13 мая 2016
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства"
Обзор документа
Новые разъяснения по таможенному законодательству!
Даны разъяснения по таможенному законодательству.
Ими заменяются прежние указания по аналогичным вопросам, которые ранее сформулировал Пленум ВАС РФ в т. ч. в 2013 г.
Приведены общие принципы и акты, регулирующие таможенные отношения.
Подчеркивается, что коллизионный приоритет над нормами законодательства России имеет право ЕАЭС.
Уделено внимание вопросам оценки ввозимых товаров для таможенных целей.
Отмечено, что судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом (таможенным представителем) информации, бремя опровержения которой лежит на таможне.
Указывается, в чем именно могут проявляться признаки недостоверности сведений о стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При этом поясняется, что отдельные недостатки в оформлении представленных документов (договоров, спецификаций и т. п.), не опровергающие факт заключения сделки на определенных условиях, сами по себе еще не свидетельствуют о такой недостоверности.
Определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой. Поэтому обязанность представить по требованию таможни подтверждающие документы может возлагаться на декларанта только в отношении тех материалов, которыми тот обладает (должен) в силу закона или обычаев делового оборота.
Выделены особенности, которые должны учитываться при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости.
Разобраны нюансы, которые важны при применении первого метода таможенной оценки (по цене сделки с ввозимым товаром), а также последующих методов.
Рассмотрены некоторые спорные моменты, связанные с включением отдельных платежей в таможенную стоимость. В частности, выделены четкие критерии для такого включения в отношении роялти.
Даны пояснения относительно сроков направления требования об уплате таможенных платежей, а также его оспаривания, взыскания задолженности и возврата сумм переплаты по ним, начисления пени и процентов, проведения ведомственного контроля.
Так, указывается, что пени за просрочку не начисляются, если она произошла из-за бездействия самой таможни (которая не провела взыскание за счет неизрасходованных авансовых сумм, денежного залога или переплат).
Также пени не могут взиматься, если декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям таможни, которые были даны ему или неопределенному кругу лиц.
Приведены критерии, исходя из которых товары относятся к предназначенным для личного пользования.
В частности, факт последующей продажи товаров лицом, переместившим их через таможенную границу, сам по себе не свидетельствует об использования этого имущества не в личных целях.
Рассмотрены вопросы, касающиеся освобождения от таможенных платежей по временно ввезенному транспорту в случае его гибели, хищения (угона).
Даны разъяснения по таможенному законодательству.
Ими заменяются прежние указания по аналогичным вопросам, которые ранее сформулировал Пленум ВАС РФ в т. ч. в 2013 г.
Приведены общие принципы и акты, регулирующие таможенные отношения.
Подчеркивается, что коллизионный приоритет над нормами законодательства России имеет право ЕАЭС.
Уделено внимание вопросам оценки ввозимых товаров для таможенных целей.
Отмечено, что судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом (таможенным представителем) информации, бремя опровержения которой лежит на таможне.
Указывается, в чем именно могут проявляться признаки недостоверности сведений о стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При этом поясняется, что отдельные недостатки в оформлении представленных документов (договоров, спецификаций и т. п.), не опровергающие факт заключения сделки на определенных условиях, сами по себе еще не свидетельствуют о такой недостоверности.
Определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой. Поэтому обязанность представить по требованию таможни подтверждающие документы может возлагаться на декларанта только в отношении тех материалов, которыми тот обладает (должен) в силу закона или обычаев делового оборота.
Выделены особенности, которые должны учитываться при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости.
Разобраны нюансы, которые важны при применении первого метода таможенной оценки (по цене сделки с ввозимым товаром), а также последующих методов.
Рассмотрены некоторые спорные моменты, связанные с включением отдельных платежей в таможенную стоимость. В частности, выделены четкие критерии для такого включения в отношении роялти.
Даны пояснения относительно сроков направления требования об уплате таможенных платежей, а также его оспаривания, взыскания задолженности и возврата сумм переплаты по ним, начисления пени и процентов, проведения ведомственного контроля.
Так, указывается, что пени за просрочку не начисляются, если она произошла из-за бездействия самой таможни (которая не провела взыскание за счет неизрасходованных авансовых сумм, денежного залога или переплат).
Также пени не могут взиматься, если декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям таможни, которые были даны ему или неопределенному кругу лиц.
Приведены критерии, исходя из которых товары относятся к предназначенным для личного пользования.
В частности, факт последующей продажи товаров лицом, переместившим их через таможенную границу, сам по себе не свидетельствует об использования этого имущества не в личных целях.
Рассмотрены вопросы, касающиеся освобождения от таможенных платежей по временно ввезенному транспорту в случае его гибели, хищения (угона).
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад