27 апреля 2012
Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих"
Обзор документа
Учредители (участники) ТСЖ тоже могут признаваться безработными.
Занятыми считаются в т. ч. учредители (участники) юрлиц. Исключение - учредители (участники) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юрлиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Данная норма неконституционна в той мере, в какой она препятствует признанию безработными учредителей (участников) некоммерческой организации - ТСЖ.
Члены (учредители, участники) ТСЖ не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации. Они не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юрлице, целью которой является получение регулярного дохода. Соответственно, учредители (участники) ТСЖ не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок (трудовой доход).
Обладание в отношении организации имущественными правами, вытекающими из участия в ней, не может безусловно свидетельствовать об отсутствии (наличии) у ее учредителей (участников) права получать прибыль от ее хозяйственной деятельности. Соответственно, данный критерий не может применяться для дифференциации прав учредителей (участников) организаций в сфере защиты об безработицы.
Закон о занятости содержит закрытый перечень некоммерческих организаций, чьи учредители (участники) не считаются занятыми. Следовательно, учредители (участники) любых других некоммерческих организаций относятся к занятым гражданам. Это создает препятствия для признания членов ТСЖ, утративших работу и заработок, безработными, для предоставления им соцподдержки. В результате нарушается право указанных лиц на защиту от безработицы.
Кроме того, допустив такое регулирование, федеральный законодатель нарушил запрет различного отношения к лицам, относящимся к одной категории.
Занятыми считаются в т. ч. учредители (участники) юрлиц. Исключение - учредители (участники) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юрлиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Данная норма неконституционна в той мере, в какой она препятствует признанию безработными учредителей (участников) некоммерческой организации - ТСЖ.
Члены (учредители, участники) ТСЖ не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации. Они не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юрлице, целью которой является получение регулярного дохода. Соответственно, учредители (участники) ТСЖ не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок (трудовой доход).
Обладание в отношении организации имущественными правами, вытекающими из участия в ней, не может безусловно свидетельствовать об отсутствии (наличии) у ее учредителей (участников) права получать прибыль от ее хозяйственной деятельности. Соответственно, данный критерий не может применяться для дифференциации прав учредителей (участников) организаций в сфере защиты об безработицы.
Закон о занятости содержит закрытый перечень некоммерческих организаций, чьи учредители (участники) не считаются занятыми. Следовательно, учредители (участники) любых других некоммерческих организаций относятся к занятым гражданам. Это создает препятствия для признания членов ТСЖ, утративших работу и заработок, безработными, для предоставления им соцподдержки. В результате нарушается право указанных лиц на защиту от безработицы.
Кроме того, допустив такое регулирование, федеральный законодатель нарушил запрет различного отношения к лицам, относящимся к одной категории.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад