16 июля 2015
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"
Обзор документа
Позиция КС РФ: не все постановления ЕСПЧ должны исполняться в России в безусловном порядке!
Предметом проверки стал целый ряд норм, касающихся признания Россией юрисдикции Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ).
Как указали заявители, на основании таких норм постановления ЕСПЧ обязательны для России в любом случае.
Однако не ясно, конституционна ли подобная безусловная обязательность в тех случаях, когда возникают коллизии.
Имеются в виду расхождения между положениями Конституции РФ и тем толкованием Конвенции о защите прав человека, которое дает в своем постановлении ЕСПЧ.
КС РФ счел нормы конституционными, подчеркнув, что их применение обеспечивает следующее.
Обеспечивается применение упомянутой Конвенции и исполнение постановлений ЕСПЧ.
Данная Конвенция, как многосторонний международный договор России, - составная часть нашей правовой системы.
При этом ЕСПЧ - субсидиарный межгосударственный судебный орган по конкретным делам в случаях, когда исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты.
В силу процессуальных норм принятие ЕСПЧ постановления, в котором констатируется нарушение Россией прав и свобод человека при применении закона, - основание для пересмотра дела.
При таком пересмотре в определенных случаях суд (арбитражный или общей юрисдикции) должен обратиться с запросом в КС РФ.
Это нужно сделать, если при таком пересмотре дела суд (арбитражный или общей юрисдикции) придет к выводу о том, что вопрос о возможности применения закона может быть решен только после подтверждения его конституционности.
ЕСПЧ может принять постановление, констатирующее нарушение Конвенции нормами законодательства России, примененными в деле лица.
В подобном случае суд, пересматривающий акт по заявлению лица, по жалобе которого ЕСПЧ принял данное постановление, обязан приостановить производство и обратиться с запросом в КС РФ (чтобы проверить конституционность таких российских норм).
По поводу ситуаций, когда ЕСПЧ дает толкование норм Конвенции, приводящее к их расхождению с Конституцией РФ.
В таких ситуациях госорганы, на которых возложена обязанность обеспечивать выполнение Россией международных договоров, могут обратиться в КС РФ.
Если КС РФ придет к выводу, что подобное постановление не может быть исполнено, оно в этой части не подлежит исполнению.
На Президента РФ и Правительство РФ возложена обязанность по обеспечению выполнения Россией международных договоров, участницей которых является наша страна.
Если они придут к выводу о невозможности исполнить (в части, обязывающей Россию к принятию мер индивидуального и общего характера) подобное постановление ЕСПЧ, основанное на упомянутом толковании, они могут обратиться в КС РФ.
В таком случае КС РФ может дать толкование положений Конституции РФ, чтобы устранить неопределенность в их понимании с учетом выявившегося противоречия и международных обязательств России.
Подчеркивается, что федеральный законодатель может предусмотреть специальный правовой механизм разрешения КС РФ вопроса о возможности или невозможности исполнить постановление ЕСПЧ, вынесенное по жалобе против России.
Предметом проверки стал целый ряд норм, касающихся признания Россией юрисдикции Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ).
Как указали заявители, на основании таких норм постановления ЕСПЧ обязательны для России в любом случае.
Однако не ясно, конституционна ли подобная безусловная обязательность в тех случаях, когда возникают коллизии.
Имеются в виду расхождения между положениями Конституции РФ и тем толкованием Конвенции о защите прав человека, которое дает в своем постановлении ЕСПЧ.
КС РФ счел нормы конституционными, подчеркнув, что их применение обеспечивает следующее.
Обеспечивается применение упомянутой Конвенции и исполнение постановлений ЕСПЧ.
Данная Конвенция, как многосторонний международный договор России, - составная часть нашей правовой системы.
При этом ЕСПЧ - субсидиарный межгосударственный судебный орган по конкретным делам в случаях, когда исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты.
В силу процессуальных норм принятие ЕСПЧ постановления, в котором констатируется нарушение Россией прав и свобод человека при применении закона, - основание для пересмотра дела.
При таком пересмотре в определенных случаях суд (арбитражный или общей юрисдикции) должен обратиться с запросом в КС РФ.
Это нужно сделать, если при таком пересмотре дела суд (арбитражный или общей юрисдикции) придет к выводу о том, что вопрос о возможности применения закона может быть решен только после подтверждения его конституционности.
ЕСПЧ может принять постановление, констатирующее нарушение Конвенции нормами законодательства России, примененными в деле лица.
В подобном случае суд, пересматривающий акт по заявлению лица, по жалобе которого ЕСПЧ принял данное постановление, обязан приостановить производство и обратиться с запросом в КС РФ (чтобы проверить конституционность таких российских норм).
По поводу ситуаций, когда ЕСПЧ дает толкование норм Конвенции, приводящее к их расхождению с Конституцией РФ.
В таких ситуациях госорганы, на которых возложена обязанность обеспечивать выполнение Россией международных договоров, могут обратиться в КС РФ.
Если КС РФ придет к выводу, что подобное постановление не может быть исполнено, оно в этой части не подлежит исполнению.
На Президента РФ и Правительство РФ возложена обязанность по обеспечению выполнения Россией международных договоров, участницей которых является наша страна.
Если они придут к выводу о невозможности исполнить (в части, обязывающей Россию к принятию мер индивидуального и общего характера) подобное постановление ЕСПЧ, основанное на упомянутом толковании, они могут обратиться в КС РФ.
В таком случае КС РФ может дать толкование положений Конституции РФ, чтобы устранить неопределенность в их понимании с учетом выявившегося противоречия и международных обязательств России.
Подчеркивается, что федеральный законодатель может предусмотреть специальный правовой механизм разрешения КС РФ вопроса о возможности или невозможности исполнить постановление ЕСПЧ, вынесенное по жалобе против России.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад