25 апреля 2013
Постановление Конституционного суда РФ от 22 апреля 2013 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области"
Обзор документа
Избирателей, считающих итоги выборов незаконными, могут выслушать в суде!
Избиратели вправе оспаривать в суде любые незаконные решения и действия (бездействие) избиркомов.
Это касается и решений, принимаемых по итогам выборов.
При этом подразумевается именно тот участок, на котором гражданин принял участие в выборах.
Такой вывод следует из позиции КС РФ, которую он сформулировал при проверке норм некоторых актов, включая ГПК РФ.
Как пояснил КС РФ, избирательное право гражданина не ограничивается тем, что он может проголосовать.
Он также должен иметь возможность удостовериться в правильном учете поданного им голоса на том избирательном участке, на котором проголосовал. Иной подход ставил бы под сомнение сам институт свободных выборов.
Нормы конституционны в той мере, в какой они предусматривают само право избирателей обращаться в суд за защитой своих избирательных прав в связи с состоявшимся голосованием.
Аналогичное право по этим нормам предоставляется наблюдателям (когда нарушены полномочия по наблюдению), а также политическим партиям и их региональным отделениям (когда речь идет об их правах).
Между тем положения неконституционны в ином аспекте.
Они являются таковыми в той мере, в какой в силу своей неопределенности трактуются на практике, как не позволяющие избирателям обжаловать некоторые решения и действия (бездействия) избиркомов.
Речь идет о случаях, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором такие граждане участвовали в выборах. Федеральный законодатель должен внести изменения в правовое регулирование судебной защиты избирательных прав граждан.
Посредством поправок нужно уточнить порядок судебного обжалования решений и действий (бездействия) избиркомов, которые связаны с подсчетом голосов и установлением итогов голосования, определением результатов выборов.
До внесения таких изменений суды общей юрисдикции не вправе отказывать в принятии заявлений граждан, которые обращаются за защитой своих избирательных прав.
Имеются в виду избиратели, полагающие, что их права нарушены при подведении итогов голосования на том избирательном участке, на котором они участвовали в выборах.
Избиратели вправе оспаривать в суде любые незаконные решения и действия (бездействие) избиркомов.
Это касается и решений, принимаемых по итогам выборов.
При этом подразумевается именно тот участок, на котором гражданин принял участие в выборах.
Такой вывод следует из позиции КС РФ, которую он сформулировал при проверке норм некоторых актов, включая ГПК РФ.
Как пояснил КС РФ, избирательное право гражданина не ограничивается тем, что он может проголосовать.
Он также должен иметь возможность удостовериться в правильном учете поданного им голоса на том избирательном участке, на котором проголосовал. Иной подход ставил бы под сомнение сам институт свободных выборов.
Нормы конституционны в той мере, в какой они предусматривают само право избирателей обращаться в суд за защитой своих избирательных прав в связи с состоявшимся голосованием.
Аналогичное право по этим нормам предоставляется наблюдателям (когда нарушены полномочия по наблюдению), а также политическим партиям и их региональным отделениям (когда речь идет об их правах).
Между тем положения неконституционны в ином аспекте.
Они являются таковыми в той мере, в какой в силу своей неопределенности трактуются на практике, как не позволяющие избирателям обжаловать некоторые решения и действия (бездействия) избиркомов.
Речь идет о случаях, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором такие граждане участвовали в выборах. Федеральный законодатель должен внести изменения в правовое регулирование судебной защиты избирательных прав граждан.
Посредством поправок нужно уточнить порядок судебного обжалования решений и действий (бездействия) избиркомов, которые связаны с подсчетом голосов и установлением итогов голосования, определением результатов выборов.
До внесения таких изменений суды общей юрисдикции не вправе отказывать в принятии заявлений граждан, которые обращаются за защитой своих избирательных прав.
Имеются в виду избиратели, полагающие, что их права нарушены при подведении итогов голосования на том избирательном участке, на котором они участвовали в выборах.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад