Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей
Цисана Шамликашвили,
президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права.
Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон.
Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.
Напомним, медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров – как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона – медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта.
Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.
Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.
Перед российским медиативным сообществом встала задача разработать специально для нашей страны оригинальный метод с использованием понимающего подхода для образовательно-воспитательной сферы – школьную медиацию. Специалистами Центра медиации и права был проанализирован и обобщен тот опыт, который накоплен в США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах, и разработан метод, учитывающий особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий. При этом метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.
Таким образом, "школьная медиация" – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.
Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками. Ни в коем случае нельзя недооценивать значимость какого-либо из этих аспектов, хотя в разные периоды жизни влияние и значимость их варьируются.
Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.
Цели метода "Школьной медиации" можно сформулировать следующим образом:
- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие*, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
- улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть пять-шесть школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д., и именно они должны выступать посредниками при урегулировании "школьного конфликта", а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов.
При разработке метода о школьной медиации был взят за основу медиативный подход, построенный на понимании. В этом подходе априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной.
Что означает "понимать"? На первый взгляд, если есть коммуникация, то все очень просто: "Я сказал – ты понял". Однако это — кажущаяся простота.
В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и желания понять друг друга, часто предпочитают "уничтожить" противника, порой в ущерб самим себе. Получить информацию – мало, ее еще нужно правильно понять.
И это один из аспектов, с которыми работает медиация. Ею производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга.Важно понимать, что создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому одной из основ метода "Школьной медиации" является позитивное общение. "Школьная медиация – это своеобразная школа общения.
Интеграция метода "Школьной медиации" начинается с обучения взрослых основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода. Воспитатели, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и другие, кто работает в воспитательно-образовательной системе в силу своей профессиональной деятельности, стоят на "передовой", и именно им приходится искать пути разрешения этих непростых конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить.
Сложные конфликтные ситуации в воспитательно-образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития. Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. Ведь главная цель медиации в воспитательно – образовательном контексте – выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.
Однако медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей.
Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.
Одной из форм обучения детей медиации для снижения конфликтности на территории воспитательно-образовательных учреждений является создание взрослыми так называемых "групп равных" среди младших и старших подростков. Те взрослые, которые обучены "Школьной медиации", работают с детьми в группах-равных. Это позволяет активно вовлекать в работу самих детей. Обучая ровесников ("группы равных"), мы создаем условия для разрешения ими межличностных конфликтов, а с другой стороны – даем им возможность самореализации. Дети сами становятся распространителями идей медиации.
Чтобы усилить возможности метода "Школьная медиация", в него были интегрированы еще два очень важных блока. Это блок правового просвещения, ориентированный на всех участников образовательного процесса. Блок правовых знаний, в котором предусмотрена информация для родителей, детей и всех работников образовательной системы. Необходимость создания такого ликбеза для детей и взрослых нам подсказал опыт, с которым постоянно приходится сталкиваться в работе. Мы поняли, что на самом деле педагогическим кадрам очень не хватает правовых знаний. Очень часто это становится поводом и причиной очень сложных конфликтов, очень глубоких, с одной стороны, перерастающих порой в правовые конфликты, а с другой, часто становящихся причиной психологической травматизации детей.
Сложные отношения, бывает, складываются между родителями и преподавателями в силу правовой неграмотности обеих сторон, а также неумения общаться друг с другом, слушать и слышать другую сторону, сопереживать. Часто учителя становятся жертвами недопонимания и потребительского отношения родителей. Поэтому важно, чтобы каждая сторона поняла, что у всех есть равные права, была осведомлена об этих правах, при этом в полной мере осознавая, что за любым правом следует обязанность и ответственность. И если нам удастся хотя бы мелкими шажками распространить эти знания, организовать просветительскую деятельность в этой среде, то мы сделаем первые шаги, не только к улучшению условий для всех участников образовательного процесса, но и создадим реальный фундамент для совершенствования правовой культуры в целом.
Второй блок – это блок нейропсихологии, который мы так и назвали – подход к пониманию того, почему ребенок не хочет учиться, и как ему помочь. Дело в том, что это длинный, трудный путь. Но в складывающихся сегодня условиях мы обязаны обратить внимание на нужды таких детей, тем более что с каждым годом их становится все больше. Современная образовательная система все больше становится нормативной. Детей, отвечающих этим нормативным требованиям, очень мало, и те, кто не вписывается в эти обезличенные нормы, невольно оказываются аутсайдерами, "вторым сортом", что неизбежно приводит к тому, что дети сильно страдают. Существующая статистика указывает на то, что более 80% детей не укладываются в нормативные требования, предъявляемые еще в дошкольном учреждении. При этом оказывается, что тому есть объективные причины. Дети с подобными отклонениями часто страдают недостаточностью функции центральной нервной системы. Но, к сожалению, существование этих причин остается скрытым, не выявленным, непонятым. Взрослые чаще всего не обладают информацией о причинах, не укладывающихся в стандартные представления поведенческих реакций. Такие дети в существующих условиях с наибольшей вероятностью оказываются отвергнутыми в обществе, прежде всего сверстников, и не понятыми взрослыми. В первую очередь их отвергает среда, в которой они учатся, где они проводят большую часть времени. Будучи отвергнутыми учителями, своими сверстниками, лишенными чаще всего помощи и понимания, в силу неграмотности в этом вопросе родителей, именно эти дети и пополняют группы риска. Становясь потенциальными кандидатами на то, чтобы их жизненный сценарий развился по негативному пути. Часто они пополняют ряды трудных подростков, несовершеннолетних правонарушителей.
Когда учитель видит, что ребенок неусидчивый, непослушный, не выполняет заданий, конечно, у учителя это вызывает раздражение. Он начинает внутренне обвинять ребенка в том, что в его действиях присутствует злой умысел, что ребенок дурно воспитан. Возникает конфликт уже между учителем и родителями. На самом деле, нужно на ребенка обратить внимание, оказать ему профессиональную консультативную помощь и попытаться выявить истинные причины такого поведения (чаще всего действительно существует дефект центральной нервной системы, который не является патологией как таковой, но при этом требует определенной коррекции и индивидуального подхода). Мы разработали и интегрировали блок нейропсихологии, для того, чтобы в рамках обучения специалисты, которые будут заниматься "Школьной медиацией", родители, которые будут обучаться или каким-то образом участвовать в программе, знали и умели распознавать в детях проявления, симптомы, чтобы впоследствии они не блуждали в потемках, а понимали, что таким детям можно и нужно помогать. В некоторых случаях, после выявления причин они могут эту помощь оказывать и сами, просто проявляя больше чуткости и понимания, более творческий подход в отношениях с собственными детьми. Но одной из важнейших задач этого блока является просвещение, знания, которые позволяют изменить взгляд на ситуацию, осознать свои возможности и отказаться от бессильной разрушительной для себя и окружающих позиции, неизбежно приводящей к конфликту.
Медиативный подход основан на диалогичном общении всех сторон, предполагающем равноправие и предоставление равного пространства для самовыражения и защиты своих интересов. А для реализации этих возможностей все стороны должны четко представлять и знать не только свои права и свои обязанности, но и осознавать границы своей ответственности. Ведь, создавая с помощью метода "Школьная медиация" и медиативного подхода безопасную среду в образовательно-воспитательной сфере, мы говорим о праве и возможности каждого защитить и отстоять свои интересы, при этом признавая равное право и за своим оппонентом реализовать свои интересы, не нанося ущерба другим, и прежде всего детям.