Юридические аспекты и правовые "гарантии" процедуры медиации
Цисана Шамликашвили,
президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права.
В настоящей колонке я хотела бы рассказать о некоторых юридических аспектах проведения процедуры медиации. Постараюсь коротко изложить правовые основы в соответствии с действующим российским законодательством о медиации, а также рассказать о некоторых нюансах.
Итак, начнем со сферы применения медиации. Законодательство о медиации1 устанавливает, что процедура медиации применима к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений (при условии, что такие споры не затрагивают и не могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в медиации, а также публичные интересы) (ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", далее – Закон о медиации). В связи с этим медиация не применяется к коллективным трудовым и публично-правовым спорам. При этом стоит отметить, что в мире медиация хорошо зарекомендовала себя при урегулировании многосторонних споров (США, Канада, Европа и др.), в разрешении споров связанных с публично-правовыми отношениями (Нидерланды, Германия, США и др.), и более того во многих странах медиация используется в качестве восстановительного механизма в сфере уголовного права, к примеру в так называемых делах частного обвинения (например, Латвия, Норвегия, Австрия, США, Великобритания и др.).
Проведение процедуры медиации возможно на любом этапе урегулирования спора, как по инициативе сторон, так и по предложению судьи (п. 2 ст. 7 Закона о медиации). Главное условие, чтобы решение сторон об обращении к процедуре медиации было принято до того, как соответствующий суд или третейский суд примет решение по спору (п. 2 ст. 4 Закона о медиации). На практике2, судьи должны разъяснять сторонам их право обратиться к медиации, в беседе в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, либо в подготовительной части судебного заседания. Что сегодня происходит далеко не во всех судах, и носит чаще всего формальный характер, не способствуя активному распространению медиативной практики в нашей стране. При этом в большинстве своем судьи достаточно лояльны к процедуре медиации, но жесткие временные рамки, и еще больше отсутствие знаний о медиации, понимания ее сути является одним из основных препятствий к компетентному направлению сторон спора на медиацию.
Теперь остановимся на документах, сопровождающих проведение процедуры медиации. Вся процедура строится на соглашениях сторон, как письменных, так и устных, что в полной мере соответствует одному из основополагающих принципов медиации – добровольности, свободе волеизъявления. Среди письменных соглашений, указанных в Законе о медиации, перечислены:
1) соглашение о применении процедуры медиации, это документ, фиксирующий намерение/обязательство сторон при возникновении спора использовать процедуру медиации (п. 5 ст. 2 Закона о медиации). Это может быть отдельное соглашение, или один из пунктов основного договора в виде медиативной оговорки. Также в соглашении (медиативной оговорке) может содержаться обязательство не обращаться в суд (третейский суд) на время проведения процедуры медиации. При наличии медиативной оговорки в договоре спор не может быть передан на разрешение третейского суда (п. 5 ст. 5 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). При этом наличие соглашения о применении процедуры медиации не является препятствием для обращения в государственный суд (п. 3 ст. 7 Закона о медиации). Хотя суд и третейский суд обязаны признавать силу обязательства сторон не обращаться в суд/третейский суд на время проведения процедуры медиации, тем не менее, они могут принять дело к рассмотрению в случаях, если одной из сторон, по ее мнению, необходимо защитить свои права (п. 1 ст. 4 Закона о медиации). Из этого явственно следует, что медиация не является обязательным досудебным способом урегулирования при обращении в государственный суд;
2) соглашение о проведении процедуры медиации (п. 6 ст. 2 Закона о медиации), которое означает начало самой процедуры медиации, и обязательно должно содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 8 Закона о медиации. С заключением настоящего соглашения связан отсчет ряда сроков:
- так, срок проведения процедуры медиации не должен превышать 60 дней. Конкретные сроки стороны устанавливают сами непосредственно в соглашении о проведении процедуры медиации. В исключительных случаях и при согласии сторон и медиатора срок может быть продлен, но не более чем до 180 дней. Но в случае, если спор до начала процедуры медиации был передан на рассмотрение в суд или третейский суд, срок не может превышать 60 дней. Это связано с тем, что на время проведения процедуры медиации по ходатайству сторон, при условии предъявления соглашения о проведении процедуры медиации, суд/третейский суд откладывает судебное разбирательство на срок до 60 дней (п. 2 ст. 4 Закона о медиации, ч. 7 ст. 158 АПК РФ, ст. 6.1. ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). Необходимо отметить, что продолжительность процедуры медиации, не считая перерывов, обычно составляет от одного до нескольких дней при длительности одной сессии от трех до восьми часов;
- кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о медиации, пп. 5 п. 1 ст. 202 ГК РФ, п. 4 ст. 202 ГК РФ, на время проведения процедуры медиации, приостанавливается течение срока исковой давности;
В некоторых, случаях стороны дополнительно заключают соглашение о конфиденциальности, либо оно содержится в соглашении о проведении процедуры медиации.
