такой информации;

в) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга в соответствующей информационной системе.

3. В течение суток с момента получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления незаконно размещенной информации и (или) принять меры по ограничению доступа к ней.

4. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о необходимости удаления незаконно размещенной информации владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех суток с момента получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи.

6. В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления незаконно размещенной информации и (или) принять меры по ограничению доступа к ней.

7. В течение двух рабочих дней с момента получения от провайдера хостинга уведомления о необходимости удаления незаконно размещенной информации владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующей интернет-странице не позднее истечения пяти рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи.

5. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, сведения об информационном ресурсе, позволяющие идентифицировать информационных ресурс в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сайт в сети «Интернет», направляются по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к такому информационному ресурсу, в том числе сайту в сети «Интернет», или к размещенной на нем информации.

8. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в части 7 настоящей статьи, указатель интернет-страницы направляется по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к такой интернет-странице, в том числе сайту в сети «Интернет», или к размещенной на нем информации.

6. 9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации,
массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на основании вступившего в силу судебного акта в течение 3 трех рабочих дней со дня получения судебного решения об отмене ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим аудиовизуальные произведения и (или) фонограммы без разрешения правообладателя или иного законного основания обеспечительных мер, уведомляет провайдера хостинга и операторов связи об отмене мер по ограничению доступа к таким сайтам.

7. 10. Предусмотренный настоящей статьей порядок не применяется к информации, подлежащей включению в реестр, в соответствии со статьей 151 настоящего Федерального закона.».

2) статью 17 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Информационный посредник освобождается от ответственности за нарушение авторских и смежных прав в результате размещения третьим лицом информации, содержащей объект авторского права и смежных прав, в случае своевременного принятия необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения авторских и смежных прав.».

3) дополнить статьей 171 следующего содержания:

«Статья 171. Уведомление информационного посредника правообладателем

1. Информационный посредник в случае получения письменного заявления правообладателя (или его представителя) о нарушении авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в результате незаконного размещения информации, содержащей объект авторских и смежных прав (далее — заявление), обязан принять меры по ограничению доступа к такой информации, установленные настоящей статьей.

2. Заявление представляется информационному посреднику непосредственно либо в форме электронного сообщения (в том числе посредством онлайн-формы), или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В заявлении указываются следующие сведения:

1) контактная информация заявителя, включая имя (наименование) и адрес;

2) сведения об объекте авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение;

3) описание оспариваемых материалов и ссылка на страницу сайта в сети Интернет, на которой размещены оспариваемые материалы;

4) подтверждение заявителя о наличии у него прав на объект авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение;

5) заверение в том, что заявитель предупрежден об ответственности за предоставление недостоверной информации.

3. В разумный срок с момента получения от правообладателя заявления, информационный посредник обязан приостановить (блокировать) доступ, осуществляемый посредством сети Интернет, к такой информации, и (или) приостановить (блокировать) ее распространение.

Информационный посредник вправе направить информацию о принятых мерах и копию заявления правообладателя (или его представителя) о нарушении его авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет лицу, разместившему информацию, содержащую объект авторского права и смежных прав (далее — пользователь) или направить свои возражения заявителю в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

4. В течение десяти рабочих дней после принятия в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи мер пользователь вправе направить владельцу сайта в сети Интернет для передачи заявителю возражения, в которых должны быть указаны следующие сведения:

1) сведения, достаточные для установления пользователя и контактная информация для связи с ним;

2) информация об оспариваемых материалах и указание на страницу сайта в сети Интернет, где они находились до удаления;

3) подтверждение пользователя о правомерном размещении информации, содержащей объект авторского права и смежных прав;

4) заверение в том, что пользователь предупрежден об ответственности за предоставление недостоверной информации.

5. В случае, если в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи пользователь направит информационному посреднику возражения о законности размещения информации, информационный посредник незамедлительно направляет эти возражения, а также сведения, достаточные для установления указанного лица и связи с ним, заявителю и информирует заявителя о том, что доступ к оспариваемой информации будет им восстановлен по истечении 10 дней с момента настоящего уведомления.

Если по истечении 10 дней с момента направления возражений заявителю информационный посредник не был уведомлен заявителем об обращении в суд заинтересованного лица в защиту нарушенных авторских и смежных прав он вправе восстановить доступ к информации, содержащей объект авторского права и смежных прав.

В том случае, если в течение данного срока заинтересованные лица обратились в суд за защитой нарушенных авторских и смежных прав, срок приостановления (блокирования) доступа к информации продлевается до вступления в законную силу судебного акта.

Если размещение оспариваемой информации будет признано судом правомерным, то заявитель обязан по требованию пользователя или информационного посредника возместить вызванный ограничением доступа ущерб.

6. Информационный посредник не несет ответственности перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации в случае принятия мер, предусмотренных настоящим законом.»

Изменения, предлагаемые в статью 152 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержат подробную регламентацию требований к заявлению правообладателя о принятии обеспечительных мер, обстоятельствам, которые подлежат исследованию судом в рамках рассмотрения заявления о принятии обеспечительных мер, определению суда, а также уведомлению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи провайдеру хостинга и (или) владельцу сайта.

В частности, предусматривается, что указанные документы должны обязательно содержать информацию о полном указателе страницы в сети «Интернет», месте размещения и идентифицировать материал, размещенный с нарушением интеллектуальных прав заявителя. Кроме того, заявитель обязан также представить доказательства того, что информационному посреднику или владельцу сайта было направлено уведомление о нарушении исключительных прав, что материал, расположенный по указателю страницы в сети «Интернет», доступен на момент обращения в суд с заявлением, что заявитель является обладателем соответствующих исключительных прав, а также, что в случае технической невозможности ограничения доступа к информации, содержащей нарушающий материал, по указателю страницы, ограничение доступа к информационному ресурсу в целом будет соразмерно требованиям заявителя с учетом конкретных обстоятельств дела, а также не повлечет нарушения прав третьих лиц.

Придерживаясь точки зрения, что блокировка информационных ресурсов в целом для защиты частных интересов является чрезмерной и необоснованной мерой, мы предлагаем механизм, в рамках которого суд при принятии решения должен будет оценить обстоятельства конкретного дела и определять, соразмерна ли такая мера заявленному требованию и не повлечет ли она нарушение прав третьих лиц. В частности, указано, что ограничение доступа к информационному ресурсу в целом должно осуществляться только, если технически возможно обеспечить, чтобы иные информационные ресурсы, не указанные в заявлении, не были затронуты таким ограничением доступа.

Все записи автора

Все авторы