Основные причины отказов в регистрации юрлиц и ИП по новым формам
Татьяна Никанорова,
генеральный директор консалтингового центра "Профдело", главный редактор regforum.ru.
Многим уже известно, что с 4 июля 2013 года были введены в действие новые формы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Никаких разъяснений к моменту вступления их в силу юридическое сообщество не получило, и практику пришлось нарабатывать прямо "на ходу". Покатилась волна отказов, как законных, так и незаконных. С тех пор прошло пять месяцев, незаконных отказов становится все меньше, а практики все больше. Так за что сейчас можно получить отказ? Разберем практические случаи.
Неправильно заполнено заявление на регистрацию
Существуют разработанные и утвержденные требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. Приказом ФНС России от 25 января 2012 ММВ-7-6/25, далее – Требования). Регламент достаточно подробный, в нем много всего расписано, как нужно заполнять формы, отдельные поля и клеточки, а также указаны общие правила подачи документов на государственную регистрацию. Однако, очень много отказов было в связи с тем, что юристы нарушали эти требования.
Скачать формы и бланки документов для государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей можно на нашем сайте. |
Самая распространенная ошибка – не указан ИНН физических лиц (заявителя, учредителя, гендиректора). Закон регламентирует, что ИНН обязаны указать все физические лица, которые получили свидетельство о его присвоении. Дело в том, что ФНС в своих базах данных отмечает факт выдачи свидетельства ИНН. И, если в базе стоит, что свидетельство было выдано, то ИНН указывать обязательно. К сожалению, на практике, часто встречается ситуация, когда документы на регистрацию готовит юрист или бухгалтер, а руководитель на вопрос об ИНН отвечает, что «нет, не получал». Руководитель и понятия не имеет о том, что это может привести к отказу, он просто забыл о том, что получал свидетельство. Кстати, когда свидетельства только начинали выдавать, практиковалось выдавать их родственникам (родителям, женам). Бывшие "дети" за 14 лет, что выдают ИНН, уже подросли, и иногда даже не знают, что их родители получили за них ИНН.
Что же делать в такой ситуации? Сначала я предлагаю проверить, присвоен ли вам ИНН. Сделать это легко через соответствующий онлайн-сервис ФНС России. Если программа покажет ваш ИНН, я рекомендую обязательно проставить его в заявлении на государственную регистрацию. Если же вы не сможете найти свой ИНН, тогда я рекомендую обратиться в ФНС России по месту жительства и получить свидетельство на руки. Делается это несложно: сначала вы приезжаете с паспортом в районную налоговую по месту прописки, берете талончик (ожидание занимает обычно от 2 до 20 минут), и с инспектором заполняете запрос на выдачу свидетельства; через три-пять рабочих дней (официально – пять, но устно иногда сообщают, что могут сделать и раньше) приезжаете в налоговую и забираете готовый документ. Платить ни за что не нужно.
Другая распространенная ошибка – указание кода ОКВЭД тремя знаками. В старых формах было специальное указание, что код ОКВЭД должен указываться не менее трех знаков, к этому правилу все привыкли, а с 4 июля правила поменялись, и код ОКВЭД теперь должен указываться не менее четырех знаков. Налоговая мотивирует необходимость этого изменения тем, что сведения в таком формате требуются ПФР и ФСС РФ. Однако, на практике, бухгалтерам ни один из фондов не регламентировал количество знаков ОКВЭД, и всегда указывали три, и этого было достаточно. Тем не менее, правило четырех знаков прописано в официальных Требованиях, и его надо соблюдать (рис. 1).
Рис. 1. Образец заполнения показателя кода по ОКВЭД
Также ужесточились правила в части указания номера телефона и E-mail заявителя. Напомню, что в соответствии с п. 2.20.4 Требований номер телефона заявителя обязателен для указания в любом случае! А электронный адрес – в случае отправки документов через Интернет (например, через нотариуса или через единый портал государственных услуг). В предыдущих вариантах форм заполняющие привыкли, что номер телефона был не обязателен, также иногда юристы аргументируют тем, что "не у всех есть номер телефона". На мой взгляд, если у физического лица есть домашний номер, или же есть мобильный номер, зарегистрированный на это физическое лицо, то оправдание, что номера телефона нет, не пройдет, ни в налоговой, ни в суде. Предположу, что номера телефона может не быть у малочисленных народов Крайнего Севера, там и вышки-то негде ставить, но и фирму им вряд ли понадобится создавать. А если понадобится, уверена, для такого человека сделают исключение.
Какие еще обычно делают ошибки в документах, подаваемых на госрегистрацию?
- При написании наименования, которое переносится на вторую строку, не ставят пробел в начале строки, если он необходим (рис. 2);
Рис. 2. Образцы написания наименования юридического лица
- заполняют заявление НЕ ПРОПИСНЫМИ буквами;
- не соблюдают формат номера телефона (рис. 3);
Рис. 3. Образцы заполнения номеров стационарного и мобильного телефонов
- не заполняют нужные разделы;
- заполняют лишние разделы.
Неправильно распечатаны документы
Очень распространен отказ за то, что документы, подаваемые в регорган, напечатаны на обеих сторонах листа (двусторонняя печать). Особенно часто юристы публикуют решения и протоколы на двух сторонах. В чем же удобство? А в том, что раньше (до 4 июля) все документы, которые подавались в регорган, нужно было сшивать. И, чтобы меньше приходилось сшивать, протокол печатали на обеих сторонах листа. Теперь требование сшивать документы отменено, а печать разрешена только на одной стороне листа. Это требование связано с тем, что налоговые органы готовятся сканировать документы потоковыми сканерами (кладется пачка бумаги, и сканер их все считывает). Очевидно, что если будет двусторонний документ, то сканер его не считает, и данные в реестре будут неполными, а значит, недостоверными. Справедливости ради надо сказать, что пока что потоковыми сканерами документы не считывают, тем не менее, за двустороннюю печать отказывают.
Неочевидные отказы
К сожалению, Требования оказались не идеальными – содержат в себе ошибки, которые ФНС России уже признала, и не регламентируют некоторые ситуации. Так, например, очень много людей получили отказ потому, что не проставили "0" в листе "З" формы 14001, который заполняется в случае выходе участника из общества и распределении этой доли между участниками, или продажи этой доли.
Вы не найдете письмо ФНС НД-3-14/2939@ от 19 августа 2013 г. в поисковиках и справочно-правовых системах. Документ вы можете скачать только у нас. |
История этой ситуации такова, что сначала "0" ставить было не надо. Именно так устно разъясняли в ФНС России. Да и программа формирования документов, используемых при государственной регистрации ФДГР, которую разрабатывает ГНИВЦ для заполнения заявлений на регистрацию, тоже "0" не ставила. Вышли первые документы, и покатилась волна отказов! Народ недоумевал.
Мною был сделан письменный запрос в ФНС России через интернет-обращение, и мне поступил ответ. В Письме ФНС НД-3-14/2939@ от 19 августа 2013 г. ФНС России разъяснила, что в соответствующем поле этого листа надо ставить "0".
Неожиданные отказы
А совсем недавно был у нас такой случай, когда одному из юристов отказали в регистрации юридического лица на основании того, что ВРИО нотариуса не числился в федеральной базе нотариусов. Это впервые мы столкнулись с тем, что налоговая инспекция проверяет полномочия лица, заверившего заявление. Нотариус, который заверял то заявление, является одним из известнейших нотариусов Москвы, он всегда был на хорошем счету, и было бы крайне сложно догадаться о том, что с ним будет что-то не так. Но то ли нотариус не успел подать в федеральную базу сведения о своем новом ВРИО, то ли не вовремя продлили своему ВРИО полномочия, но факт остается фактом, заявление, заверенное неуполномоченным лицом, считается неправильным, а значит непредставленным.
Подвох заключается в том, что у заявителей нет легального доступа к федеральной базе нотариусов и их ВРИО. Проверить полномочия нотариуса или его ВРИО можно в нотариальной конторе, запросив на лицо, заверившее (или заверяющее) заявление копию лицензии на право нотариальной деятельности и копию приказа органов юстиции. Также можно воспользоваться онлайн-сервисом информационного портала нотариусов, имея в виду, что база данных нотариусов, доступная на данном информационном портале, не является официальной федеральной базой ФНС России и не обязательно будет с ней совпадать.
Отказы из-за юридических адресов
Отказы из-за неверного указания адреса места нахождения юридического лица были, есть и будут. Таким образом, ФНС России пытается бороться с фирмами-однодневками. Они существуют и по сей день, продавцы "проходных юрадресов" зарабатывают на продаже "воздуха", бизнес в очередной раз клянет и тех, и других. Вот список всевозможных отказов по неверному указанию адресов мест нахождения:
- по указанному адресу не существует никакого объекта недвижимости (например, дом снесли);
- собственник не подтвердил предоставление адреса;
- на адресе стоит "запрет на регистрацию" (собственник написал в ФНС письмо с просьбой не регистрировать на его адрес);
- фирма не находится по юридическому адресу (представитель ФНС выезжал, на адресе нет таблички);
- адреса нет в КЛАДР/СОУН (в базе данных ФНС России, например, новостройка).
Какие тут можно дать советы? Лучше всего регистрироваться по реальному, фактическому адресу, где будет находиться фирма – это самый надежный вариант. А если это невозможно, тщательно проверяйте адрес, продавца этого адреса и собственника, который предоставляет адрес, нет ли о них плохих отзывов в Интернете.
В заключение хотелось бы сказать, что большинство отказов, которые получают заявители, происходят из-за ошибок и невнимательности самих заявителей. Так называемых "незаконных" отказов от ФНС России настолько мало, что это вполне укладывается в рамки человеческого фактора. Стоит отметить, что ФНС России стала работать намного лучше и клиентоориентированнее, особенно ее центральный аппарат и московские налоговые. Будем надеяться, что положительные изменения обязательно придут во все регионы, и ФНС России перейдет из категории «противника», в категорию «помощника», хотя бы в отрасли регистрации фирм.