6 декабря 2013
Постановление Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2013 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области"
Обзор документа
О льготах по транспортному налогу.
Предметом проверки стали положения регионального Закона о транспортном налоге в части предоставления пенсионерам, имеющим в собственности легковые автомобили, льготы в виде сниженной налоговой ставки. Ранее она распространялась на транспорт любой мощности. С 2009 г. вступили в силу поправки, согласно которым эта ставка действует в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,333 кВт) включительно. Уставный суд субъекта Российской Федерации признал данную норму не соответствующей уставу (основному закону) региона в той мере, в какой ею ограничивается право пенсионеров, имеющих автомобили большей мощности, на налоговую льготу.
Однако оспариваемое положение в указанной части не противоречит Конституции РФ. Соответственно, оно сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.
Изменяя условия предоставления налоговой льготы, региональный законодатель стремился усилить ее адресность. Для этого был использован такой объективный показатель, как мощность двигателя. Она определяет, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание. Такой подход сам по себе не может расцениваться как несовместимый с требованиями Конституции РФ.
Гражданам, которые ранее имели право на налоговую льготу и утрачивают его в связи с изменением правового регулирования, должен предоставляться достаточный переходный период. Эти требования были выполнены. Закон, изменяющий условия предоставления льготы, принят 30 сентября 2008 г., официально опубликован 16 октября 2008 г., а вступил в силу с 1 января 2009 г.
Оспариваемое положение не нарушает предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и закрепленное ею разграничение компетенции между федеральными и региональными органами госвласти. Поправки, внесенные региональным законодателем, не могут расцениваться и как снижающие конституционно обусловленный уровень соцзащиты пенсионеров и как нарушающие их имущественные права.
При этом региональный законодатель может усовершенствовать механизм предоставления пенсионерам (как социально уязвимой категории) налоговых льгот с учетом их социальной направленности.
Предметом проверки стали положения регионального Закона о транспортном налоге в части предоставления пенсионерам, имеющим в собственности легковые автомобили, льготы в виде сниженной налоговой ставки. Ранее она распространялась на транспорт любой мощности. С 2009 г. вступили в силу поправки, согласно которым эта ставка действует в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,333 кВт) включительно. Уставный суд субъекта Российской Федерации признал данную норму не соответствующей уставу (основному закону) региона в той мере, в какой ею ограничивается право пенсионеров, имеющих автомобили большей мощности, на налоговую льготу.
Однако оспариваемое положение в указанной части не противоречит Конституции РФ. Соответственно, оно сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.
Изменяя условия предоставления налоговой льготы, региональный законодатель стремился усилить ее адресность. Для этого был использован такой объективный показатель, как мощность двигателя. Она определяет, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание. Такой подход сам по себе не может расцениваться как несовместимый с требованиями Конституции РФ.
Гражданам, которые ранее имели право на налоговую льготу и утрачивают его в связи с изменением правового регулирования, должен предоставляться достаточный переходный период. Эти требования были выполнены. Закон, изменяющий условия предоставления льготы, принят 30 сентября 2008 г., официально опубликован 16 октября 2008 г., а вступил в силу с 1 января 2009 г.
Оспариваемое положение не нарушает предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и закрепленное ею разграничение компетенции между федеральными и региональными органами госвласти. Поправки, внесенные региональным законодателем, не могут расцениваться и как снижающие конституционно обусловленный уровень соцзащиты пенсионеров и как нарушающие их имущественные права.
При этом региональный законодатель может усовершенствовать механизм предоставления пенсионерам (как социально уязвимой категории) налоговых льгот с учетом их социальной направленности.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад