22 июля 2015
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева"
Обзор документа
Контрабанда сильнодействующих веществ: надо уточнить, так когда же физлицам грозит ответственность!
Внимание КС РФ привлек вопрос об уголовной ответственности граждан за контрабанду в т. ч. сильнодействующих веществ.
Поводом для этого стали жалобы двух осужденных.
Они ввезли в Россию препараты, содержащие сильнодействующие вещества (речь шла о тестостероне, станозололе, метандиеноне - анаболических стероидах, часто используемых в силовых видах спорта).
Эти лица прибыли в нашу страну для участия в соревнованиях по пауэрлифтингу, которые не предусматривали проведение допинг-контроля.
Согласно доводам заявителей, из данных норм УК РФ не ясно, какие именно вещества имеются ввиду. На практике получается, что некоторые из них разрешено хранить и потреблять, но запрещено ввозить в страну.
КС РФ признал нормы неконституционными.
Они являются таковыми в той мере, в какой произвольно толкуются и применяются на практике.
Подобные последствия - результат неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физлицами через границу России с государствами-членами ТС в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ.
Имеются ввиду сильнодействующие вещества, входящие в состав лекарств и не являющиеся наркотиками, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами.
Оспариваемые нормы не предполагают возможность учета специфики перемещения подобных веществ, осуществляемого физлицами для личного использования.
Это не позволяет таким гражданам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия, что противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости.
Уголовно-правовые предписания должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости, позволяющей лицу соотносить с ними свое поведение - как дозволенное, так и запрещенное - и предвидеть последствия.
В частности, в правовом регулировании трансграничного перемещения сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарств, нет правил, которые бы однозначно свидетельствовали о противоправном характере такого перемещения физлицами для личного применения по медпоказаниям.
С учетом этого законодатель должен определить упомянутый порядок перемещения через границу физлицами для личного использования подобных лекарств, содержащих сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотиками, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами.
До того, как такой вопрос будет урегулирован, в описанной ситуации должны учитываться условия, установленные Законом об обращении лекарств.
Внимание КС РФ привлек вопрос об уголовной ответственности граждан за контрабанду в т. ч. сильнодействующих веществ.
Поводом для этого стали жалобы двух осужденных.
Они ввезли в Россию препараты, содержащие сильнодействующие вещества (речь шла о тестостероне, станозололе, метандиеноне - анаболических стероидах, часто используемых в силовых видах спорта).
Эти лица прибыли в нашу страну для участия в соревнованиях по пауэрлифтингу, которые не предусматривали проведение допинг-контроля.
Согласно доводам заявителей, из данных норм УК РФ не ясно, какие именно вещества имеются ввиду. На практике получается, что некоторые из них разрешено хранить и потреблять, но запрещено ввозить в страну.
КС РФ признал нормы неконституционными.
Они являются таковыми в той мере, в какой произвольно толкуются и применяются на практике.
Подобные последствия - результат неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физлицами через границу России с государствами-членами ТС в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ.
Имеются ввиду сильнодействующие вещества, входящие в состав лекарств и не являющиеся наркотиками, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами.
Оспариваемые нормы не предполагают возможность учета специфики перемещения подобных веществ, осуществляемого физлицами для личного использования.
Это не позволяет таким гражданам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия, что противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости.
Уголовно-правовые предписания должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости, позволяющей лицу соотносить с ними свое поведение - как дозволенное, так и запрещенное - и предвидеть последствия.
В частности, в правовом регулировании трансграничного перемещения сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарств, нет правил, которые бы однозначно свидетельствовали о противоправном характере такого перемещения физлицами для личного применения по медпоказаниям.
С учетом этого законодатель должен определить упомянутый порядок перемещения через границу физлицами для личного использования подобных лекарств, содержащих сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотиками, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами.
До того, как такой вопрос будет урегулирован, в описанной ситуации должны учитываться условия, установленные Законом об обращении лекарств.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад