Новости и аналитика Мнения Алексей Пауков Долгая дорога от электронной цифровой подписи к квалифицированной электронной подписи

Долгая дорога от электронной цифровой подписи к квалифицированной электронной подписи

Алексей Пауков
Генеральный директор "ГАРАНТ Электронный Экспресс"

Электронная цифровая подпись: 11 лет, полет нормальный

В последние годы термин "электронная подпись" прочно вошел в нашу жизнь. Большая часть граждан, хотя и не имеет фундаментального понимания, как это устроено, но вполне успешно справляется с использованием средств электронной подписи на практике. В целом по стране Удостоверяющими центрами ежегодно выдается более миллиона сертификатов. Главным образом, они используются в информационных системах, обеспечивающих электронное взаимодействие бизнеса и государства.

Вот наиболее распространенные сферы применения электронной подписи сегодня:

1. Передача отчетности по телекоммуникационным каналам связи в контролирующие органы и внебюджетные фонды ("электронная отчетность" в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат, Росалкогольрегулирование);

2. Участие в размещении государственного заказа и в торгах, организованных организациями с госучастием или коммерческими структурами ("электронные торги");

3. Организация системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

4. Работа на портале госуслуг, на порталах отдельных органов власти (Росимущество, Росреестр, Роспатент, Росфинмониторинг) и ведение реестров (банкротство, существенные факты деятельности юрлиц);

5. Организация корпоративного документооборота, оборота первичных документов и счетов-фактур ("юридически значимый электронный документооборот").

О каждой из этих сфер можно отдельно рассказывать, и мы это обязательно сделаем в следующих публикациях. Пока же просто можем оценить масштабы проникновения электронной подписи в сферу взаимодействия B2G. Речь идет о десятках миллионов транзакций, обеспечивающих передачу юридически значимых данных ежегодно. Впечатляет, не правда ли?

Ключи на переправе не меняют

Выстроены все эти системы передачи юридически значимой информации были в период действия Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". И, как видно, этот закон, в целом, не сдерживал бурное развитие юридически значимого электронного взаимодействия, а создавал для него вполне достаточные условия. Тем не менее, требовалось "все лучше лучше и лучше строить электронное государство", и на смену ему был разработан Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее, Федеральный закон № 63-ФЗ). В новых реалиях нужно учиться писать правильно: теперь не "электронная цифровая подпись", а "электронная подпись". Но это не единственная новелла, есть много других. Как происходят изменения?

Вступление в силу Федерального закона № 63-ФЗ уже откладывалось, но это уже история. Мало кто из рядовых пользователей средств электронной подписи знает, что совсем недавно – в начале июля 2013 года – выстроенное многообразие структурированных электронных отношений оказалось в состоянии неопределенности. Риски были связаны как раз с ожиданием вступления в силу с 1 июля 2013 года Федерального закона № 63-ФЗ. Дело в том, что переход к работе в условиях этого закона предполагал изменение структуры сертификата ключа проверки электронной подписи в соответствии с новыми требованиями. А это означало необходимость перевыпуска всех ранее выданных сертификатов. Учитывая тот факт, что активная подготовка к переходу на новый федеральный закон различными ведомствами велась до последнего времени, соответствующие подзаконные и технические акты были выпущены (а местами еще не выпущены) уже накануне 1 июля 2013 года.

Теперь представим себе, что миллионная армия уже вовлеченных в электронные процессы организаций выстроилась бы в очередь за обновлением электронной подписи. Процедура выдачи электронной подписи – достаточно ответственное мероприятие: нужно внимательно проверить документы, это занимает время, а значит добросовестно выдать миллиону пользователей сертификаты в короткое время было бы невозможно. При этом сдача отчетности или участие в размещении государственного заказа исключительно в электронной форме в ряде случаев уже закреплены законодательно. Не исполнить эти процедуры в электронном виде для многих организаций означало бы нарушить закон. Сложилась напряженная ситуация, отчасти осложнявшаяся тем, что июль еще и месяц целого ряда отчетных кампаний. По существу перед ведомствами, вопрос встал ребром: не перейти своевременно в полной мере на новый федеральный закон или "завалить" отчетную кампанию. Непростой выбор в неприятной формуле "Проиграл/Проиграл". Нужно было что-то предпринимать, и профессиональные участники рынка активно работали в этом направлении: писали письма, выступали на конференциях, встречались с чиновниками, предупреждая об образовании электронного "гордиева узла".

Электронный гордиев узел

Развязка наступила в самом финале, точнее уже в дополнительное время. Президент подписал Федеральный Закон от 2 июля 2013 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федерального закона № ФЗ-171). Согласно этому закону в ст. 19 Федерального закона № 63-ФЗ были внесены изменения, фактически означающие новый перенос срока вступления в силу этого закона на конец 2013 года.

Важно отметить, что закон был подписан 2 июля, а часть изменений вступила в силу 1 июля. Например, с 1 июля согласно ст. 3 Федерального закона № ФЗ-171 "электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10 января 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2013 года признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом".

Одновременно п. 2 статьи 3 устанавливает, что "в случаях, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись в соответствии с настоящим Федеральным законом". Этот пункт устраняет пробел, который раньше отмечали некоторые эксперты, поднимая вопрос о предстоящей неопределенности устаревающего термина "электронная цифровая подпись", активно использовавшегося раньше в нормотворчестве.

Отдельно следует отметить статью 2 Федерального закона № ФЗ-171, которая вносит ряд поправок в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". По существу, поправки эти предусматривают замену слов "электронная цифровая подпись" словами "усиленная электронная подпись в соответствии с условиями функционирования электронных площадок". Тут видится подготовка базиса для того, чтобы не волновать лишний раз тонко настроенную систему электронных торгов. Сбои на электронных торгах могут привести к дорогим, в прямом смысле, последствиям, и возникает желание сохранить действующий порядок работы. О каком порядке идет речь? Прежде всего, о надежной проверке полномочий лиц, участвующих в торгах, о так называемой аккредитации участника торгов на площадке. Имеет ли право человек от имени организации, есть ли у него необходимые доверенности – проверка полномочий на техническом уровне выражается во включении в состав сертификата специальных дополнительных идентификаторов. Это означает, что структура такого сертификата уже не отвечает требованиям к структуре квалифицированного сертификата ключей проверки электронной подписи. Дело в том, что аккредитацию проводят сами электронные площадки, и ввиду возложенной на них ответственности за происходящее на электронных торгах, проводят проверку самостоятельно. В этом случае работает принцип "хочешь сделать хорошо – сделай это сам", и цель достигается, даже если подпись не квалифицированная, а просто "усиленная в соответствии с условиями функционирования электронных площадок".

Итак, электронный гордиев узел разрублен, но к концу года будет завязан заново.

Уместно ли будет поднять тост за новую электронную подпись 31 декабря?

Время покажет.

 

Статьи по теме:

Неквалифицированная электронная подпись – ИА "ГАРАНТ", март 2012

Все записи автора
Все авторы