3) медиативное соглашение (ст. 12 Закона о медиации) является результатом урегулирования спора посредством процедуры медиации и в нем стороны формулируют договоренности, достигнутые ими на добровольной основе. Медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку и исполняется на основе принципов добровольности и добросовестности. Уровень добровольного исполнения медиативных соглашений (более 85%) связан именно с природой, принципами самой процедуры медиации. Медиация позволяет сторонам на условиях равноправия найти такие способы выхода из сложной ситуации, которые максимально будут отражать их потребности и позволят реализовать интересы. Если медиация проводилась после передачи дела на рассмотрение суда или третейского суда, то медиативное соглашение может быть утверждено в качестве мирового соглашения. При этом в соответствии со спецификой медиации стороны в процессе разрешения спора могут договориться о самых разных аспектах, в том числе об обстоятельствах, лежащих за пределами первоначально заявленных требований. В результате медиации стороны могут также совершать иные процессуальные действия – признать иск, уменьшить исковые требования или отказаться от иска. Действующее законодательство ничего не говорит о регулировании медиативного соглашения по спорам из семейных и трудовых правоотношений. Мы считаем, что это пробел в законодательстве, но так как стороны имеют право использовать процедуру медиации для урегулирования указанных споров, то к медиативным соглашениям по таким спорам, а также к срокам их урегулирования, применяются общие нормы, регулирующие разрешение таких споров.
Процедура медиации может быть прекращена по иным обстоятельствам (ст. 14 Закона о медиации), нежели в связи с урегулированием спора и заключением медиативного соглашения:
- по заявлению любой из сторон об отказе от продолжения процедуры медиации (что является продолжением принципа добровольности участия в процедуре медиации);
- по заявлению медиатора ввиду нецелесообразности дальнейшего проведения медиации;
- в связи с истечением сроков проведения процедуры медиации;
- если стороны согласились, что с помощью процедуры медиации решение найти не удалось.
Медиатор не имеет права консультировать стороны по правовым вопросам. Сторонам всегда рекомендуется обращаться за получением профессиональной юридической помощи. Предпочтительно, чтобы медиативное соглашение составлялось при участии юридических консультантов сторон, или ими самими (что особенно важно при урегулировании сложных коммерческих споров). В качестве промежуточного документа можно использовать протокол о намерениях / меморандум о взаимопонимании, в котором стороны еще не берут на себя юридические обязательства, но, формулируют договоренности, которые лягут в основу медиативного соглашения.
В рамках деятельности по организации и обеспечению проведения процедур медиации на практике, помимо документов, указанных выше, возникает необходимость в использовании договоров об оказании услуг по подготовке и проведению процедуры медиации. В соответствии с Законом о медиации – медиативная деятельность не является предпринимательской.
Медиация – это процедура разрешения спора, в которой именно стороны играют ключевую роль. Они являются "собственниками" конфликта, и они же в силу сохранения за ними полного контроля за содержательной стороной решения, а также возможности контролировать и влиять на процесс его поиска и выработки, являются авторами решения.
Медиатор не несет ответственности за договоренности, достигнутые в процедуре медиации, за их исполнение, влияние и ответственность остаются за сторонами. Поэтому если на процедуре медиации не будет раскрыта какая-либо существенная информация, например, финансового характера, или какая-либо другая информация, ответственность за результат процедуры, а также жизнеспособность и исполнимость соглашения, лежит на сторонах.
Статья 17 Закона о медиации устанавливает, что медиатор несет ответственность за вред, причиненный сторонами вследствие осуществления своей деятельности в качестве медиатора. Вред может быть нанесен нарушением принципов медиации, основ профессиональной этики. Качество процедуры зависит от того, как медиатор соблюдает принципы процедуры медиации (ст. 3, 5 Закона о медиации), такие как добровольность, конфиденциальность, независимость и беспристрастность медиатора, равноправие сторон, а также принцип открытости (не указан в законе, но означает, в том числе, что все действия медиатора, сама процедура медиации должны быть понятны сторонам, они могут задавать вопросы по всем интересующим их вопросам) и следования Кодексу профессиональной этики3. Медиатор в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона о медиации, не высказывает своих предложений о возможных вариантах урегулирования спора, если стороны сами не обратятся к нему с такой просьбой. При этом медиатор оставляет за собой право принятия решения – высказывать их или нет.
Детально правила проведения процедуры четко нигде не прописываются – ввиду специфики процедуры медиации и ее гибкости. Есть общие требования, которые могут устанавливаться сторонами, организацией, обеспечивающей проведение процедуры медиации, требованиями и стандартами соответствующей СРО, либо медиатором (п. 1, 2, 4 ст. 11, п. 7 ст. 19 Закона о медиации), но непосредственно ведение процедуры медиации зависит от медиатора.
Несколько слов об опасениях в связи с возможными злоупотреблениями в медиации, либо возможности принятия нежелательных решений. В силу того, что медиация – это добровольная процедура, все решения, от решения начать процедуру, до ее окончания, все промежуточные решения принимаются только сторонами и при условии согласия всех участвующих сторон. Поэтому в медиации риски того, что будет принято решение, неблагоприятное для одной из сторон, или, что медиация будет способом затягивания разбирательства, минимальны.