11 декабря 2015
Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.)
Обзор документа
Изъятие земли для размещения объектов транспорта: что принимать во внимание, учитывая поправки?
Проанализирована практика по спорам об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд для размещения объектов транспорта.
Проведение такого обобщения обусловлено тем, что с 1 апреля 2015 г. вступил в силу целый ряд поправок, уточнивших регулирование в данной сфере.
Приведены нормативные положения, которыми необходимо руководствоваться при таком изъятии (с учетом упомянутых поправок), и наиболее существенные изменения.
В частности, отмечено, что до 1 апреля 2015 г. при изъятии выкупная цена выплачивалась соответствующим публично-правовым образованием. После этой даты подобное возможно также и за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии.
Также с 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости которых подлежат изъятию, и их уведомления.
Подчеркивается, что к подобным уведомлениям применяются правила ГК РФ о юридически значимом сообщении.
Кроме того, согласно поправкам установлена обязанность не только по такому уведомлению, но и по направлению соответствующих документов (проекта соглашения об изъятии, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых участков и т. п.).
Изменения коснулись и сроков принудительного изъятия земли.
Указывается, что независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земли были произведены до 1 апреля 2015 г., после этой даты должна быть полностью соблюдена новая процедура подготовки и заключения такого соглашения.
Примеры практики приведены с учетом регулирования, действовавшего до апреля 2015 г. Однако к некоторым из дел размещены разъяснения по применения поправок.
Кроме того, отдельные моменты остаются актуальными несмотря на изменение регулирования.
Среди выводов можно выделить следующие.
В случае спора суд принимает решение о выкупе участка, а не о понуждении к заключению соглашения о выкупе.
В требовании органа власти о выкупе будет отказано, если не соблюдена процедура изъятия участка, в частности, правообладатель не уведомлен о таком решении.
Выделены моменты, которые должны учитываться в отношении такого уведомления.
Затронуты вопросы, связанные с возмещением убытков, расчетом выкупной цены.
В числе прочего, поясняется, что выкупная цена должна включать в себя не только рыночную стоимость земли и недвижимости на ней, но все убытки.
Причем к последним относятся и убытки, которые лицо несет из-за невозможности исполнить свои обязательства перед третьими лицами, в т. ч. упущенная выгода.
Проанализирована практика по спорам об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд для размещения объектов транспорта.
Проведение такого обобщения обусловлено тем, что с 1 апреля 2015 г. вступил в силу целый ряд поправок, уточнивших регулирование в данной сфере.
Приведены нормативные положения, которыми необходимо руководствоваться при таком изъятии (с учетом упомянутых поправок), и наиболее существенные изменения.
В частности, отмечено, что до 1 апреля 2015 г. при изъятии выкупная цена выплачивалась соответствующим публично-правовым образованием. После этой даты подобное возможно также и за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии.
Также с 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости которых подлежат изъятию, и их уведомления.
Подчеркивается, что к подобным уведомлениям применяются правила ГК РФ о юридически значимом сообщении.
Кроме того, согласно поправкам установлена обязанность не только по такому уведомлению, но и по направлению соответствующих документов (проекта соглашения об изъятии, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых участков и т. п.).
Изменения коснулись и сроков принудительного изъятия земли.
Указывается, что независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земли были произведены до 1 апреля 2015 г., после этой даты должна быть полностью соблюдена новая процедура подготовки и заключения такого соглашения.
Примеры практики приведены с учетом регулирования, действовавшего до апреля 2015 г. Однако к некоторым из дел размещены разъяснения по применения поправок.
Кроме того, отдельные моменты остаются актуальными несмотря на изменение регулирования.
Среди выводов можно выделить следующие.
В случае спора суд принимает решение о выкупе участка, а не о понуждении к заключению соглашения о выкупе.
В требовании органа власти о выкупе будет отказано, если не соблюдена процедура изъятия участка, в частности, правообладатель не уведомлен о таком решении.
Выделены моменты, которые должны учитываться в отношении такого уведомления.
Затронуты вопросы, связанные с возмещением убытков, расчетом выкупной цены.
В числе прочего, поясняется, что выкупная цена должна включать в себя не только рыночную стоимость земли и недвижимости на ней, но все убытки.
Причем к последним относятся и убытки, которые лицо несет из-за невозможности исполнить свои обязательства перед третьими лицами, в т. ч. упущенная выгода.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад